Стоит ли нам возвращаться в Средневековье?

В нашей российской истории государство так часто и так жестоко подавляло достоинство граждан, как нигде больше в Европе. XX век. В Германии, к примеру, нацистские служители Левиафану властвовали всего лишь 12 лет, большевистские «старатели» в России – 74 года. Наш ГУЛАГ, «сжигавший» узников на морозе и моривший их голодом, по масштабам «деятельности» не с чем  сравнить, нет аналогов в мире. Наш НКВД расстрелял в своих застенках  несравненно больше невинных людей, чем ГЕСТАПО. Целенаправленно уничтожены десятки миллионов, уничтожены в соответствии с «передовой» теорией. Всё «враги», «враги», «враги». Я прочитал «Архипелаг  ГУЛАГ» Александра Солженицына, «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, «Чёрные камни» Анатолия Жигулина и немало другого на эту тему, посмотрел по телевидению фильмы о Норильских лагерях и Колымских и хотел бы по этому поводу сказать: чтобы избежать повторения таких масштабов безумия, политическую силу, которая превратили всю страну в одну Колыму, надо было радикально отстранить от общественной жизни на десятилетия и более. Этого, к сожалению, не произошло. Большевистское государство было реформировано с участием самих насильников – вождей, секретарей, охранников, духовных детей тех, кто приказывал расстреливать и тех, кто лично расстреливал. Его экономика, политика, идеология были принципиально переориентированы, однако общество тратит слишком много сил не на создание свободной, безопасной и благополучной жизни, а на преодоление пережитков эпохи ГУЛАГа. Но и этот вариант реформ стал для нас, физически и духовно истерзанных граждан, Великой революцией в стране рабов, господ и «голубых мундиров». Ельцин дал нам свободу. Спасибо ему, Великому президенту России! Спасибо всем, кто помогал Ельцину! Может быть, духовные дети тех, кто безумствовал, покаялись за своих духовных отцов? И не подумали. Более того: они гордятся своими «предками», восхищаются ими, готовы продолжить их линию. Ещё более того: многие дети и внуки замученных большевиками совершенно не усвоили уроков истории и за примитивный паёк готовы снова одеть на себя цепи. Приходит в голову мысль, а не выполняет ли русский народ в истории специальную миссию – показать миру, как не надо жить?

Прочитал в «Московских новостях», № 47, статью способного и плодовитого автора Александра Фоменко «Возвращение к истокам». Её пафос состоит в том, чтобы  доказать: наша традиция   – жить по законам абсолютной власти «князя», который из милости позволяет существование в государстве законосовещательного парламента. Наша традиция  – быть законопослушными и преданными гражданами, как завещали нам Иван Грозный (рекомендовано читать его Судебник 1550 года), Пётр Первый, «заменивший своенравную боярскую думу бесхарактерными коллегиями исполнителей воли монаршей», Александр Третий, неоднократно заявлявший, «что Российская империя управляется на твёрдом основании законов, от Самодержавной власти исходящих», Николай Второй, Высочайшим Манифестом 1905 года даровавшим России Государственную думу (законосовещательную). Наше призвание в том, чтобы не спорить, не искать, не бунтовать, а работать, есть хлеб с квасом,  плодиться и поставлять для защиты правителей пушечное мясо,  – добавлю я от себя. Тогда    всем будет очень хорошо! Духовный отец парламентаризма Джон Милль сам признался в полной непригодности парламентаризма (есть цитата), но наши «записные либералы», «экономические фундаменталисты» не желают читать Милля, – так думает Александр Фоменко. Другое дело черносотенцы, к коим он причисляет Менделеева, академика Соболевского, Кондакова, – они всё понимали и выступали против «излишней подражательности».

Вопрос о суверенности органа народного представительства, считаю я, – принципиальный: если он неавтономен (как у наших царей и секретарей) – мы имеем дело со средневековым государством, если автономен – с современным. В Средние века закон не много значил, потому что власть князя (князей) никем и ничем не контролировалась; его подданных истребляли, эксплуатировали, изгоняли безнаказанно. В современном государстве граждан тоже казнят, но и правителей казнят. Более по закону. В современном государстве (я беру европейский вариант) есть конституция или её подобие, довольно свободные средства массовой информации, определены права человека и гражданина, пусть не везде и не в равной мере.  И парламент – в меру самостоятельный, часто «зубастый». Ещё многое есть в современном государстве, что снимает с гражданина постоянный страх быть схваченным, изгнанным, посаженным, замученным (хотя рецидивы Средневековья и здесь не исключены). И теперь я хочу спросить автора статьи «Возвращение к истокам» собственно об истоках: стоит ли нам возвращаться в Средневековье? Или в Советский Союз, политические порядки которого представляли собой смесь рабовладения и крепостничества? Может быть, нам стоит подняться, войти в Новую  эпоху? В девяностые годы прошлого столетия Россия сделала колоссальное усилие, чтобы оторваться от тех самых истоков, которые остановили её развитие. Россия сказала «Прости!» рабовладению и крепостничеству, слитым воедино, сделала большой шаг к свободе. К свободе предпринимательства, политического и духовного творчества. Монстр был повержен, окно в Новую эпоху было прорублено.

