Любовь Орлова

Любовь Петровна Орлова родилась в  январе 1902 году в Москве в обеспеченной интеллигентной семье. Родители хотели, что бы их дочь стала пианисткой. Поэтому, закончив музыкальную школу, Орлова в  1919-1922 годах обучалась в Московской консерватории по классу рояля. Но сама  она мечтала о карьере актрисы и в 1926, отзанимавшись три  года на хореографическом отделении Московского театрального  техникума, пришла работать в  Музыкальную студию при Московском Художественном театре. Очень скоро талантливой девушке, которая умела прекрасно петь и танцевать, была красива и очень артистична, стали давать главные роли в опереттах.  Орлова имела большой успех, играя Периколу в одноименной оперетте Оффенбаха, Серполетту в «Корневильских колоколах» Планкетта и Герсилью в «Дочери мадам Анго» Лекока.  Тогда же, еще во время работы в Музыкальном театре, она получила свои первые роли в кино. Впервые она появилась на экране в небольшой эпизодической роли миссис Элен Гетвуд в немом фильме «Любовь Алены», а затем сыграла главную  роль (Грушеньки) в звуковом фильме «Петербургская ночь» (по повести Достоевского «Неточка Незванова»), съемки которого проходили в 1934 году. Фильм этот стал заметным явлением и на проходившем в том же году Международном кинофестивале в Венеции оказался в числе шести лучших фильмов.

   Однако не этой работе была обязана Орлова своей поистине народной славой. Ее героиня, комедийная и лирическая, эксцентричная и достоверная, поющая и танцующая пришла к зрителю в фильмах Александрова. Молодой режиссер, прославившийся совместной работой с Эйзенштейном над «Броненосцем «Потемкиным»», в начале 30-х годов был охвачен новым творческим замыслом - он решил создать картину в жанре музыкальной комедии, то есть совершенно новый в те годы жанр, в котором музыка и пение должны были бы непосредственно участвовать в сюжетном конфликте и стать органическим компонентом картины. Александров понимал, что успех фильма во многом будет зависеть от исполнительницы главной роли. Он долго искал ее в Советском Союзе, потом отправился в Америку, но даже среди голливудских звезд не смог найти своего идеала. Тогда кто-то из друзей посоветовал ему посмотреть в Музыкальном театре «Периколу» с Орловой в главной роли. Александров послушался  и к концу спектакля совершенно убедился в том, что долго разыскиваемая им актриса наконец нашлась. В тот же вечер он познакомился с Орловой и  предложил ей роль Анюты в фильме «Веселые ребята». Эта встреча оказалась решающей в их творческой и личной судьбе.

   Когда в декабре  1934 года «Веселые ребята» вышли на экраны страны, они имели совершенно невероятный успех. Достать билеты на фильм можно было лишь с великим трудом. Комедия демонстрировалась не недели, а месяцы, но восхищению зрителей все не было конца. Едва появившись, фильм сразу стал классикой.  Поражали его необычный сюжет, задор и смелость постановщиков, свежесть, легкость и подлинная веселость от первого до последнего кадра. Для Орловой это была первая запоминающаяся встреча с миллионной аудиторией, и зрители были буквально очарованны ей. Казалось, актрисе было доступно все: владение словом,  его смысловым и эмоциональным звучанием, пение, декламация, танцы и акробатика, лирика и эксцентрика, комедийность и высокий драматизм – таким разносторонним и убедительным был ее неожиданно открывшийся талант. Для нее и Александрова «Веселые ребята» стали первым шагом к  многолетнему творческому содружеству и началом их совместной семейной жизни – вскоре после премьеры они поженились.
 
      В 1936 году появился их второй фильм «Цирк», а к двадцатилетию Октябрьской революции Александров начинает работу над блистательной комедией «Волга-Волга»(1938). Еще в 1936 году в одной из статей он писал, что своим будущим фильмом его коллектив хочет «показать, что в нашей стране созданы все возможности для того, чтобы любой талант каждого человека мог быть выращен, развит до высшей степени». Орлова сыграла в этом фильме Дуню Петрову (Стрелку). По сути дела, ту же тему развивала их четвертая совместная картина  «Светлый путь» (1940), в которой Александров хотел показать судьбу Золушки в советских условиях. Главная героиня комедии домработница Таня Морозова делается по ходу действия сначала ткачихой, а потом становится инженером и депутатом Верховного Совета. Создавая свой образ, Орлова предстает в первой части фильма в роли косолапой деревенской простушки, которая шмыгает носом и смешно хмурит лоб, а под конец преображается  в великолепную даму, исполненную женственности и совершенно особенного шарма.   Эта метаморфоза была выполнена ей с таким мастерством, что заставляла поверить в реальность происходящего на экране. Не даром Орлова так много и упорно работала над своей ролью. Готовясь к съемкам, она объехала несколько текстильных фабрик, изучала ткацкое дело и даже овладела профессией ткачихи. «Я успешно сдала техминимум, - вспоминала Орлова, - и получила квалификацию ткачихи. Быстрому освоению профессии помогло то, что я занималась не только на уроках. Ткачиха должна обладать очень ловкими пальцами, чтобы быстро завязывать ткацкий узел; достигается это путем длительной тренировки. И я отдавала этой тренировке все свое время. В сумке я всегда носила моток ниток, как другие женщины носят вязанье. Я вязала ткацкие узлы всегда и всюду… Образ ткачихи Тани Морозовой  увлек меня необычайно. Для меня это была отнюдь не Золушка, не сказочная героиня… В период съемок я действительно чувствовала себя так, словно я издавна была ивановской ткачихой».

