Странная рыба

     О том, что где-то там, в среднеазиатских водоёмах водятся необычные рыбы - толстолобик и белый амур, я был наслышан давно. Слышал и то, что именно они очистили и спасли арыки от водорослей, бурно растущих под жарким южным солнцем. Но что такая, казалось бы, теплолюбивая рыба водится и успешно размножается в Оренбургской области, узнал случайно и именно из экологической программы Татьяны Анатольевны Морозовой.
        С Александром Владимировичем Василенко, энтузиастом разведения этих рыб, познакомились сначала по телефону. Детали того первого разговора из памяти стёрлись временем, но суть осталась. А суть заключалась в том, что толстолобик и белый амур совершенно не похожи на традиционных обитателей наших прудов, озёр и рек. Поступило и приглашение – приехать и посмотреть.
       Обычные житейские заботы отложили нашу встречу на целый год. И вот, наконец, в последнюю сентябрьскую субботу я оказался в гостях у этого интересного человека. Встретил он радушно и сразу же повёл показывать своё хозяйство, один из водоёмов площадью в половину гектара. Радушие хозяина дополнялось чудесной, тихой, тёплой и солнечной, как по заказу, погодой.
       Рыбу не надо было искать, она стояла плотным косяком в потоке воды втекающей в небольшой пруд из трубы. Шевелящиеся спины килограммовых белых амуров и толстолобиков вырисовывались прямо под поверхностью воды, а мощные спинные плавники разрезали эту поверхность и торчали наружу. По рассказам Александра Владимировича в начале сезона  рыбки умещались на ладони, а за лето увеличили свой рост и вес в тридцать раз.  Подошли к близлежащим мосткам. Здесь белый амур вёл себя иначе. В отсутствии струи воды, которая почему-то так привлекала его и отвлекала внимание, рыба вела себя очень осторожно. Появление наших теней произвело небольшой переполох среди обитателей  заводи. Теперь только лёгкие буруны указывали на то, что здесь недавно кто-то плавал. Затем вода успокоилась, а буруны отдалились на почтительное расстояние. Подплыть ближе к небольшому мостику, на котором мы стояли, рыбу заставил необычный прикорм. Александр Владимирович наломал пучок прибрежного тростника и  бросил в воду. Просто не верилось, что такое жёсткое, как лезвие бритвы режущее руки растение можно есть. Но, спустя несколько минут, около плавающего тростника стали расходиться характерные волны и тростник по отдельным былинкам был весь растащен. А ещё через какое-то время отдельные голые стержни, уже без листьев, всплыли в разных участках водоёма. Только теперь я обратил внимание, что у берега весь тростник прямо над водой был кем-то обкусан. Сохранились лишь центральные голые стебли, свидетельствующие, что  здесь кормились рыбы.
       Меня же настойчиво будоражил инстинкт рыбака-любителя и практический вопрос, будет ли ловиться такая необычная рыба на удочку в естественных условиях, и на что? Оказывается ловится. Но, по рассказам хозяина прудов, не признаёт она наши стандартные насадки: червей, опарыша, перловку. Любят белый амур и толстолобик, как пояснил мне Александр Владимирович, зелень: кусочки огурца, листья зелёной капусты или мякоть арбуза. Ну а от предложения попытать сейчас же рыбацкое счастье я отказываться не стал.  Удочка хозяина, которая оказалась у меня в руках, была напрочь лишена каких-то утончённостей и хитростей. Не очень длинный, больше похожий на палку прут, толстая, способная выдержать любую рыбу жилка, такой же массивный поплавок, хорошее грузило и солидный крючок.
       Первый заброс ближе к струе на солидный кусок огурца эффекта на обитателей водоёма не произвёл. Рыба ловко лавировала в потоке воды, но не обращала внимания на наш дефицитный для конца сентября огурец, хотя поплавок несколько раз осторожно вздрогнул, указывая на присутствие кого-то около насадки.
      Перешли на другой такой же мостик, но уже подальше от трубы. Здесь сквозь поверхность воды можно было разглядеть тёмные спины медленно проплывающих  обитателей водоёма. Подброшенный тростник привлёк их внимание и заставил подплыть поближе к нам.
       Наконец, долгожданный заброс как можно ближе к плавающему тростнику, и через некоторое время первая настоящая поклёвка. Поплавок несколько раз дёрнулся, заставив замереть меня в ожидании, а затем довольно спокойно стал погружаться вглубь и в сторону. Честно говоря, всё было так необычно и нестандартно, что моя  подсечка оказалась слабой, и первый белый амур прямо у мостика сорвался и скрылся в глубине.
       Но всё равно, это уже была удача. Оказывается на огурец действительно можно поймать рыбу. Такого я и в рыбацких анекдотах никогда не слышал. Ещё несколько забросов и наконец килограммовый красавец бойко подпрыгивает у наших ног. Рыба оказалась сильной, и по напору с которым она сопротивлялась,  чем-то напоминала сазана. Затем попался ещё один. Он действительно был серебристо-белый, с мощными, светлыми, слегка сероватыми плавниками, тёмно-серой спиной и внешне, по крайне мере мне, напоминал огромного ельца. К сожалению, толстолобик, которого я так хотел увидеть, не попался, а продолжать ловить наивных и беззащитных белых амуров  было просто неудобно.
      Побродив ещё с час по хозяйству Александр Владимировича и понаблюдав за резвящимися в потоке воды толстолобиками и амурами, я уехал полный незабываемых впечатлений от этой совершенно необычной для наших краёв рыбы, узнав напоследок, что в предыдущие несколько лет толстолобика уже выпускали в наши естественные богатые водорослями водоёмы, где он прижился.  А в контрольных уловах уже были случаи поимки отдельных экземпляров весом в 50 и 60 килограммов. Да. Рыба, действительно, необычная. И не исключена возможность, что когда-нибудь, собираясь на рыбалку, помимо стандартных наших наживок придётся брать обязательно с собой несколько крепких, зелёных огурцов, а может и вилок капусты.
      
      
       


Рецензии