Много ли стоит свобода? Без усилий, совершённых страной в 90-е годы, нынешний главный редактор «МН» остался бы сереньким писакой, которого никто не знал и никто не читал. А сегодня он – видный человек. Лежали бы, как и прежде, в подвале наша великая запретная литература, произведения наших и европейских великих философов; советские патриоты славили марксистское лжеучение, а народ поклонялся гниющему трупу вождя. А все мы принудительно подписывались бы на газету «Правда». И т.д. Жить  свободно, не ощущая страха перед властью, – это великое счастье. Вы этого, господа, не чувствуете? Возможно, что-то у вас со здоровьем. Но дело не только в великой роли свободы для развития духовной сферы. Политика  и экономика без свободы тоже стоят на месте или приобретают уродливые формы. Прусское чинопочитание, преклонение перед титулом, карьеризм, муштра окончились в Германии нацизмом, преклонением  перед фюрером, перед фюрерами и были повержены англосаксонским принципом свободных отношений и свободного развития. Кайзер – первый слуга народа? Теперь мы знаем, насколько опасна эта формула, когда парламент, под пятой «первого слуги», теряет  независимость и превращается в простой политический инструмент.

Государство свободных предпринимателей в Новое время оказалось более востребованным, чем государство чиновников, а если окунуться в историю, то дух викингов одержал верх над духом монашеских орденов. Стоит ли современной России повторять сегодня то, что пережито и оставлено Европой? Придумывать свой путь, который  ничего другого не означает, как отсталость, реакционность? И сами большевики, по крайней мере, некоторые из них, к концу своего срока убедились, что их политический способ правления – диктатура пролетариата – начинается насилием против буржуазии, а заканчивается насилием против всего народа и вселенской ложью, что их экономический принцип – ухудшенный вариант немецкого – намного уступает принципу, который со времён оных практикуют жители Туманного Альбиона, но особенно их ученики американцы. Возможно, жить в государстве, которое англичане, несколько бравируя своей свободой, назвали «ночным сторожем» (этот «ночной сторож» обеспечивает безопасность внутреннюю и внешнюю, но не вмешивается в экономику и личную жизнь), на первых порах нам будет несколько неуютно, потому что  слишком привыкли мы к власти царя, вождя, секретаря, монстра, который делит хлеб на кусочки и кладёт каждому в рот, – привыкли к тотальному контролю каждого шага нашей жизни. Однако первый шаг по дороге в тысячу миль когда-нибудь надо сделать!

Бранят у нас сегодня олигархов. А кто лучше этих вездесущих людей (алчных, конечно) мог бы собрать рассыпавшуюся советскую экономику и вдохнуть в неё жизнь? Новые государственные чиновники? Я очень сомневаюсь. Пусть президент назначит Александра Фоменко или похожего на него поборника справедливости из Госдумы – губернатором Чукотки вместо Абрамовича. И мы лишний раз убедимся, что без талантливых накопителей богатства и организаторов производства нам не обойтись. Крупный бизнес в развитом буржуазном государстве ведёт экономику, организует производство, тянет за собой средних и мелких предпринимателей, кормит народ. Крупный бизнес, а не чиновники, даже самые высоколобые из них. Далее. Планы и проекты, идущие сверху, хороши только в том случае, когда граждане, в отдельности и в рабочих коллективах, сами стремятся улучшить свою жизнь. Когда у них есть свободный выбор и желание. Вложить в человека желание работать намного сложнее, чем просто положить ему в руку кусок хлеба. Дело сделано, господа, коммунистический принцип организации производства повержен. Теперь задача государства – научить граждан честно зарабатывать деньги.

