Cтранствующий барс Центральной Азии

          Осенью  в будущем году  в России состоится впервые в истории планеты Тигриный саммит. На это мероприятие глобального значения съедутся  государственные деятели и специалисты в области охраны и воспроизводства тигров  из 14  стран мира (Россия, Китай, Малайзия, Индия, Индонезия, Пакистан и другие), где еще  сохранился этот вид животного мира, а также из тех страна, число коих  втрое больше, где тигр водился еще в начале прошлого века.  Все центральноазиатские республики  - Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Афганистан – получат приглашение для участие в этом Саммите, поскольку одним из пунктов его  будет проблема восстановления  так называемого туркестанского тигра. 
Я был приятно удивлен, узнав об этом недавно на состоявшейся  выездной конференции по проблемам экологии, охраны окружающей среды и животного мира, посвященной 55-летию Национальной Академии наук Кыргызской Республики. По инициативе института леса имени П. А. Гана  и Биолого–почвенным института специалисты ряда стран региона провели наблюдения над состоянием экологии Арстанбапа и его животного мира.
И хотя  последний экземпляр туркестанского тигра был застрелен в послевоенные годы, тем не менее, в генетическом отношение он не относится к вымершим видом, поскольку является одним и тем же видом, что и амурский тигр.
Таким образом, если численность амурского тигра будет восстановлена, то существует большая вероятность того, что туркестанский тигр снова появится в наших лесах, если, конечно, мы будем  интенсивно восстанавливать год от году орехоплодовые леса.
  Во время посещения  Арстанбапа  в эпицентре дискуссий и споров зоологов и биологов региона оказался не только  грецкий орех, безумно дорогой кап, но и тигр.
По словам лесовода Исаака Эргешова, в научном мире до сих пор идут споры относительно центров обитания в регионе туркестанского тигра.
Узбекские зоологи считают, что этот тигр водился в основном в тугаях нижнего течения Сыр-Дарьи,  казахи, наоборот, уверены в том, что основная  популяция благородного хищника  водилась в зарослях тростника в среднем и нижнем течение Или и  вокруг озера  Балхаш.

Но во время конференции в Арстанбапе, неподалеку от величественной горы Жолборс-Мазар, что в  переводе означает «могила тигра», ученые  региона согласились с тем, что зона орехоплодовых лесов Кыргызстана, возможно, была самым привлекательным местом обитания тигра с точки зрения богатства их  кормовых ресурсов. Действительно, эти леса  отличаются особым изобилием флоры и фауны, в них всегда водились в большом количестве кабаны и косули  – основная пища тигров.   
    В конце концов, все стороны пришли к единому мнению, что  вся Центральная Азия являлась средой обитания туркестанского тигра, а орехоплодовые леса Кыргызстана были чем-то вроде  зимней резиденции этого  царя зверей. И эта точка зрения близка  к научной.
  Туркестанский тигр, в отличие от своего индийского собрата, отличался склонностью к путешествиям, в переводе с кыргызского  название жолборс переводится, как «странствующий  барс».
 Для него обычным дело было передвигаться по 100 километров в день. Ученые уверены, исходя из полной идентичности генов туркестанского тигра и амурского тигра, что туркестанский тигр был кочевым подвидом в этой группе своих близких родственников, совершая сезонные путешествия по маршруту Шелкового пути  -  из Западной Сибири и Приамурья  -  в Иранское нагорье – через территории нынешних Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Туркмении
-Скорее всего, - говорит Эргешов, - что именно орехоплодовые леса юга Кыргызстана были излюбленным  местом кормежки этого зверя. А возможно, что здесь он проводил большую часть года. С наступлением лета часть зверей выдвигалась  на север, в поисках добычи в направлении к Сибири, часть в сторону Иранского нагорья. Благодаря этим контактам, тигры Евразии не только улучшали свои гены, но и фактически оставались одним видом.
Уничтожение тигров в Центральной Азии в конце XIX первой половине XX века прервало эту тигриную цепочку и превратило  амурского и мазандаранского тигров в два изолированных вида.
Таким образом, если нам удастся восстановить в своей былой красоте  орехоплодовые леса Кыргызстана, то в ней обязательно заведутся тигры.  Забредут из Сибири или Ирана, двигаясь по маршруту Великого Целкового пути, который правильнее было бы назвать Великой тигровой тропой.
Напомним, что в настоящее время положение тигров на планете не столь плачевное как было еще тридцать лет назад, когда во всем мире насчитывалось не более двух тысяч тигров. Сегодня мировая популяция этого благородного  и величественного хищника насчитывает 3,5 тысячи экземпляров.  При этом больше всего тигров  -  400 экземпляров (11 %  мировой популяции) – водится  на территории России в амурских лесах.
Ученые  разных стран поставили перед собой цель   к 2022 году, к следующему тигровому году, удвоить количество тигров на Земле.
Если Кыргызстан к тому времени существенно улучшит состояние своих орехоплодовых лесов, приняв решительные меры по восстановлению его флоры и фауны, то существует большая вероятность,  что там снова появится туркестанский тигр.
Но самое главное условие для этого  - Кыргызстан сам должен стать центральноазиатским экономическим тигром, способным не только наладить высокоэффективное производство, но и обеспечить восстановление  окружающей среды в его первозданном виде, привить своим гражданам трепетное отношение  к природе и экологии.
И тогда туркестанский тигр обязательно вернется к нам.
                Замир Осоров.


Рецензии