02 - Сергей да Марья. Прибытие

На горизонте показалась знакомая местность, некоторые люди в автобусе зашевелились, другие уже не могли и находились в невменяемом состоянии.
Этот совхоз объединял три деревни, которые почти слились друг с другом, но до мегаполиса так и не доросли. Посередине протекала речушка, впадающая в пруды находящиеся на окраине совхоза. Пролетев по деревне, автобус фыркнул и остановился у общежития, в котором я уже отбывал прошлую ссылку.
 В открытые двери выйти смогли не все, некоторых выносили и укладывали на траву. Оглядевшись, практически не заметил никаких изменений, только деревья стали больше. Тот же чистый, целебный воздух, та же «целебная пыль» с дороги, забивающая легкие, да и свиньи вроде такие же.
- И куда теперь? Неужели в этом бараке жить будем? - спросил Серега, обращаясь ко мне как к опытному.
- Вон видишь дверь с той стороны, - показал я на совхозное правление, - там и определять нас будут. А эти две общаги барачного типа самые большие и мне бы туда не хотелось, хотя до столовой от них ближе всего. Несколько бараков на той стороне, за речкой. Есть дальние общежития, но для шоферов, там спокойней. А здесь местные постоянно лазят, просто раздражает. Серег, смотри - вон в первом автобусе несколько женщин, среди них девушка красивая. Дай хоть маленько рассмотреть, успеешь еще поселиться...
Но Серегу, который равнодушно посмотрел в сторону девушки, ничего не интересовало. Он, видимо, расстроился не на шутку, но что сделаешь - условия в ссылке не выбирают. Какой-то мужик стоял рядом и внимательно ко мне прислушивался, и я, толкнув Серегу, взглядом показал, что нам надо отойти.
Бросив сумки, приказали Женьке и тем «пацанам» сидеть караулить.
- Пошли, Серег, прогуляемся, - и мы двинулись по знакомым мне местам.- Я тебе другую общагу покажу - рядом с клубом и посмотрим, есть там места или нет. Там общага почти новая и баня там новая. Заодно не будем торопиться, пусть эти сарайки заполнят.
Пока шли, Серега все осматривался по сторонам, зачем-то здоровался со всеми местными. Пройдя полпути, я кое-что вспомнил.
- Слушай! А ведь там на той стороне реки домики есть очень старые, раньше их тоже сдавали, но не знаю, сохранились они или нет. В прошлый раз кому места не хватило, жили там, и говорят, довольны были. Но состояние их ужасное. Заведовала всем этим делом Колотушкина Антонина Петровна, тетка очень грозная: если что не по ней, орет как реактивный лайнер. В кино, такие как она, обычно женщин-революционеров играют. В тот прошлый заезд, ее все боялись. Правда, не знаю, она так и осталась при своей должности - начальник по быту? Уговаривать женщин я не умею, тем более таких, но учти до столовой переться….
Услышав слово - домик, Сергей облизнул губы и, испытывая сильнейшее возбуждение, схватил меня за руку.
- Пошли назад, я уговорю.
- Успокойся, подождем часика два, пошли искупаемся пока тепло.
До пруда шли очень долго, он находился за километр от конца деревни. Купались почти час, пруд был очень теплый, хотя погода была уже прохладной. Когда вылезли, спросил, оглядываясь по сторонам.
- Смотри, как красиво вокруг, правда?
- Нет, некрасиво. У нас в Бурятии намного красивее, а ты на Байкале был?
- Нет.
- Тогда ты красоты не видел. Ну, все, пошли назад.
- А ты что бурят? Хотя заметно, что ты откуда-то оттуда.
- Да почти бурят, у меня и имя настоящее - Батар. Но отец, правда, русский и когда паспорт получал, заменили на «Сергей», он так заставил.
- А можно я тебя Батаром звать буду?
- Можно, но не путай Батыром, хоть это одно и тоже, но мне не нравится.
Только впоследствии настоящее имя так и не прижилось.

