Клуб

            К Л У Б
Хлопок в плечо.
- Сеньор Помидор! Ты ли это! Сто лет!
Давненько я не слышал свою прежнюю кличку. Пристала она ко мне еще со школьной скамьи а потом перешла и в университет. Когда-то прозвали меня так за слишком уж красные щеки.
- А-а, Серега! Привет! Надо же, не успел заявиться,  и сразу Помидор! Ну и нравы у вас тут!
- Ну пошли, ты еще не то услышишь. Сразу же ко мне пошли.
Он проворно схватил мою тяжеленную сумку и чуть ли не бегом направился к троллейбусной остановке. Мне волей-неволей, пришлось поспешить за ним.
- Да погоди ты. Куда ты меня тащишь? Даже не спросил куда, зачем…
- Потом, потом. Мне тоже некогда. Через двадцать минут я должен быть на планерке. Или вот, что. На тебе ключи, жены сейчас дома нет, у нее мать болеет и потому с сынишкой, пока там и живут. Располагайся, я приду где-то, через час.
Он наспех сказал адрес и сунул мне мою сумку.
- У тебя сын?
Он только махнул рукой и убежал.
Вот те на!. Теперь хочешь, не хочешь – к нему. Я хорошо знаю Саратов и быстро нашел нужную мне квартиру.
Квартира ничего. Обошел комнаты, кухню, заглянул в холодильник… Сам же велел располагаться. Включил телевизор, первый, второй, третий… пятый, ничего интересного. Раньше два было канала – и было что смотреть. Выключил. Умылся, прилег на диване. Над диваном полочка, там книги. Книг не так то и много. Лесков… вот его рассказы всегда мне нравились… начал читать, задремал. Видно, устал с дороги. Звонок. Машинально, по старой привычке ищу будильник на спинке дивана. Это- привычка. Я – зимний рыбак. Обычно встаю затемно по будильнику.
Звонок повторился. Это Сергей пришел. Открываю.
- Ну вот и я. Теперь можно и поговорить!
- Ты же сказал, через час! А сейчас сколько?
- у нас теперь строго. Теперь новый генеральный. Раньше могли бы уйти в любое время, требовали главным образом, отдачу от специалиста. Теперь требуют от сих до сих. Ведь можно же так просидеть и ничего не родить. Некоторые всегда так делают и они на хорошем счету.
- Правильно требует. Дисциплина тоже должна быть. В одном слабинка, она проявится и в другом. Нам ведь только разреши!
- Не знаю, как все, но, по-моему, дисциплина должна быть внутренняя а не показная, не самоцель. Это порой только вредит. Мы же творческие работники, творчество не терпит внешнего регулирования…
- Не говори! Порой, волевой окрик начальства знаешь, как помогает!
- Ну да бог с ним. Ты ел что-нибудь? Конечно нет! Сейчас сообразим. Пошли на кухню, там расскажешь.
Пока готовили, чистили картошку, успели о многом переговорить. Я рассказал про цель командировки и о своих планах на выходные. Успели обсудить и семейные дела.
Семь лет прошло! А ведь, кажется, только вчера жили в общаге. Мы с ним с первого до последнего курса жили в одной комнате, так же дружно расправлялись с картошкой. Она была дежурным блюдом. А нашу «хрустящую» кто только не пробовал – даже ректор! А с Сергеем мы особенно дружили. Но вот, не понравились наши жены друг дружке, с семьями дружить, как-то не получилось.
По правде сказать, я и не собирался останавливаться у Сергея, но в планы входила встреча с ним.
- Так говоришь зимней рыбалкой? Ну уж нет! Сопли морозить из-за парочки ершей…  Летом еще, туда сюда!
Он всегда разливал вино особым «официантским» шиком и можно бы подумать, что он большой любитель «выпить». Я намекнул ему на это.
- Ты ж мою Катерину знаешь. Не больно то с ней разгуляешься.
