Новая тактика

                Татьяна Шушлебина-Зимина
 
                О моем папочке Шушлебине Григории Алексеевиче,
                1905 года рождения.

В 1929 году по решению правительства СССР в Елань-Коленовском районе было решено построить овцеводческие совхоз «Пионер». Требовалось много рабочих разных специальностей, приезжали стройотряды из многих городов, ставили для людей деревянные дома, крытые железом, построили клуб, контору, баню, школу, животноводческое помещение, кирпичный завод.

Одним из тех, кто приехал на работу во вновь образованный совхоз был Григорий Алексеевич Шушлебин. Работал он конюхом, потом кучером, возил совхозное начальство. На войну его забрали в ноябре 41-го года, служить попал в артиллерийскую бригаду. На лошадях подвозил снаряды, таскал противотанковую 45-миллиметровую пушку, которую солдаты за маломощность с горькой шуткой называли «Прощай Родина». Потом подвозил снаряды уже для 76-миллиметровой более мощной пушки и снова был при лошадях. А после войны вернулся и продолжал работать в родном совхозе.

В 1972 году в Новохоперском (вобравшем в себя Елань-Коленовский) районе случилась страшная засуха. Не только хлеба, соломы не было. Ее возили аж с Краснодарского края. Для овец на местах заготавливали веточный корм. Осенью встал вопрос о приобретении для населения картофеля.  Каждое хозяйство бесплатно выделило машину и отправило представителей для закупки картошки в другие области большой страны. Я поехал от Централи. Изъездили всю Воронежскую область.  Пусто. Когда ехали через Воронеж, попали на открытие Воронежского моря. Проехали Курск, Орел. Выехали на Варшавское шоссе. Под Калугой увидели огромный курган. Это был мемориал на печально знаменитой Зайцевой горе.  Во время войны в течение года здесь шел практически не прекращающийся бой. Наши войска защищали прямую дорогу на Москву. Позже историки назовут сражение на Зайцевой горе одним из самых кровопролитных за время войны. На мемориале были установлены могильные плиты. Но не фамилии бойцов увидели мы с водителем на них, а большой список названий целых дивизий, полков, танковых бригад и батальонов, оставшихся на этой высоте навсегда. Позже эту гору будут называть высотой смертников.

На очередном празднике Победы в поселке Централь я рассказал об увиденном на Зайцевой горе. И вдруг один из фронтовиков, не стесняясь, громко заплакал. Это был Григорий Алексеевич Шушлебин. Долго мы не могли его успокоить. Сквозь всхлипы можно было расслышать три слова «Я там был». После митинга он пришел в себя и рассказал следующее:
«Я вез на лошади снаряды к своей батарее. У нас оставалось четыре орудия на этой самой горе. Вокруг сплошные взрывы. Раненые отступали, мертвые лежали сплошным жутким ковром. У одного из орудий бегал капитан. Он мне крикнул: «Давай снаряды подноси!». Я пошел к лошади, и в этот момент между мной и капитаном ударил снаряд. Я успел нырнуть в воронку. После подошел к капитану и увидел, что у него оторвало ступню вместе с сапогом. Он прохрипел: «Сними с меня сумку, отстегни ремень, перевяжи ремнем ниже колена потуже. А сумку потом отдашь командованию».

Превозмогая боль, капитан приказал:
– Заряжай орудие и стреляй!
– Я не умею целиться, не умею наводить, только заряжать могу, – растерялся я.
– Заряжай и стреляй! – повторил приказ капитан.
Он достал пистолет.
– Не будешь стрелять, убью! – И выстрелил у моих ног. – Следующая пуля твоя!
Я зарядил орудие, выстрелил. Капитан держал пистолет. Лошади сорвались с места, снаряды рассыпались по земле. Я заряжал и стрелял, заряжал и стрелял. От взрывов я совсем оглох. И ничего не слышал. Только палил и палил. Смотрю, на лице капитана улыбка. Он притих. А я как в полубреду продолжал стрелять. Очнулся, когда кто-то схватил меня за плечи и оттащил от орудия: «Хватит, а то своих побьешь!».

Меня и капитана отправили в госпиталь. И долго еще в госпитале надо мной подшучивали: «Вот он герой, который фрицев напугал». Оказывается, педантичные фашисты приняли мою беспорядочную отчаянную стрельбу за какую-то новую тактику и на время прекратили пальбу. Представили меня к медали и отправили учиться на командира орудия. Дошел я до Берлина. И ни разу даже не поцарапало.
На этом Шушлебин окончил свою историю, и долго еще стояли в скорбном молчании фронтовики, слышащие в тот миг не тишину мирного села, а далекие взрывы войны.

Сейчас в Центральском сельском поселении проживает всего одна участница войны –  Надежда Ильинична Обушко. Из девчат, пахавших на тракторах в военную пору, осталась Татьяна Григорьевна Руденко, которая до сих пор помнит инвентарный номер своего трактора – 14 ХТЗ.

1. Григорий Алексеевич призвался на фронт 14 октября 1941 года с Елань-Коленовского райвоенкомата. Зачислен в пехоту. В составе подразделения переправлен под Ефремово. Был ранен и отправлен в госпиталь в город Пугачёв.
2. В мае был выписан. Изучил 76-миллиметровую пушку. В 1942 году был сформирован 266 противотанково-истребительный полк. В декабре перешли в наступление на Воронеж. В 1943 освободили Воронеж и двинулись дальше на Запад. Потом освобождали Славянск и Крамоторск. С крамоторска пошли на Харьков.
3. В августе полк перебросили на Воронежский фронт - в город Лиски (Георгиу Деж).
4. В 1944 году 10 апреля участвовал в освобождении Одессы. В составе полка форсировал Днепр и Днестр, освобождал Киев.
5. Затем в том же 1944 полк перешел на территорию Польши, где мы освободили Люблин и форсировали Вислу. А в 1945 полк ушел в наступление на Германию.
6. Еще при освобождении Варшавы Григорий Алексеевич был тяжело ранен в грудь и правое плечо. Эшелоном был переправлен в госпиталь, который находился под Москвой.  Из госпиталя вышел 16 августа.
7. Имеет награды: медаль за Боевые заслуги, медаль за Отвагу, Орден Отечественной войны II степени, много благодарностей. Член партии с 1940 года.


Рецензии