Голод - не тётка

ГОЛОД - НЕ ТЁТКА
(или "Убийство на Парле-де-Пари")

серия "Из самых дальних уголков БИБЛИОТЕКИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ"

Рассказ написан в лучших традициях Чейза, Гарднера, Стаута, Кристи и Зануды-Заблудовского.
Редакция.



пролог.

      Кризис наступил. Бывают кризисы экономические, политические, продовольственные. Этот был экономическим, ставшим следствием политического и повлекший за собой кризис продовольственный. Наступило время, когда полицейские меняли патроны на колбасу, а штраф за превышение скорости брали конфетами. Время, когда человек и собака дрались за кость с одинаковым бесстрашием...



глава 1.

      Инспектор Куча, измерив свой вес, тяжело вздохнул. Усевшись в кресло, он вдруг вспомнил, что раньше в нем, в этом самом кресле, умещался только он, а теперь могло поместиться Кучи три. Карек Куча был уже не молод. В общем-то, он был неплохим полицейским, но деньги у него не водились, а с тех пор, как понизили оклад и увеличили премию за раскрытые преступления, его дела пошли совсем плохо. Последним его удачным расследованием было дело об ограблении прачечной. Это случилось два года тому назад и с тех пор он вспоминал о нем раз по пять на день. Куча все еще числился в инспекторах только потому, что до пенсии ему оставался всего один год.
      Итак, как мы уже сказали, Куча уселся в кресло и тяжело вздохнул. Его мысли прервал телефонный звонок. "Наверное опять из телефонной компании - интересуются, когда я уплачу за телефон", - с неудовольствием подумал Куча. Карек зажал нос пальцами и гнусавым голосом сказал:
- Алло! Инспектора нет - он на дежурстве.
- Не валяйте дурака, Куча! У меня нет настроения для шуток! - голос шефа полиции звучал куда более серьезнее, чем обычно.
- Пардон, господин полковник, я Вас внимательно слушаю.
- Только что нам сообщили, что на бульваре Парле-де-Пари 18/2 произошло убийство. Мне некому поручить это дело, потому что все оперативники отупели с голоду, а Вам, Куча, это не грозит, потому что у Вас и так нет мозгов, и вообще - какого Вы сейчас болтаете со мной по телефону, когда машина уже ждет Вас у подъезда?
      Дождавшись гудков, Куча бросил трубку и, облачившись в старое пальто времен какого-то древнего Римского Папы, выбежал на улицу. Потертый полицейский "Пежо" действительно стоял на противоположной стороне.



глава 2.

      У дверей дома 18/2 Карека поджидал сержант Эльдар Пурко, 25-ти летний высокий брюнет.
"Какой хрен принес сюда этого дурачка Пурка?" - подумал инспектор.
- Так я же приставлен к Вам в помощь господином полковником! - весело отрапортовал сержант.
- Убийцу еще не нашли?
- Нет!
- Плохо. Придется зайти в дом.
      Трупа уже не было. Очерченный мелом контур говорил о том, что это был мужчина. В комнате царил хаос.
- Нашли что-нибудь интересное? - поинтересовался инспектор, заглядывая в холодильник покойного в поисках съестного.
- Да нет, все как обычно. Гильза справа от тела, окурок и отпечатки пальцев на бутылке.
- Работа обещает быть трудной... Уж больно похоже это дело на ограбление прачечной - тот же почерк! - сказал Куча.
      Холодильник оказался пуст и настроение у инспектора совершенно пропало.
- Кем был покойный?
- Он работал телемастером в конторе "Рабы Кинескопа" на Марк-Плац-Авеню. Его имя Жерар-де-Пюре. Соседи утверждают, что он воровал в домах, куда его вызывали, и жил неплохо. Сегодня вечером к нему должны были прийти приятели. Есть основание полагать, что их должно было быть двое - покойный заходил к месье Оливьеру и приглашал его вечером к себе поиграть в домино, а в домино, как известно, играют вчетвером.
"А у этого Пурка голова варит, - подумал Куча - но он не знает, что в домино можно играть и одному, как это, например, делаю я".
- Кто эти люди? - продолжил вслух инспектор.
- Мы выяснили личности всех близких знакомых де-Пюре и то, что в этот вечер у него был только один гость, - отчеканил Пурко. - Насчет последнего утверждения догадаться было нетрудно, т. к. стол был накрыт на двоих.
- Мы можем допросить этих "близких знакомых"?
- Только двоих, господин инспектор. Третий умер несколько месяцев тому назад.
- О! - воскликнул Куча, - У него хорошее алиби. Будет весьма трудно доказать в суде, что убийца именно он. Пригласите оставшихся двоих ко мне в кабинет завтра к 10-ти утра.