- Так вот, о рыбалке. Давай-ка, ради меня одну вылазку сделаем. А то Бордовское озеро, наверное, совсем про меня забыло. Потом, я убежден, как только выцарапаешь горбача и коряги, ты уже в дальнейшем не сможешь отказаться от рыбалки. Проверено.
Посиделки за рюмкой располагают к воспоминаниям. Чего только мы не обсудили за этот вечер. И знакомых никого не оставили в покое. Посплетничали капитально. Оказалось, много моих однокурсников осталось в Саратове, некоторые потом вернулись. Жалко, мало времени, всех бы навестил…
- Всех, не всех, но многих увидишь в субботу. Девчат необязательно навещать, еще не известно, как мужья воспримут твой визит.
- В субботу?   В субботу у меня важнейший визит на Бордовское озеро. Поищи лучше мне и себе хорошие валенки да и теплые штаны не помешают. А уж о мотыле я позабочусь сам.
- Нет. В эту субботу мы пойдем с тобой к одному интересному старичку – он тебе понравится. Там и ребята будут.
- В субботу, к какому-то старику! Уволь! Ни один дурак еще не менял рыбалку на старика!
- Рыбалка в воскресенье. Так и быть, я тоже пойду тогда с собой. А эту субботу пропускать нельзя, ты сам потом поймешь. Да и со своими друзьями там встретишься.
Расспрашивать бесполезно, я то уж знаю Сергея, захочет сам скажет.
Подходит и суббота. Друг мой особенно нетерпелив.
- Вот ты – геолог. Как бы ты посмотрел, если бы я вдруг пустился рассуждать на геологические специфические темы, предлагать какие-нибудь оригинальные идеи?
- Примерно так же, как я бы начал рассуждать о комплексонах, как с помощью их очищать ту же картошку от кожуры…Ты же химик. Рассуди.
- В том-то и беда наша. Я скажу тебе. Вот этот старикан – его зовут Иван Василич, придумал забавную штуку  - Клуб идей.
- Клуб идей? Каких идей?
- Клуб идей. И представь себе, зажег очень многих!
- И как же он зажег? И тебя тоже?
- Представь себе, и меня, и многих других. Но это долго объяснять. Сам потом поймешь. А суть такова. Все мы в душе в какой-то степени неудачники. Не реализовали полностью свои юношеские устремления, даже в области своей профессии, не говоря о смежных областях наук, и совсем далеких от нас областях наук. Люди, особо одаренные, могут переключиться. Таких людей все-таки, единицы, менее одаренных – миллионы. Что они могут? Ну, поразмышляет про себя немного, обосновать, естественно, не может. Поразмышляет да и забудет. Вот ты, геолог, никогда не задумывался о проблемах, скажем, медицины?
- Когда с зубами невтерпеж было, скажем…
- Не будем брать форс-мажорные обстоятельства. А так, в спокойной обстановке?
- Ну, что толку?
- В том-то и дело, толку мало. А как иной раз хочется высказаться! Быть может, идея-то стоящая, нет необходимых знаний, невозможно обосновать. К тому же потом и в области своей профессии постепенно начинаешь терять уверенность.
А представь себе теперь, есть клуб идей, где тебя выслушают и не засмеют, если идея стоящая – помогут обосновать уже специалисты… Да и просто так слушать – и то очень интересно.
Идеи далее продвигает клуб, авторство не забывается. Клуб уже получил и патенты на изобретения…
- И много получил?
- Три. Четвертый в разработке.
- Много!
- Не смейся. Во-первых, мы организовались совсем недавно, потом, первое время все стеснялись, и этого сбрасывать нельзя. Есть так же и те, кто берет высокую планку – а такие идеи требуют длительной разработки и многих специалистов. Есть и такие. Есть идеи, требующие больших денежных вложений. А у инженера с деньгами – сам знаешь. Слышал анекдот, как инженера встретили грабители?
- Нет .