Нагулявшись, вернулись к своим парням. Женька нервничал, и явно устал ждать.
- Где вы ходите? Уже почти все разошлись.
Подъехал бортовой ЗИЛ, в него стали грузить лиц пострадавших то ли от водки, то ли от «морской болезни» и закидывать их вещи. Вероятно, повезут в то общежитие, что возле клуба.
- Ну что, Вова, пошли к тетке…
В комнате ее не было, только молодая женщина лет тридцати. Я уже подумал, наверно ушла на другую работу и может эта девушка добрее будет.
- Здравствуйте, мы оформляться… - начал Серега.
- Подождите, сейчас Антонина Петровна придет.
Ну вот, а я надеялся…. Мы стали ждать, Серега сел на стул, мы просто размазались в коридоре по стенкам, Андрей навалился на дверной косяк.
И тут появилась она, нисколько не изменившись, только чуточку поправилась - килограммов на пятнадцать. Все тот же не застегивающийся на груди синий пиджачок со значком «Ударник Коммунистического труда». Несмотря на большие размеры, женщина она довольно шустрая. Влетела в проем, оцарапав значком при этом бедному мальчишке пол щеки.
- Так, молодые люди, а вы где шляетесь?! - рявкнула грозная и боевая женщина, владелица всех этих фешенебельных бараков.
- Мы слышали - у Вас домики есть, нам бы в домик, мы не хотели бы в общежитие, - жалобно заскулил Серега.
- Нет у меня никаких домиков! Кто вам сказал?!
Серега указал на меня.
- Есть! Я знаю, я здесь уже был три года назад! - гордо утвердил я.
Домовладелице было наплевать на мое гордое заявление, с такими как я она расправлялась одним указательным пальцем, направленным в сторону двери.
- Есть! Но не про вашу честь! Знаете такое выражение молодые люди? Пойдете в ту, что возле клуба - прекрасное помещение!
Серёга пошел в контратаку.
- Хотите, я Вам и всей вашей семье обувь отремонтирую, стельки сменю, прошью, еще лет пять ходить будете, у меня и инструмент есть и все что надо.
Удар попал точно в цель, я даже удивленно посмотрел на Серегу, а почему мне не пришло в голову паяльник с собой захватить?
- И такие сможешь? - недоверчиво спросила уже почти не грозная Антонина Петровна, достав из-за сейфа видавшие виды сапоги, стоптанные до невозможности и вдобавок огромного размера, - А то мне трудно купить и подобрать.
- Запросто, завтра готовы будут! – сначала оглядев, пообещал Серега.
Лицо у революционерки сразу изменилось, и тут я впервые увидел, что она может быть еще и доброй.
- Ой, ты мой мальчик маленький, - подбежала к Андрею, достала платочек поплевав на него, давай вытирать царапину, оставленную заслуженно полученной наградой. - Нина! Оформляй, мальчиков, самый лучший дам! Правда, за рекой, далековато, но ничего: молодые - дойдете.
- А мне тоже сапоги надо сделать, - заверещала Нина.
Сергей уже был в таком счастливым духе, что пообещал и ей. Посмотрел на меня торжествующим взглядом: «Вот как надо, учись!».
Потопали за быстроходной теткой, еле поспевали, шли наверно минут двадцать, да еще и через мост. Пока шли, начальник по быту переквалифицировалась в экскурсовода.
- Вот столовая, вот ток, вон там МТС… Я, кстати, там рядом живу, уходя на работу вам в окно стучать буду, чтоб не проспали. Да и заходить буду иногда. Только не спалите мне дом и с печью поосторожней.
Подошли к низенькому домику. Самый лучший оказался обыкновенной деревенской развалюхой, но вполне пригодную для жилья. Две проходные комнаты, в маленькой - две кровати, в большой - четыре, печь на пол дома. Даже водопровод, правда, вода грязная, но колодец рядом. Баня метров двадцать от дома и обычный деревенский туалет тоже на улице.
Устроив нас, начальница ушла, Серега начал прыгать, топать ногами и от счастья стал похож на идиота. Мне стало смешно.
- Чему ты радуешься? - спросил Женька, - До столовой вон сколько идти!
Максим его поддержал, а Андрею было все равно, как оказалось потом - ему всегда было все равно.
- Глупые вы, ничего не понимаете! А ты, что скажешь Вова?
- Так это же моя идея. Я знаю в общагах одни пьянки, шум и драки. Местные такие же пьяницы, постоянно мешают, вы знаете, что мне в прошлый раз здесь в шутку сказали: каждый третий у нас не сидел. И все по пьянке…
- Ну и народ у вас здесь… - оборвал Сергей
- А у вас можно подумать не пьют?- съязвил я.
- Да пьют… еще, как пьют, что говорить. Ну что мы валяемся, тут же баня есть, давайте дров наколем, я буду у печки спать, ты Вов напротив меня на деревянную ложись, Женя иди на ту койку.
Женька он добрый, спорить не стал. Так мы и заселились, как единая команда. Правда одна койка осталась свободна, но как потом оказалось ненадолго.
Потом Сергей, ни на секунду не переставая сиять от радости, заявил:
- Что делают люди, когда заселяются?
- …? - пожали мы плечами.
- Балбесы вы, с соседями знакомятся! Я пойду разведаю, что там за люди. Найду, может бабку какую-нибудь, может чем помогу ей, она нам картошки, молоком или еще чем-то поможет. Я сам из деревни, и знаю, как жить здесь. Я обещаю вам: как у Христа за пазухой вы со мной жить будете! Главное - дом, и свой, мне больше и ничего не надо, - закончив речь, треснул ладонью по плечу меня так, что я улетел на кровать.
- Осторожней, убьешь ведь. Как медведь… - поморщился я.
- А я и есть медведь. Настоящий, забайкальский - меня так жена называет. Идите дрова рубить, ну что вы валяетесь, - и,  он хлопнув дверью, умчался.
Носился по окрестностям наверно час, если не больше. За время его отсутствия мы с Женей нарубили немного, ну совсем немного. Но зато чуть не поотрубали друг другу руки, ноги и головы. Потом, наконец, Сергей объявился, подошел к нам и удивленно спросил:
- Это что, все?
Скромно опустив глаза в землю, мы стали переминаться с ноги на ногу.
- Давайте топор, учитесь как надо - и начал рубить, а мы еле поспевали оттаскивать. - А бабки тут есть и не одна, так что если все хорошо будет, жизнь будет сносная. Завтра пойду, навес бабуле подремонтирую, может и молока даст.
Вечером помывшись, сели за стол достали продукты, водка оказалась только у меня, да и у Сереги. Вареная картошка, колбаса, кильки, да «Завтрак туриста» у всех кроме меня, никогда его не любившего.

