К вопросу о фатализме. Девять обозначений

Однажды мне написала подруга:

"Яночка, в глазах твоих я почувствовала безысходность. Грусть и одиночество. Предрешенность.

."Что ж поделаешь,если оно так идет?" - как бы читаю в твоих глазах и во всем облике.

Не знаю, какое из выбранных тобой определений подойдет к этим словам. Подчеркнутое  здесь входит в мое понятие о фатальности..."

*****
Я задумалась над этим вопросом:


*К вопросу о фатализме. Девять обозначений*:


1. М.Ю. Лермонтов. Фаталист. "Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера - напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!" "После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет?.. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.."

2.ДЖЕМС, УИЛЬЯМ Кругосвет. Мыслители "твердого" характера эмпирики (следуют фактам), сенсуалисты, материалисты, пессимисты, неверующие, фаталисты, плюралисты и скептики.)…

3.ФАТАЛИЗМ Даль. Фаталисты отрицают свободу воли человека и ответ его за дела…

4.ФАТАЛИ'СТ, а, м. (книжн.). Человек, верящий в фатум, склонный к фатализму. После всего этого как бы кажется не сделаться фаталистом? Лермонтов...Фатализм — во всех его проявлениях есть одна из систем самоопределения человека в его вопросах о целесообразности развития и смысле бытия.

5.ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Кругосвет. Среди тех шраманских направлений, которые остались в истории, можно назвать материалистов (последователей одного из шести "еретических" учителей того времени Аджиты Кесакамбалы), фаталистов-адживиков …

6.Лабиринт Философский словарь ... в нем нет разветвлений и тупиков, отсутствует ситуация перманентного выбора, ибо блуждающий в нем - это фаталист в состоянии пассивной зависимости от прихотей и причуд творца...

7-8.Сентиментализм БСЭ. В общественный контекст включены и сентименталистские герои Дидро ("Жак-фаталист", "Племянник Рамо")… Юмор БСЭ... роман" - Г. Филдинг, О. Голдсмит, Т. Смоллетт; проза Л. Стерна - вершина Ю. в литературе 18 в.). Во французской литературе возможности Ю. обнаруживает "философский" роман (Вольтер, "Жак-фаталист" Д. Дидро)…

9. ТАБАКОВ, ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ. ТАБАКОВ, ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ. Так вышли Записки сумасшедшего, Жак-фаталист, Случай в зоопарке…

10. Мой вопрос к Вам, дорогие  читатели! Вы можете описать фатализм в Вашем понимании?... Я старалась выбрать несколько обозначений. Так которое из них - Ваш точный взгляд на эту тему?

С теплом(!), Яни


Рецензии
Фатализм - вера в предписанное - может вести к абсолютной пассивности, и столь же абсолютному мужеству - ведь мы не знаем, ЧТО НАПИСАНО! Отсюда - отвага таких фаталистов как Пушкин и Лермонтов, многих героев войны, многих мусульман, которых я лично знаю (это совершенно безстрашные люди!)

На самом деле, человека ведет не фатум, а Господь Бог и его святые. По крепкой молитве, посте и отрешению от суетного (по физической возможности) может произойти чудо и исправить то, что "на роду написано". Это я знаю по своему опыту и по рассказам близких мне людей. Дай Бог нам всем преодолеть невозможное!

Удачи и Вам, Янина, в литературе и в жизни!

с уважением,

Локсий Ганглери   20.03.2013 06:37     Заявить о нарушении
Локсий Ганглери! Благодарю Вас за продуманные отзывы. Спасибо Вам от всей души!

Янина Ситняковская   20.03.2013 16:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.