- Встречают инженера грабители – дай кошелек! Нет кошелька. Тогда дай деньги – их тоже нет. Шапку отнять – она старенькая. Пальто тоже! «Слушай-ка, кем ты работаешь», спрашивают. «Я инженер.»  Матернулся главарь,  говорит, - «Васька, дай ему трешницу, и пусть уматывает поскорей отсюда»… Так и расстались.
Ты увидишь, даже атмосфера там совсем другая. Нет там инфантильных равнодушных лиц. Если они случайно и появляются, то быстро исчезают. Только из-за этого можно собираться бы! В клубе уже двадцать четыре постоянных члена и уже тесновато там стало.
- Интересно, какую идею толкает там Серега…
- Я лучше расскажу, какую идею толкает там Женька Симакин. Помнишь его?
- Еще бы.
- У него две идеи, связанные с астероидами. Первая – предлагает использовать их в качестве багажных вагонов, для устройства складов топлива, продовольствия и других материалов и оборудования. Загрузить их, когда они находятся поблизости от нашей земли и повезут они их до нужной точки в нужное время и те материалы потом могут быть использованы для межпланетных путешествий. Другая – попытаться управлять орбитой астероидов, чтобы избежать столкновения их с землей…
- Ну это – какой двигатель там нужен!
- Не слишком мощный. Даже слабая сила с постоянным вектором воздействия в течение длительного времени, может вполне влиять на орбиту. Далее ведь, просто дело техники.
- М - да…. А как насчет выпивки там?
- Чай пьем, кофе. Или вот, предложение – заселить микроорганизмами атмосферу Венеры. Тоже ведь, чего-то стоит. Скажешь, средняя температура там – более пятисот градусов. Да, это так. Но в плотной атмосфере, постоянные конвективные движения, есть и вода. Какая-то мизерная доля процента может выжить и приспособиться, а потом и влиять на ту же атмосферу. Будут мутировать, появятся  новые, более совершенные формы и процесс может даже ускориться. И кто ты думаешь, предложил эту идею?
- Ты.
- Нет. Николай Смирнов – твой коллега. Ты его не знаешь, он учился в Казани.
- Уговорил. Правда, не вижу еще практической пользы. Может назвать, клуб мечтателей?

В субботу Сергей встал очень рано. Долго прихорашивался, одел черный костюм, снежно-белую сорочку, галстук-бабочку…
- Ты чего это? Учти, у меня нет представительской спецовки и галстука-бабочки.
- Тебе и не надо.   Я сегодня защищаюсь. И заметь, на геологическую тему.
- На геологическую! Уважь старика, просвети…
- Нет. Сейчас ты быстро нокаутируешь меня, и я после этого уже не оправлюсь.
- Меня боишься, а как же будешь там?
- Там…. Там другая обстановка, сам увидишь.
На-ка, держи. Это понесешь ты, а это я.
Он взял огромную авоську, а мне дал свой загадочный портфель.

Иван Василич оказался маленьким тщедушным старичком с вялыми манерами, с тонкими чертами лица. Сергей представил меня, мы поздоровались. Я осторожно пожал его хрупкую ручонку, В ответ последовал слабый намек на пожатие. Сергей с авоськой скрылся на кухне.
Мы пришли первыми. Старичок начал расспрашивать меня, когда я прибыл, как работается, где уже успел побывать….  Я степенно отвечал, хотя в глубине души, он мне чем-то не понравился. Отвечал серьезно, памятуя, как  доброжелательно к нему относится Сергей. В это время, без стука ворвалась целая команда; в том числе мои хорошие друзья Женька Семенихин, Ванька Коблов, Алик… Другие вроде и знакомые, а может, и нет.
- Василич, давай посуду!
Пирожные, сахар, конфеты…
- Помидор! Ребята, гляньте, кто здесь!
- Володя! Какими судьбами!
Я хотел ответить, но всем сразу не ответишь, они окружили меня и давай тискать. Признаться, я и сам очень обрадовался.
Пришли еще и еще… Вскоре квартира стала забитой до отказа.
