Эскадренный броненосец Севастополь

Тактико-технические характеристики эскадренного броненосца "Севастополь" Тип «Полтава» 
Водоизмещение, т 12000
Длина, м 114,3
Ширина, м 21,34
Осадка, м 8,6
2 машины общей мощностью, л.с. 11260
Винтов, шт. 2
Котлов цилиндрических, шт. 14
Скорость, узлов 16,3
Запас угля, т до 1050
Дальность плавания (на 10 узлах), миль 3750
Бронирование борта, мм 254 – 368
Бронирование рубки, мм 178 – 229
Бронирование переборки, мм 127 – 229
Бронирование каземата, мм 76 – 127
Бронирование башни ГК, мм 51 – 254
Бронирование башни СК, мм 25 – 127
Бронирование палубы, мм 64 – 76
Вес брони общий, т 2800
Экипаж, чел. 26 – 27/605 – 625
 
Вооружение: 4 – 305/40 мм, 12 – 152/45 мм, 12 – 47 мм («Петропавловск» -10), 28 – 37 мм, 4 надв. торп. аппарата 381 мм, 2 подводных 456 мм.  (Данные из электронного справочника "Надводные корабли" , МедиаХауз 2006 г.)

Лейтенантам Вырубову и Богданову, героям Цусимы.