Александр Фоменко уверяет нас, что свободный рынок – искусственно созданный институт, а регулируемый рынок соответствует человеческому естеству. Тогда пусть он  объяснит, почему рухнула экономическая система СССР, почему так скоро отказались от неё наши бывшие республики и страны Восточной Европы, – где власть регулировала рынок по последнему слову марксистской науки. Китай и Вьетнам у него перед глазами в качестве аргументов? Эти бедные, бедные страны, лежащие на обочине мировой цивилизации и ещё не оценившие значение свободы в деле общественного прогресса? Пусть они идут «своим путём», пока не прозреют! Лучше ориентироваться на Японию, Тайвань, Индию, Сингапур, Малайзию. Ещё лучше – на Скандинавию и Европу. А регулятор рынка – кто он? – Чиновник, в экономике мало разбирающийся, но к взяткам весьма склонный.

У нас сам президент взялся за регулирование рынка: он  «мобилизовал» Генерального прокурора на показательную  экзекуцию одного из столпов российского бизнеса, грешного, как и многие из них. Чтоб никому повадно не было! И поставил «злато» под абсолютный контроль «булата». Выбрал одного, который финансировал независимые средства информации. Все важные чиновники суть акции хорошо поняли.  Во-первых, стали брать с бизнеса больше. Во-вторых, все средства информации сделали послушными. Сейчас какую газету ни возьми – не найдёшь в ней серьёзных и беспристрастных размышлений о судьбе России, о власти: все боятся, как бы не обидеть «царя» и не разгневать губернатора. В провинции – гласность на нуле, вернулись советские времена. Главные каналы телевидения славят сегодня президента и его команду, как в своё время славили советских вождей, когда наивный народ кричал ура своим же мучителям. Разгулялись псевдопатриоты, им дана зелёная улица. Они  уже ищут «врагов» и, кажется, скоро объявят «охоту на ведьм».

Вот что я услышал с экрана телевидения от кандидата в президенты Жириновского: «За всё ответите!», «Зачищу всю страну!», «Всех успокою!». Виталий Третьяков, угрожая либералам, не был столь откровенен, но тоже делал прозрачные намёки: «Как бы не пришлось отвечать за дела и слова, содеянные и произнесённые в последние 15-20 лет!» («МН» № 37). Я представил себе Жириновского с автоматом на груди: в Государственной думе он проводит «операцию по зачистке», а Третьяков идёт за ним и подсчитывает, сколько гробов заказывать. Гоголя  нам не хватает, в комедию бы их вставить! Страшный народ – эти люди, выпячивающие свой патриотизм. Их надо остановить, иначе, воспользуясь идеологической неразберихой и неопытностью избирателей, они законным путём придут к власти и устроят нам ещё одну кровавую баню.

«Научись учиться!» – говорит хороший учитель своему ученику. «Научись работать!» – говорит хороший правитель своему подданному. Работать мы пока не умеем. Производительность труда в промышленности, сельском хозяйстве, образовании, медицине слишком отстаёт от европейских стандартов, чтобы выдать нашим работникам европейскую зарплату. Верхи это понимают, но народ требует. Приходится обещать и добавлять, а  инфляция идёт по пятам и съедает все добавки. Угрожать олигархам пересмотром приватизации.

Народ верит власти и идёт за ней. Тут разработано целое искусство, как обещать, прибавлять и создавать иллюзию восхождения к экономическому благополучию. Появилась новая теория справедливости, уже не марксистская, а якобы социал-демократическая, которая требует не отнять и поделить вообще, а отнять частично и поделить. Выровнять. Подравнять. Перераспределить. Народ сегодня «любят» всей душой сегодня не только коммунисты, но социал-демократы и «патриоты». Даже либералы перед выборами наговорили много лишнего. Справедливость обычно сводится к равному распределению произведённого продукта, организовать дело и отвечать за него никто не хочет. В российской политике усиливается  тенденция – поскорее всё растащить и съесть. Очень это оказалось трудным – отойти от экономической теории Шарикова, которого наши «народолюбцы» готовы выдвинуть на Нобелевскую премию посмертно. Корягин Сергей Осипович.
15 декабря 2007 года 


Рецензии
Сергей! Я полагаю Вас ПОГОДКОМ, поздравляю с Новым Годом! Подробности -на моём Сайте!

Анатолий Фёдоров   01.01.2010 01:23     Заявить о нарушении
"Государство свободных предпринимателей в Новое время оказалось более востребованным, чем государство чиновников, "

А с этим - я очень с ВАМИ поспорю!

Анатолий Фёдоров   01.01.2010 01:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.