«Шпана», как потом мы в шутку между собой с Серегой и Женькой называли Максима с Андреем от спиртного сразу отказалась, Женька тоже почти не пил, все время прикладывал палец на стол возле стакана, мол, всё. Так что выражение «пьет как сапожник» не всегда уместно. Хотя матерился Серега точно, как они…
Тут и выяснилось, что наш богатырь пьянеет махом, даже не знаю почему. Через полчаса он уже нес всякую чепуху, без конца хвастался.
- Серый, - я у него спрашиваю, - а чего ты так быстро косеешь?
- Да вроде все нормально со мной, а что тебе не нравится?
- Я тут как-то читал, что буряты и монголы это одно и тоже.
- Чего ты сказал? Да монголы… - они тупые! Не надо меня даже с ними сравнивать!
- Да?! - ошарашено и уважительно посмотрел на гордого бурята.
- Да! Приезжали тут к нам как-то двое монголов, мы их провели как дурачков. Не надо меня с ними сравнивать, а то, что почти на одном языке говорим, еще ничего не значит, - доказывал пьяный Сергей.
Вскоре он начал нам показывать свой красивый охотничий нож.
- Дедовский! Он может, фрицев на войне им резал!
- Серега, не гони! - меня разбирал хохот.
- Я говорю - может… зато шаманами заговоренный… смотри!
С этими словами он стал кидать нож то с ручки, то с лезвия и нож всегда втыкался в деревянную дверь.
- Ничего себе… - согласились мы.
- А ты что шаманам веришь? Вот темнота! - смеялся я тогда, будучи воинствующим безбожником.
- Верю! Еще как верю! А ты не знаешь их, лучше молчи, - злился на меня бурят.
Так и состоялось первое знакомство, из которого про Андрея я, например, ничего и не узнал. Он молчал почти все время. Зато Серега рассказал про себя всё: из какой байкальской деревни, сколько у него там родственников, как туда к нему добираться. И что у него здесь дочь родилась, а он хотел бы сына. Женьку я и так знал. У Максима не было матери, не знаю почему, и все это время им занимался отец. И все годы на каникулах он проводил у бабушки. Обувь ремонтировать умели только Женька и Серега, а те ходили в вечных учениках, да подмастерьях.
- Серега, а у тебя, что отец из ссыльных каторжников? - шутя, спросил у него, - раз ты наполовину русский.
Шуток он тогда моих еще не понимал и сразу обиделся.
- Почему из ссыльных? Он просто из русской деревни. Он всю жизнь хотел, чтобы я в город перебрался. А мать и бабка всегда против были.
- Не обижайся, я шучу, просто мы сами здесь как в ссылке…