У меня плохая память на лица и имена. С первого раза плохо запоминаю и быстро забываю. Мне представляются, я представляюсь…
Иван Василич. Оказывается, он не такой ж и вялый. И лицо его порозовело, и голос как будто стал громче. Да и по квартире так и носится, так и носится. Глаза горят, на лысине испарина.
- Давайте, ребятки, чай пить.
- Нет, кофе. Сегодня мой день. К тому же, мне повезло – достал растворимый.
Это Сергей. Тащит огромный чайник. Задвигали столы, стулья. «В тесноте, да не в обиде!» Кое-как примостились все.
Странное удовольствие – пить чаи в тесноте! Стадный инстинкт, что ли. Все ведь наверняка позавтракали. И я с удовольствием выпил чашечку кофе.
Торжественное чаепитие длилось не менее часа.
- Женя! Мыть посуду!
Тот не стал дожидаться торой команды. Уж я-то его хорошо знаю! Попробовали бы его дома заставить мыть посуду!
Загремели чашки, ложки. Сначала громко, потом тише и совсем затихли где-то в ванной.
Ай да Василич! Наши мужики словно подростки! Со стола убирают, протирают, расставляют стулья. Все принаряженные, только я да Василич, в будничном.
Откуда-то, с антресолей старичок достает журнал и торжественно садится на председательское место. Зазвенел маленький рыбацкий колокольчик. Лица стали серьезными и строгими.
- Шестое заседание клуба считается открытым. Прошу избрать председателя, секретаря….
Неорганизованными выкриками поступило несколько предложений. Открытым голосованием избрали и председателя и секретаря.
Иван василич уступил сидячее место секретарю,  председатель остался стоять.
- И так, шестое заседание клуба считаю открытым. Предоставленным мне правом, оглашаю повестку дня.
Первый вопрос – организационный. Второй – обсуждение материалов докладов, представленных на пятом заседании. Третий вопрос.  Сегодня представляются два доклада: доклад Никитина Валентина Федоровича: «Гипотеза о происхождении вселенной» и  доклад Акишина Сергея Васильевича – Развитие гипотезы о строении планеты «Земля»…
Третий вопрос – «разное».
Кто хочет дополнить что, жду предложений.
Установилась некоторая пауза.  Предложений не было.
- В таком случае начнем.
По первому вопросу слово предоставляется Данилину – председателю прошлого, пятого заседания.
Сухощавый высокий «очкарик» кратко рассказал о мерах по официальному оформлению клуба, о трудностях и чиновничьих преградах, как их приходится преодолевать через обком партии, и некоторых успехах в попытке получения помещения.
Мне это было неинтересно, я слушал и не слушал. Думал о своем.
Меня смутила некоторая опереточность, происходящего. Все-таки здесь взрослые люди, малограмотными не назовешь…
Вот теперь они обсуждают некую идею о вживлении каких-то зачаточных молекул в десны вместо выдернутого зуба, говорят о каких-то формообразующих факторах, позволяющих образоваться новым зубам. Я понял только одно, среди присутствующих нет ни одного стоматолога. Тем не менее, идея у многих  находит отклик. Конечно, было бы прекрасно, если бы у нас вырастали все новые и новые зубы… Скажем, как у акулы. Кстати, как раз кто-то заговорил о феномене акулы.
Другая идея оказалась вообще анекдотичной:  выращивать говядину не на корове, а в ванной, создавая питательную среду, из клеток мышц.  Притом, в промышленных масштабах. Мне это показалось смешным, а люди обсуждают на полном серьезе. Идея многим показалась заслуживающим внимания, притом, медики и химики уже немного поработали в этом направлении, и решено было продолжить работы  и даже подготовить проект опытной установки. Даже так!
Мне стало скучно. Правда никто меня здесь не держит. Разве что, что сообщит технолог-геолог Сергей…
Между тем страсти накалялись. Вопросы - ответы, вопросы – ответы, споры… Прошло не менее трех часов, пока не объявили перерыв на обед.
