Чудо чистоты

                1

Что побудило Пушкина  переводить "Гузлу" с французского?

Казалось, поэта разыграли, выдав стилизованную мистифи-
кацию за подлинные песни полудикаго племени. Мериме, по
собственному признанию, лишь посмеялся над местным ко-
лоритом, изрядно пополнив изданием книги свой кошелек...

Но Пушкин, ощутив безыскусственность материала, возвратил
первозданную глубину в столь изуродованный текст, практи-
чески  реанимировал  первоисточник, оставив  именитого
пересмешника - француза  "с носом" ...

Более того – поэт, восприняв прошлое, проникнулся настоящим
и прозрел будущее: бомбы, рвущиеся в центре  Белаго города
(Београда) и воевода Милош (Милошевич), созывающий сербов
во  дружину - это,  увы,  не анахронизм,  а явь  сего дня...

Жаль, что лидеры запада  пророкам  и классикам  не внимают!

                2

В чём же феномен Пушкина для нынешнего поколения русских?

Да он  позволил нам  взглянуть на самих себя со стороны!

Позволил сравнить два времени и осязать процессы, привед-
шие день минувший ко дню грядущему. Поэт протягивает нам
руку помощи, предлагая незыблемые нравственные ориентиры
отцов взамен сиюминутных вожделений поизбалованных чад...

                3

Ну не странно ли, у Пушкина почти нет воспоминаний об отце
и матушке… Жаль, что поэт  не воспел  их родительских нас-
тавлений. Всё тепло домашнего очага олицетворяет нянюшка
Арина, приобщившая Александра родникам народной поэзии.

В каком-то смысле Пушкин не был о-домашнен и семья долго
оставалась  на задворках  его творчества.  Некое отчуждение
от  близких  прослеживается  в тех персонажах, в коих  легко
угадываем родительские черты и прежде всего скупом рыцаре...

Знаменательное исключение составил арап Петра Великого, где
романтическая история прямо называет первопредком Ибрагима
(во святцах Овраама). Прадед поэта был обласкан Государём
и, преуспев в европейских делах, просватан в почтенный дом.

И свершилось немыслимое: дети и правнуки былого головореза
вдруг прикипели к кладезю  русской духовности, восприняв не
разумом,  но сердцем  глубинные корни  таинств Просвещения.

                4

Как это ни печально,  рассвет  цивилизации –  это закат её
культуры. Не Лев Николаевич Толстой, да и не Николай Рерих
созидали сей  удивительнейший  ф е н о м е н –  Святую  Русь!

Плеяда же  глубоких  русских   писателей  и поэтов, к коим
в  лучших своих  творениях  восходит и  Александр Сергеевич
Пушкин, порою всего лишь прикасались к отеческим Святыням

и  щедро  произрастало  сие   н е т л е н н о е   чудо  Чистоты.

   


Рецензии