глава 3а.

      Отдав последнюю мелочь водителю такси и оставив ему на чай надкусанный кусочек сахара, Куча в 9.30 вошел в полицейское управление города. Пройдя в свой кабинет, он сразу же вызвал Эльдара Пурко.
- Послушайте, сержант. Мне нужно зечем-то знать ориентировочное время убийства - плюс-минус три часа, марку пистолета и глушителя к нему, а также кому принадлежат отпечатки пальцев на бутылке. И еще, Пурко. Принесите мне тот окурок из квартиры убитого де-Пюре - я хочу курить.
      В 10.05 двое молодых людей вошли в кабинет инспектора Кучи. Судя по элегантному виду, их имена не значились в каталогах последней переписи бандитского населения.
- Прошу садиться, господа! Я важный инспектор по особым делам Куча!
- Месье Пловский, - ответил один из вошедших.
- Месье Тефтельи, - представился другой.
- Господа, были ли вы приглашены вчера к господину Жерару-де-Пюре?
- Да, - ответил Пловский, - но я не был у него.
- Меня он тоже приглашал, но у меня были дела и я отказался в последний момент, - произнес Тефтельи.
- Жерара убили вчера вечером и, в связи с этим, я хочу спросить - кто из вас курит?
- Я, - признался Тефтельи.
- Зачем Вы убили де-Пюре?
- Я его не убивал!
- Значит его убили Вы, Пловский!
- ???
- И не делайте губки вопросом, Вы, грязный убийца! - закричал Куча.
      В этот момент в кабинет вошел Пурко и положил на стол окурок и лист бумаги, на котором было что-то напечатано. Быстро пробежав глазами листок, Куча взглянул на Пловского и спросил:
- Где Вы были вчера с 20.30 до 21.00?
- В это время я спал!
- А кто может это подтвердить?
- Никто.
- Понятно, - пробурчал Карек, - а Вы где были в это время, Тефтельи?
- Я ехал от своего адвоката. Выехал где-то в 19.45 и прибыл домой без четверти девять. Но, господин инспектор, я нигде не нарушал правила чтобы меня запомнили, так что...
- У вас двоих дерьмовые алиби, - сказал инспектор, - но Вы, Тефтельи, еще и курите. Скажите, Тефтельи, куда Вы дели свой "Кольт" 42-го калибра с глушителем от "Рено"? А? Вас пригласили в гости, Пловский не приехал, потому что он не курит, а Вы приехали, застрелили бедного Жерара, обчистили его холодильник и теперь отпираетесь?
- Инспектор, я не убивал, клянусь Вам! - попробовал запротестовать Тефтельи.
- Один раз Вы мне уже клялись в этом и, как видите, соврали, так на каком основании я должен Вам верить во второй? В общем так, господа. Сейчас вы подробно опишете мне чем вы занимались с 19.30 до 21.00 вчерашнего дня и я вас пока отпущу.
      Пока подозреваемые писали в соседней комнате свои мемуары, Куча вызвал Пурко.
- Сержант, съездите в городскую поликлинику и посмотрите истории болезней этих психов - может, кто-то из них и вправду псих?
      Через 15 минут два листа бумаги лежали перед Кучей. Закрывая за собой дверь, Тефтельи сказал:
- Инспектор! Покойный Жерар тоже курил.
      Эти последние слова сверлили голову Кучи. Его многоэтажная версия, построенная на окурке, осела ровно наполовину. Да, это будет наверняка посложнее дела с прачечной! Наконец-то сосредоточившись, инспектор принялся читать. Первой была объяснительная записка Пловского:
"Вчера я пришел домой в 19.00 и лег спать. С уважением, Пловский".
      Карек раз пять прочел ее, затем взял со стола окурок из квартиры убитого и закурил. Пуская струи дыма, Куча принялся за чтение объяснительной Тефтельи:
"В 19.00 я приехал к своему адвокату господину Кушаньи по вопросу личного характера".
- Люди ездят по дорогам, а не по вопросам, - вслух подумал инспектор.
"Где-то в 19.40 - 19.45 я уехал. Около 21.00 я был дома, что может подтвердить моя жена. Больше никуда не отлучался".



глава 3б.