Тут я понял, почему так «затарился» мой друг. Оказалось, сюда пришли чуть ли не на целый день. А ведь у каждого семьи…
Поели, попили и все продолжают спорить.
Затихли споры только тогда, когда огласили третий вопрос.
Первым некий Никифоров. Он тоже почти геолог – геофизик. Учился года на три позже нас, и я его не знаю. Маленький, плотный – то ли татарин, то ли чуваш. По лицам их не различишь. Говорит  довольно чисто.
- Строение вселенной, - начал он, - интересовало всех в течение всей жизни человечества, и простых людей, и религиозных деятелей и конечно же ученых. И соответственно, гипотез тоже в этом вопросе сотни а то и тысячи. Я не собираюсь анализировать их, остановлюсь лишь на некоторых, имеющих наибольшее распространение…
Интересная, конечно тема.  Я и сам нередко размышлял на эту тему. Многие гипотезы и мне известны. Но, не по зубам орешек. Тут нужна солидная математическая  и теоретическая подготовка. С нашим уровнем знаний нечего делать. Лучше бы назвал свой доклад вроде: «философские аспекты гипотез…» , ну и так далее. Все-таки, меньше обязывает.
Оглядываю присутствующих. Некоторые так же, как и я, скучают, слушают с пятого на десятое. Другие внимательны, а некоторые – очень даже…
Оно и понятно, кто как понимает.
- Возьмем факт разбегания галактик. Никто не отрицает этого факта. Едины так же, что был первичный взрыв.
Однако, можно ли представить себе, что вся масса, вся энергия находилась в одной точке, в сверхплотном состоянии? Мне скажут, от этого произошел взрыв… А до взрыва? Я тоже считаю, что был взрыв. Только не огромной сверхплотной материи, а вакуума. Потому, что покой, взрыв, какие-то другие процессы – суть состояния вакуума. И еще одно смущает. Если был первичный взрыв – то он произошел где-то «около нас». Все наблюдатели отмечают, что звезды, галактики разбегаются в разные стороны от нас! Будь мы пассажирами одной из брызг, разбегание нами уже смотрелось бы  уже по-другому! Скорости в разные стороны разнились бы существенно! А они разнятся только в зависимости от удаленности …
Наверное, чуваш… хоть и говорит чисто, неправильно строит предложения. Хотя… Какая разница.  Я немного заинтригован.
…. « Суть предлагаемой гипотезы в следующем. Не было «первоматерии».  Не было первичного взрыва. Вернее, бывают первичные взрывы в бесконечном пространстве и возникают системы звезд, галактик. Это – нормальное состояние пространства; или, если хотите, переход пространства в энергию и наоборот.  Энергия – это состояние пространства на конкретном отрезке времени.  Мы можем представить себе пространство как некую кипящую субстанцию. Где-то набирается огромное количество энергии, на каких-то участках – почти полное отсутствие ее; имеются огромные каверны, где нет ни галактик, ни звезд, ничего нет. Естественно, в таких районах возможны области самого глубокого вакуума. Можно предположить, что в критических условиях состояния пространства, скажем того же вакуума произойдет взрыв – неуправляемый процесс перехода пространства в энергию… .Или, возможны другие причины. Можно предположить, что точка пространства  приобретает заряд – положительный или отрицательный. Соответственно, материя или антиматерия… вообще-то принято считать, из ничего, ничего не зарождается. А почему мы пространство, тот же вакуум  должны принимать за «ничто»? Это «ничто» пропускает электромагнитные волны, через него действует гравитация… Есть же в квантовой механике операторы  "возникновения-уничтожения", которые исследователями отбрасываются как не имеющие смысла, как побочное явление.
Эх, куда хватил! С нашими-то знаниями!
Он как будто услышал мои мысли.
… «Я не силен в математике, поэтому очень рассчитываю на вашу помощь.