    Актерское искусство Орловой вообще было удивительно оптимистично и победно. Оно  до сих пор поражает питающим его  ощущением напора жизненных сил. Орлова как никто другой, с естественностью большого художника ощутила и выразила ту стихию бодрости, уверенности в себе, в сегодняшнем и завтрашнем дне, то упоение масштабом и размахом, тот социальный оптимизм, которые определяли нравственную атмосферу 30-х годов. Она не просто воплотила на экране советский социалистический миф, но и превратила его в видимую реальность, тот символ, который сделался для населения страны эталоном социального счастья. Все ее героини обладали исключительной энергией и они всегда добивались своего, причем не только для себя, но и для других. Конечно, с точки зрения бытоописательной фильмы Александрова и Орловой были очень далеки от реальной обстановки тех лет. Быт в них всегда условен и эксцентричен, в самом способе создания образа неизменно присутствует эстрадная, карнавальная условность. И все же они плоть от плоти именно этой эпохи и ни в какую другую не могли появиться. Не даром музыкальные строчки их фильмов: «Нам песня строить и жить помогает», «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», «Легко на сердце от песни веселой» и другие стали музыкальными эпиграфами времени. Да и сам образ актрисы - прекрасной, стриженной, белокурой, спортивной и общительной – сделался символом и легендой победной эпохи 30-х годов, а задуманные в свое время как образы эксцентрические, ее героини сегодня воспринимаются почти что историческими портретами.

   Впрочем, судить об актерском мастерстве Орловой лишь по этим, самым знаменитым ее ролям, было бы не верно. Как актриса она обладала большим диапазонам возможностей. В 1939 году она снимается в фильме «Ошибка инженера Кочина», где предстает перед зрителем в непривычной и совершенно необычной для нее роли Ксении Лебедевой – молодой, обаятельной, но бесхарактерной женщины, попавшей под влияние  сильного злодея (агента иностранной разведки). Ксения предает военную тайну, жестоко раскаивается в содеянном, а потом гибнет от рук убийцы. Эта работа была интересна тем, что требовала от актрисы очень точной передачи сложного комплекса чувств: легковерия, отчаяния, надежды на счастливый исход, муки от содеянного, страха перед будущим и любви. Орловой удалось показать все это с высокой достоверностью.  Она сыграла в этом фильме совершенно иначе, чем всегда, полностью сменив свой творческий и актерский имидж.

   Во время войны Орлова находилась в постоянных разъездах, выступая с концертами в войсковых частях, госпиталях, на заводах и в колхозах.  Она объехала множество городов и  побывала   едва ли не на всех фронтах. Во второй половине 40-х годов она возвращается к работе в театре. (С 1955 года Орлова – актриса Театра имени Моссовета).  В 1947  она играет Джесси Смит в пьесе Симонова «Русский вопрос». Потом были роли Лидии в «Сомове и других» Горькова, Норы в «Кукольном доме» Ибсена и т.д.. Особенный успех выпал ей в роли Лиззи Мак-Кей в одноименной пьесе Сартра (она прошла в театре более 500 раз! Сартр, приехавший в Москву на 400-е представление своей пьесы говорил потом, что это лучшая Лиззи Мак-Кей, которую ему довелось видеть) и  в роли миссис Сэвидж в пьесе Патрика «Странная миссис Сэвидж».

    Работы в кино уже не были так успешны, как довоенные, хотя и здесь были подлинные творческие находки. После войны Орлова снялась в нескольких весьма разнохарактерных ролях. В комедии «Весна» (1947) она исполнила две роли – двух непримиримых двойников: веселую и жизнерадостную комедийную актрису Веру Шатрову и сурового ученого Ирину Никитину. В фильме «Встреча на Эльбе» (1949) она сыграла злобную и жестокую американскую разведчицу Джанет Шервуд, а в фильмах «Мусоргский» (1950) и «Композитор Глинка» (1952) - мягкие, прочувствованные роли русских женщин: обаятельной певицы Платоновой и добрейшей Людмилы Ивановны, сестры Глинки. Откровенно неудачной, пожалуй,  была лишь последняя ее роль в комедии «Русский сувенир» (1960). Умерла Орлова  в январе  1975 года.


Рецензии
О Любови Орловой я много читала.
Безусловно, это была очень красивая и талантливая актриса.
Но я читала, что вначале Александров не хотел брать ее на роль Анюты.
Орлова ему тоже вначале не понравилась именно на эту роль, но Любовь Петровна добилась, чтобы им устроили встречу дома. И Александров безоговорочно отдал Орловой эту роль и влюбился в нее по-настоящему....Фильм "Волга- Волга" был любимым фильмом Сталина.
Много еще можно интересного написать об этой актрисе.
И вам, Константин, спасибо большое за этот рассказ.
С теплом.
Кира.

Кира Крузис   01.12.2011 21:48     Заявить о нарушении
Благодарю, Кира, за отзыв. Не всем Орлова нравится. Некоторые даже не считают ее талантливой. Но она мифотворческая фигура. Это несомненно.

Константин Рыжов   01.12.2011 22:27   Заявить о нарушении