      Куча закончил читать, встал, подошел к окну и отковырял старую жвачку, которой раньше заклеивал щели. Положив ее в рот, Карек стал размышлять:
"Начнем сначала. Вчера на Парле-де-Пари 18/2 в своей квартире из пистолета "Кольт" 42-го калибра был убит месье Жерар-де-Пюре. Холодильник на время осмотра был абсолютно пуст, что дает возможность сделать вывод об этом преступлении, как об убийстве с целью ограбления. Покойный пригласил двоих друзей на ужин - оба это подтверждают. И оба говорят, что накануне предупредили де-Пюре о том, что не смогут приехать. И все-таки один из них был там..." - только сейчас Куча ощутил, что жвачка сильно отдает оконной замазкой, - "Ничего, скоро должен появиться привкус мандарина".
      В ожидании вожделенного привкуса, инспектор продолжал размышлять:
"Оставить окурок мог и сам убитый. Отпечатки на бутылке дешевого вина тоже его. Адвокат Тефтельи подтвердит все, сказанное своим подзащитным. Да и как я докажу, что Пловский не спал с 7-ми до 9-ти часов вечера? Кажется, я зашел в тупик".
      Звонок сержанта застал Карека Кучу уже дома - Пурко сообщил, что адвокат господин Кушаньи действительно беседовал с Тефтельи до 20-ти часов вечера, а Пловского после 19-ти нигде не видели.
"Да, - подумал Куча, лежа в постели, - теперь мне остается только написать докладную шефу: "Я болван. Пришлите патронов. Целую ручки жене. Ваш Куча"".



глава 4.

      Следующим утром трамвай доставил инспектора в адвокатскую контору, где Карек без труда нашел Кушаньи.
- Особо важный инспектор по делам Куча!
- Присаживайтесь, инспектор. Слушаю Вас.
- Видите-ли, мне нужно зачем-то знать, по какому вопросу к Вам позавчера приезжал Тефтельи?
- Это вопрос личного плана.
- И все же? - Куча начал рыться в карманах в поисках спичек. Он выложил на стол гранату, пустую банку из-под пива, моток лески, портрет посла Республики Конго в Мадагаскаре и, наконец-то, спички.
- И все же? - переспросил Карек, ковыряясь в зубах (он делал это напрасно - в них все равно ничего не было).
- Ну, вобщем, он разводится со своей женой и приехал попросить меня подготовить соответствующие документы.
- У него есть любовница?
- У него - нет, но вот мадам Тефтельи, по-моему, с кем-то тайно встречается.
- Спасибо, господин адвокат!
      Карек Куча вышел из конторы. Напротив стоял одинокий булочник со своей тележкой. Его охранял взвод автоматчиков. Вдохнув аромат теста, инспектор направился в управление.
      Бросив шляпу на стол, Куча тут же взялся за телефон.
- Пурко? Даю Вам три часа на то, чтобы узнать имя любовника жены Тефтельи. А самого рогоносца немедленно пришлите ко мне!
- Господин инспектор, у Вас на столе лежит мой доклад по поводу медицинских карточек подозреваемых. Оба они психически нормальны, но вот Пловский...
- Я сам разберусь, а Вы выполняйте задание!
Куча просмотрел доклад Пурко. Он немного поразмышлял и в этот момент в дверях появился Тефтельи - в цилиндре и без рогов.
- Скажите, милейший, почему Вы разводитесь со своей женой? - не в бровь, а в рог спросил Карек.
- Откуда Вы это знаете? Вы были у моего адвоката? Хотя, какая теперь разница. Мы давно уже стали чужими людьми, а недавно Лили попросила дать ей развод.
- Когда это было?
- Я не могу вспомнить точно. Видите-ли, моя жена слишком многого от меня требует, а я не могу обеспечить ей бутерброд на каждое утро.
- У нее есть любовник?
- По всей вероятности - да. Я могу быть свободен?
- Ну, конечно!



глава 5.

      В желудке у Карека завывала органная музыка. Да, это была именно музыка его голодных органов. Полковник обещал Куче выдать талон на питание, если он хоть немного продвинется вперед. А у инспектора уже была версия! Он читал много детективных романов и знал, что обычно убийцей оказывается тот, кто может им быть в самой меньшей степени. Поэтому Куча стал подумывать арестовать полковника.
"Шеф меньше всех был заинтересован в убийстве де-Пюре, так что может его - того?" - думал Карек.
      Телефонный звонок прервал мысли инспектора.
- Особый инспектор по важным делам Куча слушает!
- Это Пурко, господин инспектор!
- Что там у Вас, Пурко?
- Я узнал имя любовника жены Тефтельи!
- Это полковник, Пурко, полковник???
- Никак нет! Это Пловский.



глава 6.