Возьмем те же черные дыры, поглощающие бесследно огромные звездные системы. Их легче представить себе, как обратный выход материи в пространство, чем, как машину, уплотняющую энергию и складирующую в какой то точке пространства…» Я в мыслях  чувствую некоторую связь между расширением пространства и излучением энергии небесными телами, возможно, часть излучений просто растворяется, переходит в пространство нормально, без катаклизмов типа «Черных дыр». «Черная дыра» возможно, поглощая энергию «производит» пространство. В этом случае, она «равноудаляется» от всех других небесных тел. Происходят одновременно два взаимоисключающих процесса притяжение и   как бы, отталкивание…»
Расфантазировался парень! А все-таки интересно.  А вдруг, где-то он прав? И мне бы не грех подумать над этим на досуге.
Отвык я сосредоточенно слушать. Своими мыслями, потерял нить рассуждений докладчика. Он уже говорит о возможном влиянии на процесс, регулируемой реакции возникновения материи из пространства, получении энергии непосредственно из пространства, например, в межзвездных перелетах…
Неуемная фантазия,  у этого парня. Он уже пытается показать, что даже при современном развитии науки возможно проведение опытных работ. Предупреждает только, чтобы исследователи не оказались в положении ребенка, играющего со спичками. Вот уж действительно, можно, но нельзя!
У него уже новые аргументы. Он говорит о сравнительно равномерном распространении материи в пространстве;  обосновывает ячеистое строение пространства, где галактики – нечто вроде узелков сетки пространства….  Однако, у меня уже все перемешалось, и я окончательно перестал слушать его.
Убежден, все, что наговорил нам Никифоров, давно обсуждается в среде астрономов, мы просто этого не знаем. Вот, если бы все это нам растолковал какой-нибудь астрофизик – я бы очень внимательно слушал. Тема сама по себе очень интересная.
А глаза-то! Глаза просто сияют. Видно, сам зажегся очень. Что-то есть в этой затее с клубом. Пожалуй, имеет смысл, хотя бы для такого развлечения.

-Товарищи!. Прошу заинтересованных лиц хорошенько подумать над вопросами. Через две недели на седьмом заседании будет предварительное обсуждение темы. Пока, сами видите, в каком состоянии доклад, над ним работать и работать. Физики и лирики! Ну лирикам конечно не обязательно, это я для красного словца, вам особое поручение. Специалистов по космосу у нас нет, а вас как-никак пятеро. Кстати, покопайтесь в источниках. Может, уже высказывались подобные идеи…
Специалисты промолчали. Оказывается, на первом заседании вообще не задают вопросы, считается, что докладчик уже, «весь выложился». На следующем заседании докладчик на равне со всеми принимает участие в обсуждении, так же может задавать вопросы, ответить могут другие…
- Следующий наш доклад, - председатель почему-то уставился на меня, а за ним и все остальные, будто это я должен делать доклад, - на геологическую тему.
- Может, перекур, - предложил кто-то. С ним согласились.
Опять я среди друзей, опять похлопывания, шутки, вопросы…  Да и сам я, оказывается, сильно соскучился.

Минут через двадцать, все угомонились. Председатель объявил тему,  вышел Сергей.  «Ну, Серега, давай!» Почему то,  я начал болеть за него, от моего скепсиса не осталось ничего. Начал он не так, как ожидалось.
- Вот здесь находятся трое специалистов – геологов. В одиночку, я бы им ни за какие пироги не стал бы высказывать свои взгляды. Я бы побоялся ушата холодной воды. А вот здесь, в этом клубе, представьте, не боюсь. Это ли не достоинство нашего клуба?
- Это, конечно, приятно. Только, давай все-таки, по теме, - Это председатель.
- Есть у геологов красивая гипотеза – гипотеза Вегенера, о перемещении  материков и практически принятая всеми. Конечно, много разных предположений насчет причин, вызывающих движение материков. От простых до фантастических.
Если хотите, предлагаемая моя гипотеза, одна из них.