Этот броненосец вступил в ряды флота 15 июля 1900 года, под командованием капитана первого ранга Мельницкого. 31 го марта 1901 года броненосец прибыл в Порт-Артур. До Русско-японской войны корабль принимал активное участие во флотских учениях, неоднократно посещал ряд портов в Японии и Кореи. И неоднократно находился на ремонте, так как вступил в строй с рядом дефектов, в частности скорость судна была очень мала. Порядка четырнадцати с половиной узлов. 18 января 1904 года «Севастополь» не принял участия в демонстративном походе Тихоокеанской эскадры к Шантунгу, с целью возможного упреждения удара японского флота. Никто в начале 1904 года не надеялся что японский флот первым нанесёт удар, поэтому из Петербурга приходили порой абсурдные приказы о том что бы не давать японцам повода усмотреть в действиях флота провокацию и угрозу Японии. Так например, командир «Севастополя» (с октября 1903 года) капитан первого ранга Чернышев, по собственной инициативе приказал выставить на корабле противоторпедные сети, однако они были сняты после приказа сверху. После ночной атаки японского флота на русский флот стоявший на внешнем рейде Порт-Артура, ночью 26 января, с «Севастополя» были сняты шлюпки для помощи броненосцу «Ретвизан». Утром 27 января при появлении японского флота «Севастополь» ещё снимался с якоря, когда неприятель открыл огонь. Следуя за «Петропавловском» «Севастополь» открыл огонь из носовых 12 – дюймовых орудий фугасными снарядами. Броненосец вёл огонь сначала по головному а затем по концевому кораблю противника, израсходовав десять 12 – дюймовых и шестьдесят два 6-дюймовых снаряда. В процессе боя корабль получил один 8 – дюймовый снаряд, который однако не нанёс значительного урона, и легко были ранены мичман Петров и два матроса. В следующий месяц броненосец находился на внутреннем рейде. Флот в это время фактически бездействовал, в ожидании нового командующего эскадрой вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. 27 февраля, сразу после прибытия Макарова, флот вышел из порта, «Севастополь» вышел на рейд последним, и занял место третьим в колонне броненосцев.
  На следующий день «Севастополь» учувствовал в выходе эскадры из гавани в малую воду что до этого считали невозможным, и это же подняло боевой дух эскадры, так как японский флот отошёл, не приняв боя, японский адмирал Того не рассчитывал что русские боевые корабли выйдут так быстро, и приказал развернуть японский флот и под грохот выстрелов 12 – дюймовых орудий «Петропавловска» отступил. Впервые сначала войны флот охватило общее ликование. Инициатива постепенно переходила в руки русских моряков. Во время похода русских военных кораблей к островам Мяо-Тао что бы потревожить японские морские коммуникации и провести учения, «Севастополь» столкнулся с броненосцем «Полтава» в результате чего на «Севастополе» был повреждён винт, и получена пробоина. В результате «разбора» полётов адмирал Макаров отстранил от командования броненосцем капитана первого ранга Чернышёва, и назначил на его место бывшего командира лёгкого крейсера «Новик» капитана второго ранга Николая Оттовича фон Эссена. Несколько слов хотелось бы сказать об этом выдающемся моряке. Ещё в пору своего командования крейсером второго ранга «Новиком» проявил себя как выдающийся капитан. Был несколько бесшабашен, что было нехарактерно для многих тогдашних офицеров. Ещё во время атаки японского флота 26 января его крейсер первым пустился за удирающими японскими миноносцами. Позднее «Новик» под командованием фон Эссена неоднократно вступал в бой с мелкими судами неприятеля. После того как неприятель подорвал русский эсминец «Стерегущий» адмирал Макаров вопреки всяческим инструкциям ЛИЧНО отправился отомстить всё на том же «Новике» встретив весь флот неприятеля, и сделав несколько залпов ушёл от неприятеля, вероятно, этот рейд сблизил лейтенанта и адмирала. С апреля 1904 капитан первого ранга. После войны Николай Оттович был назначен контр-адмиралом (1906), командиром первой минной дивизии на Балтике. В 1911 г. командующий Балтийским флотом, и вице-адмирал, с 1914 полный адмирал. Умер на мостике флагманского корабля 7 мая 1915 года после удачной операции русских моряков против немецко-шведских караванов. Николай Оттович был кавалером двенадцати российских орденов, в том числе Святым Георгием 3 – й и 4 – й степени. Начиная с 1912 года он приблизил к себе Александра Васильевича Колчака, будущего командующего Черноморским флотом, Эссен вместе с Колчаком и другими талантливыми офицерами сделал всё для того чтобы русский флот был готов к будущей войне с Германией, и во многом им это удалось, в Первую мировую войну русские корабли на Балтике активно содействовали приморским фронтам, удачно занимались обороной Финского залива, провели ряд успешных минно-заградительных операций на Балтике, уничтожили не один караван неприятеля, во многом это заслуга Николая Оттовича и тех офицеров, которые сумели извлечь урок из горьких поражений Русско-японской войны.
  Когда 31 марта на мине подорвался броненосец «Петропавловск» «Севастополь» ещё только выходил в море на внешний рейд. Трагическая гибель адмирала Макарова и практически всего штаба эскадры, внесла сильное смятение в ряды русского флота. Инициатива вновь перешла к японцам. Однако русские моряки сумели отомстить за гибель «Петропавловска», 22 апреля на борту «Севастополя» состоялось совещание, на котором было принято решение послать минный заградитель «Амур» на пути следования японского флота и поставить мины. Первого мая «Амур» успешно справился с этим заданием, и второго мая на минах выставленных заградителем подорвались два японских броненосца «Хатаузе» и «Яшима», адмирал Макаров был отомщён.
  По мере сужения кольца окружения вокруг Порт-Артура адмирал Алексеев один за другим слал приказы адмиралу Витгефту о прорыве эскадры во Владивосток. Так 28 июля состоялось знаменитое сражение в Жёлтом море.
 «Севастополь» открыл огонь в 12:15 из орудий главного калибра, а затем ввёл в бой свои 6-дюймовые пушки. Около 15:00 12-дюймовый снаряд с «Севастополя» попал в японский броненосный крейсер «Якумо», нанеся ему значительные повреждения и убив двадцать два японских моряка. Когда началась вторая фаза боя «Севастополь» открыл огонь по флагману японского флота броненосцу «Микаса» а затем огонь был перенесён на броненосец «Шикишима». После того как русский флот рассеялся, а адмирал Витгефт был убит, на верхнем командном мостике флагманского броненосца «Цесаревич» капитан Эссен запрашивал разрешения уйти во Владивосток самостоятельно, однако из-за путаницы в рядах командования ответа так и не получил. «Севастополю» пришлось вернутся в Порт-Артур, идя ночью, броненосец умело уклонялся от атак миноносцев противника, но вернулся в порт со значительными повреждениями полученными в бою.
 После этого эскадра впала в оцепенение, как писал капитан 1-го ранга Владимир Семёнов, дух эскадры прибывал в унынии после начала войны, так как командование то и дело приказывало не рисковать и беречь суда. Зачем спрашивается тогда по их логике вообще нужен был флот, так и останется тайной. Вот и после сражения в Жёлтом море дух эскадры очень упал, не предпринималось никаких активных действий, «Севастополь» осуществлял роль плавучих батарей для прибрежного фронта при обороне Порт-Артура. Это должен был делать и весь флот по замыслу нового командующего эскадрой контр-адмирала Роберта Вирена. Однако кольцо блокады сужалось, и японцы начали постепенно расстреливать русские корабли с берега. Русские моряки, особенно верховное командование, впало в какую-то апатию, не хотели спасать корабли, кораблям надлежало разделить судьбу крепости, они должны были погибнуть в гавани, под огнём японской артиллерии. Командир «Севастополя» фон Эссен, напрямую завил адмиралу Вирену что не будет на это смотреть сложа руки, и выведет «Севастополь» на бой с неприятелем. Последовав славному подвигу «Варяга» и «Корейца». Фон Эссен так и сделал. Он вышел в море вместе с остатками эскадры, кроме «Севастополя» в составе отряда были канонерская лодка «Отважный», семь миноносцев, и буксирный пароход «Силач».
  Во главе с «Севастополем» оставшиеся русские суда с 26 ноября по 3 декабря держали мужественную оборону. Первоначально фон Эссен предполагал прорваться и соединится с 2 - ой Тихоокеанской эскадрой. Однако сделать этого не удалось. Основными моментами героической обороны «Севастополя» (не зря броненосец носил имя города русской славы) были бои с миноносцами противника которых было двадцать три, каждую ночь они атаковали броненосец торпедами, ряд из них были тяжело повреждены, в целом «Севастополь» нанес японцам ощутимый урон, так же успешно обстрелял позиции японцев на горе Высокой из орудий главного калибра, и нанес значительный урон. Так же в это время катера с броненосца обнаружили и сопроводили в крепость английский пароход «Король Артур» который доставил в Порт-Артур значительное количество продовольствия. Действия броненосца были отмечены генералом Стесселем. Убедившись, что броненосец значительно повреждён, капитан фон Эссен приказал свезти на берег все ценное имущество, и перед сдачей крепости «Севастополь» был затоплен» Николай Оттович покинул корабль последним. Лейтенанту Басову удалось спасти флаг броненосца, избитый осколками он был передан Морскому кадетскому корпусу, а затем в военно-исторический музей.


Рецензии