Рождество

Темное зимнее утро. В центре кадра маленькое квадратное окно со внутренней стороны квартиры. За окном, в глубине кадра валит снег, легко раскачивается фонарь. На первом плане фрагмент внутренней стены, она белая; то и дело на ней появляется отсвет электрической гирлянды; гирлянда стоит в режиме поочерёдного переключения цветов.

Звонок будильника — ненавязчивый, но надрывный. Цвет на стене — красный. Весь дальнейший разговор происходит без перестановки камеры. Героев в кадре нет.

Лера: (жалобно) Валь, наш будильник сошёл с ума. Я ставлю его на шесть, а он звонит без пятнадцати. Весь мир против меня.

Цвет меняется на жёлтый

Валя: Нет. Нет. Только ты не ругайся. Это я нам поставил.

Лера: Валь, ну ты чего?

Валя: Погоди. Сейчас объясню.
(Свет на стене меняется на зелёный)  У нас так мало времени, чтобы вот просто полежать рядом. Я специально выкрал эти 15 минут. И сейчас они принадлежат исключительно нам с тобой. Не моим двум и твоим трём работам, не институту, не нашим семьям. А вот только нам, нам с тобой.

(Свет меняется на синий)

Лера:  Гирлянду включил… Мы же решили, что будем стараться экономить электричество.

Валя: Прости, красиво просто. Как в детстве.

(Свет меняется на красный)

Лера: Я тебя не понимаю. Блин, да она же горела целую ночь!

Валя: Извини ещё раз. Сейчас просто выключу.

Гирлянда гаснет. На улице выключается фонарь. Начинает звонить будильник. Кадр уходит в темноту. Нарастающий звон будильника плавно переходит в звонок трамвая.

Мужской полновесный голос: (разухабисто) Девушка, а, девушка?!

Внутри ржавого трамвая. Стёкла наглухо заморожены. Большое количество пассажиров. Лера — молодая девушка в не-на-те-пуговицы-застёгнутом пальто сидит прислонившись к стеклу. На коленях стопка тетрадей и открытых книжек. За ухом ручка. Над Лерой нависает краснощёкий пузатый мужик.

Краснощёкий пузатый мужик: Девушка, а, девушка?! Я, знаете ли, к вам подсяду, а то я стоять устал. (садясь) Не возражаете?

Лера: (отодвигаясь) Нет, не возражаю. (опомнившись) Какая сейчас остановка? (с волнением смотрит на часы)

Краснощёкий пузатый мужик: (отпивая из банки пива)  Никакой. (оглядывает Леру) Ах, ну, да… Вы же спали.

Лера: То есть как это никакой?! (пытается очистить стекло, чтобы посмотреть). Мы стоим?

Краснощёкий пузатый мужик: (смеётся)  Ох… Вы так крепко спали… И даже не почувствовали?

Носатая женщина с сидения спереди: (вклиниваясь в разговор) (тараторит)  На углу с улицей Ленина образовалась пробка из трамваев — первый сошёл с рельс. Перед нами стоят три, после нас ещё четыре, минуту назад подошёл пятый…

Лера: Улица Ленина… Мне выходить раньше (вскакивает с места на ходу собирает в сумку тетради и книги) (громко) Откройте двери! Срочно откройте двери!

Люди в недоумении оборачиваются на неё.

Носатая женщина с сидения спереди: Как?! Вы не знаете?! Двери примёрзли. Их не открыть. Мы ждём ремонтников.

Кондукторша: (обветренная женщина с активной жизненной позицией) (из другого конца трамвая) Девушка, спать надо было дома!

Краснощёкий пузатый мужик: Что там спать. Они – молодёжь. Им, так сказать, положено…

Носатая женщина с сидения спереди: Ой, не говорите. У меня у самой дочка, как она. Целыми ночами в своих интернетах сидит…

Лера: Пожалуйста, оставьте меня в покое, мне нужно позвонить (отворачивается к стеклу) (в телефон) Валь, я не успела. Ничего не успела. И всё из-за твоих дурацких 15 минут. Я сейчас заперта в холодном трамвае, застрявшем непонятно где, с какими-то (шепотом) отвратительными людьми. (громко) И всё, всё по твоей вине! Я бы не уснула в трамвае, если бы эти 15 минут спала утром! (пауза) Что значит успокойся?! Ты не понимаешь меня, никогда меня не слушаешь! Губишь наши отношения! Я стараюсь, я работаю, а ты… Я больше не хочу с тобой разговаривать! (серьёзно) Никогда. (бросает трубку)

Краснощёкий пузатый мужик: Детка, не плачь. Не первый и не последний будет.

