Философские паутины. Марксизм

    Нисколько не покушаясь на таланты древних мыслителей - хотелось бы акцентировать внимание только на том, что в их времена формирование мыслительных процессов определялось единственным всеобщим теологическим мировоззрением с его началами от дремучего язычества, что и служило как отправными моментами, так и лейт-мотивами философских сентенций.Кстати - и преобладающего потенциала всего творческого художественного наследия, признанного классическим по гениальности. Конечно же - философские сентенции и сегодня кажутся мудрыми истинами для тех, кому помогает исповедание религиозных конфессий с почитанием глубинных национальных традиций. Не удививительно поэтому, что философия и теология слились когда-то в единое понятие.

    Альтернативное - материалистическое мировозрение появилось значительно позже, на основе систематичеких наблюдений естествооткрывателей, и из Истории известно, как к ним относились в обществе, находящемся под теократией. В конечном счёте это привело к тому, что религиозные и светские общественные институты стали законодательно разделяться. Но следует особо отметить, что все нравственные ценности религиозной морали, за исключением первой - были вполне обосновано п е р е н е с е н ы  в светские законы ( правила общего жития). С той только разницей - что уже со строгой персональной ответственностью за каждое от них отступление - вместо религиозной достаточности "отпущения грехов" на исповедях. И по вопросам социальной политики -государство не разделяет своих граждан на тех - кто и что исповедует или не исповедует вообще, живя своим умом и трудом.  Так что - вопрос о том, что если кто не испытал религиозного вероисповедания - тот не знает и не способен жить по христианским заповедям  -  отпадает. Знают и живут, ибо они - в главных светских законах и над каждым  от них отступничеством нависает кара, по принципу точно такая же, какую Творец опустил на Содом и Гоморру - только разве что по-разборчивее, по-терпимее и со скрупулёзным выяснением всех обстоятельств по каждому конкретному случаю.

    А тем временем над всем этим бытиём так и повисла неразрешённой проблема сущности материи. Одни философы попрежнему утверждают, что материи как таковой не существует, а другие уверяют,  она и есть - всё, что во-плоти как живой, так и неживой, и по своей сущности  - вещественно-предметна и очень даже осязаема. Возможно - где -то в бесконечной Вселенной и существует иная. Но мы-то живём
именно в таком мире.
  Только в том-то и дело, что и этот мир сотворялся вовсе не единожды, а как минимум троекратно. Первый - реальный, во-плоти и тверди, а потому - ощютимый и последовательно (от простого к сложному) познаваемый.  Второй - отражённый сознанием и субъективно преломлённый этим отражением, и третий - в идеальной и беспроблемной,  во о б р а ж а е м о й  интерпретации окружающей действительности и бытия, которую загнали под магический императив - *так должно быть*.  Но второй и третий - однозначно сотворялись уже философами-мыслителями.. И напрочь перепутали - что первично, а что вторично. Ну вроде как непонятно стало - что в первую очередь сварганил Творец: куриц с петухом, чтобы яйца несли, или семя чудотворное разбросал, чтобы и без них покатились  яйца к ногам человека.

    И по сегодня не утихает спор на предмет - является ли философия наукой в ряду других, или вообще -  самостоятельной, и не противопоставляет ли она себя - естественным наукам материалистического бытия. Ответ, пожалуй, однозначен - противопоставляла. Ровно до тех пор, пока сторонники естственных наук не показали, что ничего в реальной действительности не существует в строго монотеистических вариантах, и даже на высшем уровне духовных сил имеет место борьба нечистых с чистыми, а материальный мир тем более полон противоречий и противоположностей, в том числе и моральным заповедям. Тогда и философия начала переходить на диалектическое понимание сущности бытия через обобщающие, взаимозависимые и обоюдопереходящие категории, такие как часть и целое, качество и количество, сущность и форма, идеальное и реальное, желаемое и действительное, предполагаемое и располагаемое. А поскольку эти категории - в той или иной степени конкретизации оказались присущими всем наукам и правилам бытия - дилектическая философия и стала наукой всех наук, кроме теологии.