Я сначала опишу вкратце основные, доминирующие гипотезы. Попытаюсь показать на какие сферы делят геологи нашу планету. Если сверху вниз, это - земная кора, верхняя мантия, нижняя мантия, внешнее ядро, ядро внутреннее.
Я намеренно не прибегаю к более детальному делению, считаю, в этом нет необходимости.
При этом он смотрел на меня, как будто это я ввел такое деление. Я геолог – нефтяник, что касается внутреннего деления структуры земли, ненамного больше его знаю. Изучали конечно, когда-то. Можно сказать, пробегали. Тем не менее, при пока еще, на нашем уровне науки, трудно там что-то новое найти…
… « Раньше геологи допускали, что внутри сфероида возможно полое пространство, наполненное газами, в то время, как основная толща состоит из материала в жидком, или, высокопластичном состоянии, этот материал покрывается литосферой, т.е. низкопластичным каменным материалом…
Обволакивая высокопластичную сферу, имеющую к тому же, динамические процессы внутри, естественно, литосфера не может сохранить монолитность. Она и разломана на многочисленные блоки, в зонах абразии которых, постоянно наблюдаются и вулканическая деятельность и землетрясения…
Позднее взгляды претерпели изменения. В настоящее время большинство геологов считает, что земля никогда не состояла из жидкого материала, образовалась из обломочного материала комет и только позже разогрелась вследствие сильного сжатия. Если где и появляется расплавленный материал – то только, в зонах разрежения в силу внутренних процессов…. А горообразовательные процессы связаны с более сложными причинами.
Тем не менее, глубинные разломы существуют, движение материков тоже имеет место…
Суть моей гипотезы в том, что материки не перемещаются. Материки находятся на своем постоянном месте. Просто, планета расширяется. Как и почему – это вопрос другой.
Одной из причин может явиться накапливание газообразного материала в ядре земли. Любые процессы, происходящие в толще земли, сопровождаются выделением огромного количества газообразных материалов. Так, например, образовалась атмосфера. Из ядра планеты высвобождение газов крайне затруднительно, со всех сторон непроницаемая, практически равномерная преграда. Идет накапливание газов в течение миллиардов лет. Что остается им – динамически воздействуя постепенно расширять планету.
Почему горообразовательные процессы происходили периодически, неравномерно? Байкальская складчатость там, каледонская…  и так далее. Тут уместно вспомнить эффект гейзеров. Динамическая энергия газов постепенно накапливается до какой-то критической точки, после которой происходит выброс энергии…
И по ходу происходит постепенное расширение планеты. Литосфера, представленная в верхнем разрезе планеты, имеет низкую пластичность и естественно, разломана на блоки между которыми имеются так называемые рифтовые зоны, которые расширяются путем заполнения трещин поступающими с глубин более пластичным материалом нижней и верхней мантий. Скажем, дно Атлантического океана почти полностью сложено базальтами, здесь нет пород гранитного слоя, значит, оно никогда не являлось сушей, просто, постепенно нарастало. При этом, чем ближе к самим рифтовым разломам, тем слагающие дно океана базальты моложе. Этого  никто не отрицает.
Процессы происходят неравномерно, а порой разнонаправлено. Возникает вопрос, чем же тогда объяснить сжатие, надвиги, так называемые «шаръяжи»… И это можно объяснить. Пластичная сфера мантии все увеличивается, увеличивается и радиус кривизны  поверхности. В этом случае низкопластичная оболочка мантии под действием гравитации в некоторых частях будет испытывать так же и сжатие. Попробуйте надеть скорлупку яйца на более крупный шарик…»
Сергей, Сергей!  Такие предположения уже есть…. Тоже мне, скорлупку нашел… Ловлю себя на том, что испытываю какое-то чувство ревности. А вот этого бы уже не надо бы, кто мне мешал самому поработать над подобной темой?