Носатая женщина с сидения спереди: А я считаю, что таких, как он надо проучать, чтоб не повадно было! У моей дочки, например…

Кондукторша (продвигаясь к месту событий): Ну, чего ревём? По личному поводу?

Краснощёкий пузатый мужик: (с пониманием дела) Парень бросил…

Носатая женщина с сидения спереди: Таких, как он надо проучать. Но это моё личное мнение. Я не навязываюсь.

Студент с разукрашенной кожаной сумкой: Да что вы, в самом деле, отстаньте от девушки. Может, ей хочется побыть одной. (К Лере) Вам хочется побыть одной?

Кондукторша: Ну, уж нет. Люди должны помогать друг другу!

Маленький мальчик: (на весь трамвай) Смотрите, тётя плачет!
Голоса из всех концов трамвая, общий гомон: «Что случилось?»; «Кто-то плачет?»; «Бросил парень?»

Нервная женщина средних лет: Нужно дать ей воды. У кого есть вода? Срочно! Воды! Воды! Тут истерика!

Студент с разукрашенной кожаной сумкой: (к Лере) Вы ведь хотите побыть одна?!
Носатая женщина с сидения спереди: Проучать!

Маленький мальчик: (напевает сочинённую им песенку) Тётя пла-а-а-чет! Тётя пла-а-а-чет! Тётя пла-а-а-чет…

Из глубины вагона доносится пронзительный детский плач.

Сиплый голос матери: (ласково) тщщ-тщщ-тщщ. Тихо-тихо. Спи, спи — всё в порядке. А я тебе песенку спою. (поёт громко) Мы едем, едем, едем в далёкие края; хорошие соседи, счастливые друзья…

Кондукторша (раздражённо): Мамаша! Трамвай – это вам не ... ясли! (тут же осекшись замолкает, уходит в противоположный конец трамвая).

Все начинают разбредаться по своим местам.

Краснощёкий пузатый мужик: (сминая банку пива в руках) М-да…

Лера вытирает слёзы бумажной салфеткой.

Знаете, такое создаётся ощущение, что будто ты вроде и живёшь… Но вот как-то неправильно, не вдумчиво, что ли. Пиво пил сегодня. И не могу припомнить: какая банка — вторая или третья. Это я вам так, не жалуюсь. Нет у меня алкоголизма — не подумайте. Я о том, что живём все как по инерции. Знаете, я даже слышал, что некоторые люди глотают собственную зубную щётку, когда чистят зубы по утрам. Они просто не замечают, как щётка с каждым повторяющимся движением постепенно всё глубже уходит в глотку. Б-р-р (трясёт головой). Пиво пил без удовольствия, потому что на автомате пил. А это пиво особенное, любимое, потому что…

Раздаётся резкий щелчок и сипение. Все двери трамвая разом расхлопываются. На улицу из дверей густо валит пар. Люди, молча и сосредоточенно, выбираются из трамвая. По ступеням спускается женщина с младенцем на руках. Кондукторша помогает ей.

Кондукторша: (мягко) ну, что… спит?

Мать: (с улыбкой) спит.

Интерьеры начала фильма. Гирлянда переключена в обычный режим. Стена мигает и переливается разными цветами.

Звук открывающийся двери.

Валя: Лера?! (гирлянда выключается) Лера, прости. Я был не прав. Я был не прав! Я знаю, ты ведь так устаёшь, и всё только ради того…

Лера: Тсс. Помолчи. Я теперь знаю одну удивительную тайну.
(пауза) Вот она:

Мы всё успеем. Всё-всё.
(пауза)

Включается музыка. Вальс. На стене изредка мелькают силуэты вальсирующих Леры и Вали. Кадр постепенно уходит в темноту.

— Конец —


Рецензии