    Однако - её основоположник Маркс, обобщивший понимание этих категорий предшественниками - сделал особый упор на категории единства и борьбы, из которых и родился вполне соответствующий духу его времени закон развития через борьбу противоположностей вплоть до крушения единого целого. На самом деле - если речь шла о прогрессивном развитии, то такое как раз и осуществлялось  с л и я н и е м  противоположностей в обобщающее целое. А благодаря тому, что человек научился умело направлять одни естественные силы на другие без явных на то разрушений - он вопреки этим силам оторвался от тверди и поднялся во Вселенную. Но только на самой Земле - жестокая конкурентная борьба с т.н. естественным отбором, который давно уже превратился в искусственный и искуссный - никак с подачи вульгарных материалистов не хочет уступать соревновательной состязательности в равных "весовых"диапазонах.  С соучастием, содействием и бескорыстной взаимовыручкой.

    Впрочем - проблема первичности-вторичности конечно же не ограничивается тривиальным примером с курицей и яйцом. За этим скрывается куда как более глубокомысленная суть попыток доказать, чему принадлежит первенство вообще - религиозному духу или материализованой мысли с основанными на ней идеями. замыслами и творческими возможностями. И кто бы мог подумать, что самые завзятые материалисты-марксисты, сразу же после овладения властью в России - развернут грандиозную картину в том числе и духовного потребления, духовного производства и роста духовной культуры. По всей видимости полагаясь на то, что одного революционного сознания вполне достаточно, чтобы  отлича(
ть некий эфемерный дух от реальной интеллектуальной надстройки над материально-экономическим базисом. Таким образом, отрицая первичность религозного духа по отношению к материи, они и интеллект задвинули на вторичную надстройку над материальным базисом.

   Поздно пришло признание того, что одна из составляющих этой надстройки - наука, на самом деле являлась главным производителем экономики, а другая - политика, способна просто играючи развалить самую мощнейшую промышленно-аграрную индустриальную базу.Впрочем - не преминули воспользоваться ставшей крылатой фразой о том, как одухотворение, вдохновение и прочий энтузиазм удесятеряет жизненные силы в борьбе с противоположностями. И верили, несмотря на то, что на самом деле одухотворение не удесятеряет силы, а наоборот - мобилизует на десятикратную, против обыкновения, затрату и тех, что ещё есть и требующую во избежание полного истощения немедленного и равнозначного восстановления, вместо которого стало популярным раздавать новые вдохновляющие стимулы в форме вербальных благодарностей, похвальных и почётных грамот.
   
  По сути - марксистский диамат, единственно начавший отражать, в отличие от классической идеалистической, идеализированной и оторванной от реалий философии,  закономерности фактического бытия - сам превратился в банальный учебник по организации конфликтных ситуаций и их исключительно силовому принудительному способу разрешения. И тем самым только подтвердил, что дремучему принципу силового естественного отбора для улучшения в том числе и человеческого рода - альтернативы не существует. А все предыдущие и последующие агрессивные способы преобразования мира - от захватнических войн до силового экспорта демократических начал - получили философское обоснование и оправдание открытым законом антагонистической борьбы противоположностей в качестве ядра всякого диалектического развития.

   Подобное толкование филисофии конечно же не могло не вызвать осуждения со стороны цивилизованной мировой общественности. Но парадокс состоялся в том, что осуждению стали подлежать лишь отдельные, особо яркие по жертвам и ущербам проявления этого закона. Причём, осуждению со стороны тех сил, в цитадели которых и родился этот закон и нисколько не затрагивая при этом самого источника закона и более того - продолжая его применение теперь уже в конъюнктурных политических целях борьбы за достижение односторонних преимуществ.

   Принципиальная ошибка марксистского варианта диамата и истмата состояла в том, что за базовую диалектическую категорию был взят сам процесс связей и отношений между этими категориям и отнюдь не в диалектическом, а однозначном понимании. Истинно-прогрессивная суть диалектики в том, что нет абсолютно прямых противоположностей, застывших в безвыходных, кроме уничтожения одной другую, ситуациях. Они в постоянном движении с переходами одна в другую и слиянием во всём, наиболее оптимальном, устойчивом и ценном, образующем единое целое.
 Не сами по себе - разумеется. А той самой интеллектуальной надстройкой, которую марксисты задвинули на задворки материального базиса в риторическом запале филисофский сентенций о том, что первично и что вторично. Мир первичен, который ни по эволюционной естественной. ни по библейской чудотворной - не состоялся.

                (продолжение -" Философские паутины.Экзистенциализм". Из цикла - Мысли сверх стереотипов)


Рецензии