На следующее утро всей толпой пошли в столовую и заодно получать себе работу. Столовая обычная, ресторанного типа: без подносов, салфеток и вилок, на самообслуживании, как и в каждом совхозе, своим меню друг от друга не отличалось - суп «Полевой», да слипшаяся лапша с котлетой. А нет, забыл - компот еще: национальный советский напиток. Пришли, а народа в первый день уже столько много, половина даже на улице стоит. Пришлось стоять и болтать между собой.
- Ели когда-нибудь в таких? - поинтересовался я.
- Нет, но скорей не лучше чем в армии, - сказал Серега, повернувшись ко мне небритым лицом. Вчера он всем заявил, что побреется только дома, когда уже все закончится. Ну а ссылка обещала быть долгой и борода, по моему мнению, к концу сезона должна вырасти внушительной.
- Серег, смотри, - показал ему движением головы в сторону двери.
Вошли, очень миловидная женщина чуть старше тридцати, немного выше среднего роста и девушка, на вид лет двадцать, почти маленькая. Я ее уже видел вчера издалека, а тут совсем близко. Сердце сразу ёкнуло, и пришлось вспоминать жену, которую оставил дома, и для того чтоб больше не ёкало. Но жена никак в голову не лезла, потому что, глядя на нее, почувствовал, что она мне нравится, и я не переставал ее разглядывать. Мне нравилось в ней все: и красная импортная куртка с черно-красно-желтыми полосами на рукавах, и прямые почти черные волосы, бесподобно красивые черные глаза, в которых даже зрачков почти не видно и смотревшие на всех из-под черных бровей. Даже чуть крупноватый нос (по мнению Сереги!) ее нисколько не портил, просто в нем угадывалось влияние южных цивилизаций. Да и по ее движениям можно понять, что человек она достаточно эмоциональный.
Вторая была тоже не менее красивая, с серыми глазами и со светлыми волосами. Одета в яркую голубую куртку, тоже импортную. Сразу было видно - не в магазине они их покупали. Хотя времена были уже не такие как в «Стилягах», все равно красивых и ярких вещей в магазинах еще не было. Но она была гораздо выше другой и в ней чувствовалась какая-то уверенность, как у женщин, не обделенных мужским вниманием. Это сразу подтвердилось - мужики до этого не пропускавших женщин вперед, сразу расступились и предложили им пройти к раздаче. Им дарили комплименты, на что высокая отвечала улыбкой, вторая начинала смеяться и кокетничать.

Я как всегда съел за минуту, и все рассматривал их, чем вызвал неодобрение Сергея.
- Вова, нехорошо.
Я перевел взгляд на Серегу, кое-как собрался с мыслями.
- Серега, если на силосную яму пошлют, я застрелюсь, нет лучше ты меня зарежь своим охотничьим.
- А что, там так плохо? Тяжело слишком?
- Не столько тяжело, как надоело, я уже три раза ездил и все время на ямах, не хочу… у нас в прошлом году помощниками комбайнеров трое мужиков пошли, так потом хорошие бабки привезли, правда, они приходили домой в десять и уходили полшестого.
Отзавтракав, пришли в совхозное правление, кругом шум, все куда-то носятся. Нашли Антонину Петровну, но тетка сегодня была почему-то очень нервная, и грубовато послала нас, правда, к агроному. Отыскали главного агронома. Им оказался молодой мужик в очках, интеллигентного вида, странного для такого запущенного совхоза. Сразу произвел приятное впечатление. Полистав разнарядки, он вписал наши фамилии - мою, Серегину, Женькину. Посмотрев на щуплых Андрея и Максима, отправил их к какой-то женщине собиравшей другую группу.
- Пойдете на силосную яму, - прозвучало для меня как выстрел.
- Блин! - сорвался я, правда, тихонько. Серега с Женькой покатились со смеху.
- Что такое молодой человек? - удивился агроном.
Серега ему все объяснил, на что интеллигентный агроном улыбнулся. Мне почему-то от его улыбки стало совсем тоскливо, сплошная невезуха.
- Ну, опыт есть, ничего страшного, еще поработаете, заодно и их научите. А где ещё один? К вам вчера в домик отправили, мест просто больше нигде не было. Он отстал от автобуса и приехал вчера под вечер.
- Мы его вообще не знаем, и никто не приходил.
- Странно… Показывать я вам не буду, Владимир, думаю, раз уже здесь был, помнит куда идти. Можете идти работать.