… «Теперь о причинах…»
Я смотрю на Никифорова. Ему, как геофизику, тема, конечно же, ближе. Пытаюсь угадать его реакцию. Взгляды наши встретились, похоже, и мысли тоже.
Так уж получилось, отвлекся  я и снова вникать в смысл излагаемого не захотелось. Суть-то ясна. Может быть, подустал от впечатлений.
… «Давление внутреннего газового облака…» - доносится до меня уже как будто на некотором отдалении. Но я уже не слушаю.
Кажется, все у него логично. Правда, я мог бы задать массу конкретных вопросов, в том числе и таких, на которые и сам бы не нашел ответа. Однако, друг мой, вряд ли в состоянии ответить на них. Притом – это правило, не задавать вопросов в день доклада…. С чем, с чем, а с этим правилом я согласен.
А ведь, кое-что смыслит. Вот так, живешь с человеком рядом, бок о бок, кажется, все знаешь о нем, и на тебе… Человек никогда не раскрывается до конца.
Теперь я вспомнил, как я носился со своими предположениями о причинах вымирания динозавров. Однако, так и не смог высказать где-либо или опубликовать. Слишком много оказалось препятствий, так называемого «человеческого фактора».
Суть моих предположений заключалась в следующем. Эпоха вымирания динозавров по времени совпала с эпохой появления на земле первых млекопитающих, внешне очень похожих на современных крыс. Похоже, и повадки у них были такие же. Чего бы им стоило уничтожать огромные яйца рептилий или, как их там еще… и тем лишить их возможности продолжения рода? Или даже самих их, во время впадания в зимнюю спячку? У меня даже был заготовлен афоризм – «Крысы съели динозавров».
Афоризм не пригодился.
Выжили же другие рептилии, соразмерные, тем же млекопитающим. Они в состоянии были оградить свои яйца и вылупившихся ящерят от млекопитающих.
Удивительно, причину вымирания динозавров ищут где угодно, даже в космосе. Как будто вымерли они в одночасье. А вымирали они хоть и быстро по геологическим меркам, но в течение не менее миллиона лет! Ну да бог с ними. Не смог высказаться и ладно.
Я смотрю на Сергея, что это ему вздумалось удариться в геологию? Ведь у самих химиков столько интересного и нереализованного! Эта область науки содержит в себе столько интересного и неизведанного, что пожалуй, превосходит все другие области!
Однажды и я увлекся. Написал в институт "ИРЕА". Был тогда такой институт в Москве, не знаю, существует ли сейчас.  Написал письмо о возможности использования отдельных видов комплексонов для разделения минеральных и органических составляющих в горючих сланцах. Был даже положительный ответ. Денег только мы не нашли тогда…
Нет…. В этом клубе что-то есть!
Зашумели, загалдели. Перекур. Со своими мыслями, я как будто задремал. Какой перекур, программа-то завершена!
Оказалось, заседания завершаются регистрацией докладов на следующее заседание. Кроме того, некоторые сели писать «челобитную» насчет помещения. Но уже без нас. Мы с друзьями отправились в ближайшее кафе «дозаседать», уже по другой программе.

Саратов. 1975 г.

От автора: Рассказ написан сорок с лишним назад. Вызывает удивление, что такие очевидные вещи, как казалось нам, молодым студентам, так долго не претворились в жизнь. Скажем,выращивание естественных зубов вместо выпавших, выращивание искусственного мяса в лотках и т.д. Вон, в наши дни, получены первые образцы искусственного мяса и тестируются... А нам, тогдашним молодым это казалось так очевидным... И еще Рассказ написан при полном отсутствии литературного опыта, переделывать его жалко, он давно опубликован. По этому поводу прошу снисходительности.


Рецензии
Спасибо. Захватила тема. И что интересно, люди разных профессий, рассматривают идею через свою сферу деятельности. В этом и фокус. А фантазия, как мы видим, становится реальностью.
Спасибо вам.
Иван

Иван Цуприков   11.10.2019 13:14     Заявить о нарушении