Неудавшееся поздравление

Подумать только! Остался всего лишь один день до Нового Года. Уже завтра мы снова соберемся за праздничным столом и станем дружно загадывать желания под звон бокалов и бой настенных часов. Встречать начало Нового Года всей семьей и заранее поздравить всех близких друзей теплыми словами, добрыми пожеланиями и приятными подарками – это традиция, за соблюдением которой мама строго следит.
Вот и сегодня родители с самого утра носятся по городу, от порога к порогу, вручая подарки адресатам. Список подарков мамой был обдуман и составлен еще пару месяцев назад. Согласно этому списку постепенно заполнялась верхняя полка в шкафу, и вот сегодня она опустела. Каждый из подарков мама ненадолго подержала в руках, прежде чем уложить их в сумку, которая сегодня сыграет роль мешка Деда Мороза. Каждый подарок запомнил свое назначение для будущего хозяина и станет верно его выполнять.
- Твои пожелания всегда сбываются! – часто повторяют маме. Она молча улыбается в ответ.
К вечеру усталые родители вваливаются домой.
- Как день прошел? – интересуюсь я привычно.
- Нормально. Только пришлось потратить много сил на внушение гаишникам, которые хотели папу оштрафовать за нарушение, которого он не допускал.
- Ты опять промыла им мозги?
- Типа того. Надеюсь, конец дня они провели в радужном настроении, размышляя о нарядной елке, салате оливье и праздничных фейерверках.
- Забавно. Чем займемся? Подготовкой к завтрашнему дню?
- Ох, нет. Завтра, все завтра. На сегодня я слишком устала. А мне еще составить и разослать пожелания иногородним.
Чтобы электронное письмо донесло до получателя не просто добрые пожелания, а энергию, достаточную для их исполнения, нужно точно подобрать слова. Правильно составленное поздравление сложится в заклинание, которое начнет работать с того самого момента, когда человек его прочтет. Поэтому мама всегда пишет друзьям медленно и вдумчиво, то стирая строчки, то набирая их вновь, пока весь текст не сольется в единое целое, в котором не хочется изменить ни одного слова.
На сей раз она потратила три с лишним часа, прежде чем в папке «Отправленные» выстроился ровный ряд поздравлений. Но почему-то у нее не просто усталый, а прямо-таки мрачный вид.
- Ты закончила? – интересуюсь я.
- Не совсем. Мне осталось лишь одно поздравление.
- Кому?
Мама слегка медлит с ответом.
- Другу… который предал и потерял мою дружбу.
- Тогда зачем его поздравлять?
- Видишь ли… все же он не стал врагом. Но и не остался другом. У меня не бывает «бывших» друзей. Это исключительный случай.
- И в чем загвоздка?
- В том, что мне нечего ему пожелать. Трудно решиться пожелать добра человеку, который превращает его во зло.
- И что ты собираешься делать?
- Думаю, попытаюсь написать что-нибудь нейтральное.
На протяжении как минимум получаса слышится только ритмичный перестук кнопок клавиатуры, периодически прерываемый на долгие паузы. Судя по количеству нажатий на клавиши, из-под маминых пальцев должен был выйти как минимум рождественский рассказ.
- Посмотри, пожалуйста, – просит она меня наконец – не слишком ли коротко и сухо?
Я подхожу к монитору, ожидая увидеть длинное послание. Но письмо действительно более чем лаконично: «Поздравляю с наступающим праздником! Пусть этот год будет удачливым и во всех отношениях светлым и добрым.»
- Судя по тому, сколько ты его печатала, ты перебрала массу вариантов, прежде чем остановиться на этой… э-э-э, записке.
- Непросто составить текст с пожеланиями, которых вовсе не желаешь. Я пыталась написать что-нибудь, с чем я внутренне была бы согласна.
- Ну и? Думаешь, тебе удалось?
- Я попробую немного слукавить. – говорит мама, и дописывает в конце последней строчки: «для всех нас».
- Вот теперь это хоть немного соответствует моим мыслям.
Кнопка «Отправить» послушно реагирует на щелчок мыши, но изображение на экране остается неизменным. Не появляется никаких сообщений: ни о результатах отправки, ни об ошибке. После нескольких упрямых попыток мама сдается и пробует отправить письмо с другого почтового сервера. Но письмо, будто заколдованное, не желает отправляться. Две коротких фразы приклеиваются намертво к окну черновика, не собираясь его покидать и отправляться в плавание по всемирной сети.
- Все дело в том, что я этого на самом деле не хочу! – беспомощно говорит мама и выключает компьютер.
Она похожа на маленькую девочку сейчас, с обиженно опущенными вниз уголками вздрагивающих губ. Кажется, она вот-вот разревется от обиды.
- Что за беда! – говорю я успокаивающе. – Отправишь письмо завтра.
- Оно не уйдет. – вздыхает мама – Эти слова пусты, в них нет искренности, они ничего не значат.
- Почему? Миллионы людей каждый день пишут и произносят слова, которые ничего для них не значат.
- Людей… - повторяет мама и грустно улыбается.
- Только не говори мне, что ведьма не может солгать!
- Не так строго, конечно. Но там, где ведьма говорит такие слова как «хочу», «желаю», «пусть будет» - ее намерения должны быть искренни, котенок. Запомни это крепко.
- Я запомню – отвечаю я – Я понимаю, почему это важно.
Мы обе долго молчим. И в наступившей тишине мне кажется, что я слышу, как с сухим шелестом осыпаются и превращаются в невидимую пыль слова неудавшегося поздравления.


Рецензии