Андрея и Макса отправили на зерновой ток. И я видел как они с группой, в составе которой были те красавицы, направились на работу.
- Везучие, - вздохнул я.
- Ты про что?- но, посмотрев направление моей головы, сразу понял.- Ах, вон ты… про этих бабенок что ли?
- Ну да.
- Вов, а ты жене изменяешь?
- Ни разу еще, и не собираюсь.
- Ну, так выбрось из головы. Показывай куда идти.
Что мне нравилось в этом совхозе, так это что от любого места работы в столовую добираться можно довольно быстро. В другом месте, где когда-то был, обед нам привозили на машине, и часто бывало так, что могли остаться без обеда.
Когда пришли, стало видно, что на этом месте ничего не изменилось. Даже пожилой тракторист дядя Ваня, прекрасный и порядочный мужик, и тот на месте, второго как, оказалось, звали Пашей я, правда, не знал. Паше на вид лет тридцать пять - сорок, веселый мужик с тремя детьми и уже готовился стать отцом четвертого.
- Здравствуйте, дядя Ваня.
Удивительно, но он меня узнал. Видать, я не изменился, до двадцати двух лет водку по паспорту покупал.
- О! Владимир к нам опять пожаловал, проходите гостями будете. Работать?
- Да вот приехали, сами-то справится, не можете.

Для непосвященных - приезжает машина, нагруженная перемолотой зеленой кукурузой. Из машины торчит трос, который цепляют трактору. Двое заскакивают на кабину грузовика. Трактор начинает тащить трос, деревянная волокуша под кукурузой приходит в движение, и вся масса начинает двигаться. Двое спрыгивают и плечами поддерживают, чтоб не свалилась назад, и доводят до края борта. Масса падает из машины, трактор вытягивает волокушу из массы и двое других приносят и кладут эту чертову тяжелую дрыну в машину. Те, кто наверху ставят ее на место, спрыгивают и так каждый день. Если много машин можно порядочно умаяться. Женька утомился сразу, я и Серега ничего - справились. Хотя четвертый напарник нужен позарез.
В серой и скучной совхозной жизни многие находят утешение в пьянке. Мы с Серегой не знали раньше друг друга, нам поболтать гораздо интересней, чем пить.
Захлопнув борт последней машины, отправились на ужин, Женька чуть живой плелся сзади далеко от нас, и мы не торопились. С тока находящегося по правой стороне, тоже шли наш Макс с Андреем, а на некотором отдалении группа деревенских и наших женщин и опять те.
У меня ни с того ни с чего немного ускорился шаг, и я немного оторвался от товарища.
- Вов, а ты куда побежал?
- Я есть хочу.
- Не ври, я то вижу.
Пришлось сбавить ход. В столовой меня ожидала удача - Женька еще не подошел, а мы взяли тарелки и сидели вдвоем. Тут стулья с другой стороны стола отодвинулись - эти красная и голубая куртки сели напротив, испуганно покосившись на небритого здоровяка, на меня они даже при этом не глянули. На фоне медведя я не смотрелся. «Разбойничья рожа!» - подумали наверно, косясь на своего соседа по столу.
Я уже поел и ждал, когда же Сергей закончит. Захотелось сделать дамам какой-нибудь комплимент, но в голове вертелись одни восточные глупости наподобие: «Ты прекрасна как свет утренней зари», вторая мысль крутилась чуть умнее - мне почему-то захотелось пригласить их в гости. Но так и просидел, глядя в тарелку, краем глаза все, посматривая на темненькую…
Когда вышли на улицу Серега, посмотрев на меня, улыбнулся, но ничего не сказал. А может, мысли мои прочитал.

продолжение http://www.proza.ru/2009/12/31/689


Рецензии
Понравилось описание быта советской деревни. Обрадовало, что городские парни смогли приспособиться к сельской жизни. А вот алкоголиков я ненавижу: один попадётся на весь коллектив и всем кровь пьёт, как этот Толик. Ну, ладно, в день приезда нажраться, но чтобы каждый день... С интересом слежу за событиями в романе.

Милана Масалова   12.09.2015 08:29     Заявить о нарушении
Алкоголики в советские времена это что-то. Сейчас их в коллективах редко держат.

Владимир Поярков   12.09.2015 09:49   Заявить о нарушении