Вечный поиск

     У каждого из людей своя жизнь, свои чувства, мысли, понятия, все мы проживаем ее по-разному. Моя жизнь сложилась так, что я с детских лет занят поиском. Вначале, поиском пропитания для себя и своей семьи. Это был поиск съедобных растений: лебеды, рогоза, корней лопуха, саранки, ныне занесенной в Красную книгу, казалось, что вкуснее этой луковицы нет ничего в земном мире. Черемша, крапива, ягоды, грибы – всего не перечислишь. Многое заготовляли впрок, на зиму. Брусника, залитая простой колодезной водой, сохранялась до весны, как и сушеная клубника…
 
    Трудны воспоминания, отложим на время.

    Растет в наших краях и Женьшень, чему не поверил мой племянник – охотовед, пока сам не убедился.

    Учил и сына своего выживанию в любых условиях.

    Кое-что из таежной грамоты перешло от деда, бабушек, мамы. Научился читать следы оставленные зверем, птицей, человеком, техникой. Направление их движения и так далее.
Зачитывался книжками о пограничниках, мы с друзьями хотели быть такими как пограничник Карацупа. Особенно запомнилась книга «Капитан идет по следу», автора не помню. Оставил в памяти след и от произведений Фенимора Купера.

    Приобретенные знания пригодились при поиске павших и пропавших без вести наших воинов.

    После восьмого класса поиск своего места в жизни. Поиск училища, работы. На работе – поиск новых инженерных решений. Поиск. Поиск.

   С четвертого класса проявился интерес к Древней истории. Поиск в этом направлении начался лишь несколько лет назад. Сожалею, что не начал раньше, увлекательная тема!

    Расскажу вам о невероятном поиске. Рассказать о нем побудила строка из произведения Николая Субботина «Капище Чернобога», где он сказал: «Выходы их подземных храмов часто прокладывали в сторону оврагов и рек».

    Мне несколько раз снился один и тот же сон: Вижу старинный кирпичный храм. В районе колокольни опускаюсь в подвал. Слева у стены дубовый топчан. На нем  в темной одежде лежит раненый монах. Я пробираясь дальше, слышу как потрескивают кирпичные стены оседающего храма. Под Алтарем, на юго-восток есть выход. На коленях ползу по узкому туннелю и выхожу в заросший кустарником овраг. Светит солнце.

    При выходе на пенсию, пригласили меня работать мастером реставрационных работ в Свято-Вознесенский собор. Начал исследовать стены, производить ремонт и покраску кровли, добывать липу для резного иконостаса и так далее. Вид храма полностью совпадал с моим видением во сне. Ознакомившись с причтом, начал осторожно расспрашивать об истории храма, бывает ли что-то необычное. Кладовщица Лида однажды мне призналась:
    - Вы знаете,  жутко бывает вечерами, выхожу из административного здания, а вон там, у апсиды стоит монах в темной одежде и смотрит. - она показала  на юго-восточную часть апсиды.
    - Благодарю, Лида, за откровенность, я понял.

    На второй день мы с руководителем воскресной школы - псаломщиком Сергеем решили провести исследования. Апсида в этом месте имеет вертикальную трещину, что говорит о неравномерной осадке здания. Из трубы дюймового диаметра сделали бур. В метре от здания начали вручную бурить скважину. Грунт. Песок.  Известь с крошкой красного кирпича и наш бур провалился в пустоту. Сережа смотрит на меня с изумлением. Голос помощника старосты:
    - Вы что здесь клады ищите? Староста сказал, чтоб вы прекратили это безобразие. – пришлось подчиниться. «Со своим уставом в храм не ходят».

    Выяснил, что вход в подвал в районе колокольни залит бетоном.
     - Целых две машины мы туда ухнули, прямо на мусор! – сказал один из участников этой «реставрации».

    На этом наши исследования закончились, но не совсем. За территорией храма начались работы по прокладке газопровода для села Боровецкое. В тот день я был в командировке, начала работ не видел. По возвращению встречает староста:
   - Посмотри, что там творят строители, наведи порядок!
   - Борис, сегодня очень устал, да и рабочие ушли, поеду домой, завтра разберусь.
   Утром,  не доходя до траншеи, увидел на дереве синий целлофановый пакет. В нем оказался человеческий череп и несколько костей. На куче земли вынутой из траншеи вижу человеческие останки, как и в траншее с разрезом могил. Невольно привлекла могила, из которой торчали две пары больших берцовых костей с длинными и тонкими трубчатыми костями  голени. Возник вопрос: Почему два трупа в одной могиле?
   Прибыли к траншее экскаваторщик с мастером, спрашиваю:
   -  Что вы делаете? Разве можно тревожить могилы предков. При обнаружении их необходимо остановить работу и доложить руководству. Остановите работу и согласуйте другой проект!
   Работа до обеда была прекращена, но в мое отсутствие вновь возобновилась. Через пятнадцать минут работы экскаваторщик сломал руку. Кощунство не прощается!
   Упустим некоторые подробности этого события, скажу лишь о том, что удалось собрать семь останков.  Приоткрыть две трагедии прошлого. В той непонятной могиле был похоронен мужчина, но, возможно, ночью ее вскрыли, открыли крышку гроба  и кинули на грудь усопшего еще одного покойника. Крышка оставили открытой, засыпали могилу. В другой могиле оказался труп беременной женщины, (под руками сложенными на животе сохранился череп ребенка), ее пятка оказалась отрубленной, голова пробита обухом топора.
    Для собранных останков изготовили гроб, для похорон в братской могиле.
   Читая молитву, осторожно беру останки и укладываю в гроб. Взял в руки череп убиенной женщины и опешил от неожиданности. В моих руках он стал теплым, обрел плоть. Женщина глянула с такой улыбкой благодарности, которую забыть невозможно.

   В стенках  траншеи обнаружил видимый во сне подземный ход, нашлась яма с запасом извести для строительства храма,  и  землянка с черепками керамики, возможно,  для укрытия от непогоды и  обогрева рабочих.
 



 продолжение следует


Рецензии
Очень интересно и похоже.

Эдуард Семенов   31.12.2009 16:18     Заявить о нарушении