      В этот же вечер в квартиру Пловского постучали. Обольститель чужой жены открыл дверь и увидел Кучу, Пурко и еще двоих полисменов.
- Вот ордер на обыск, - грустно сказал Куча и, чуть повеселев, добавил, - может, угостите чем-нибудь?
- Господа, я право не знаю в чем я виноват, но раз надо, то конечно, я что, я так...
      От растерянности Пловский вспотел. Куча вызвал понятых и приступил к обыску. Тщательно обшарив квартиру Пловского, один из полицейских нашел потайной холодильник, искусно замаскированный под коробку от телевизора. В тайнике лежали пол-булки хлеба, кусок сервелата и три копченых селедки. На колбасе обнаружились следы укуса.
- Пловского в участок, остальное на экспертизу, - приказал Куча и вышел из квартиры.
      В ожидании результатов экспертизы, Карек сидел у себя в кабинете и тарабанил пальцами по столу. Наконец, вошел Пурко.
- Докладываю! Укус на колбасе принадлежит Жерару-де-Пюре. Отпечатков пальцев, кроме покойного Жерара, не обнаружено.
- Так, - сказал Куча, - доставьте сюда Тефтельи с женой и продержите их всех пока я не вернусь.
- Есть! - рявкнул Пурко и вышел.
      Карек Куча подошел к сейфу и вытащил чистый бланк с подписью прокурора. У инспектора таких бланков было штук двадцать - он стащил их у секретаря в прокуратуре. Вписав в пустое место фамилию, Карек положил лист в карман и вышел. Спускаясь вниз по лестнице, Куча пробубнил:
- Улики, добытые незаконным путем, в суде не учитываются. А у меня теперь все законно!



глава7.

      Поздно вечером в кабинете у полковника собрались Куча, Пурко, Пловский, Тефтельи и мадам Лили. Куча, нахально стащивший уже прикуренную сигарету шефа, начал рассказывать о раскрытии преступления.
- Важнейшей уликой был, разумеется, окурок. Но я его скурил, поэтому отбросим его в сторону. В ходе расследования я узнал, что жена Тефтельи большая любительница поесть, а ее муж не может накормиь ее досыта. Тогда мадам ушла к Пловскому. Тот, дабы удержать эту козочку в своем стойле, был вынужден пойти на преступление. В тот день, день убийства, Пловский пришел домой так, чтобы его видели соседи, а после спустился по пожарной лестнице, пршел к де-Пюре, убил его, обчистил стол и холодильник и был таков!
      Сержант Пурко подошел к горе-любовнику и на руках у Пловского защелкнулись наручники.
- Но, - продолжал Куча, - все было не так и убийца не он!
      Пурко снял наручники с Пловского и извинился.
- Во-первых, мы не нашли пистолет, во-вторых, на колбасе и селедке нет отпечатков Пловского, да и пожарная лестница существовала лишь в моем воображении. Но все это мелочи по сравнению с тем, что Пловский не мог быть любовником Лили Тефтельи ибо он... импотент! Браво, Пурко! Вы неплохо покопались в больнице! Да, это вам не случай с прачечной. Тогда-то я и понял, что "история с любовником" - дутая от начала и до конца! Месье Тефтельи решил подставить своего друга и уговорил жену приударить за Пловским. Да знай Пловский, что у него дома столько меченой еды, он бы уничтожил ее в первый же день!
      В это время Пурко заковывал в наручники Тефтельи.
- Но убийца, как вы сами понимаете - не он.
      После неожиданных слов Кучи, Пурко снял с Тефтельи наручники и снова извинился.
- Наденьте Ваши браслеты, Пурко, вот этой мадам. Ее муж обеспечил себе алиби. Жена-"изменница" подтвердила, что он был дома, хотя, по логике, должна была наоборот - упечь мужа. Конечно, она была вне подозрений у всех, но не у меня! Зная, что ни муж, ни Пловский не пойдут к де-Пюре, она поехала туда сама, убила, забрала все продукты, часть из которых подбросила Пловскому, и приехала домой. Тогда почему, подумал я, она не подбросила ему и пистолет? Либо она его потеряла, либо хотела воспользоваться им еще раз. Вот ордер на обыск Вашей квартиры, а вот пистолет, который я там нашел.
      Куча положил на стол "Кольт" 42-го калибра с глушителем от "Рено".
- Ненавижу вас всех, тварей! - закричала Лили.
- Судя по всему, следующей жертвой должны были стать Вы, Тефтельи, но об этом Вы еще долго будете думать в камере.



глава 8.

      Куча возвратился домой глубоко заполночь. Есть хотелось невыносимо! Карек зашел на кухню и задернул шторы. Вытащив из внутреннего кармана пиджака сервелат, он принялся поедать вещественное доказательство. Его внимание вдруг привлек лист бумаги, просунутый под дверь. Это было письмо:
"Господин инспектор! За Ваши заслуги в деле об ограблении прачечной администрация последней уведомляет Вас в том, что Вы можете пользоваться услугами нашей прачечной до конца года и причем бесплатно!
Администрация".
      Куча посмотрел на календарь - было 30-е декабря.


КОНЕЦ


Рецензии