Чудо чистоты
Что побудило Пушкина переводить "Гузлу" с французского?
Казалось, поэта разыграли, выдав стилизованную мистифи-
кацию за подлинные песни полудикаго племени. Мериме, по
собственному признанию, лишь посмеялся над местным ко-
лоритом, изрядно пополнив изданием книги свой кошелек...
Но Пушкин, ощутив безыскусственность материала, возвратил
первозданную глубину в столь изуродованный текст, практи-
чески реанимировал первоисточник, оставив именитого
пересмешника - француза "с носом" ...
Более того – поэт, восприняв прошлое, проникнулся настоящим
и прозрел будущее: бомбы, рвущиеся в центре Белаго города
(Београда) и воевода Милош (Милошевич), созывающий сербов
во дружину - это, увы, не анахронизм, а явь сего дня...
Жаль, что лидеры запада пророкам и классикам не внимают!
2
В чём же феномен Пушкина для нынешнего поколения русских?
Да он позволил нам взглянуть на самих себя со стороны!
Позволил сравнить два времени и осязать процессы, привед-
шие день минувший ко дню грядущему. Поэт протягивает нам
руку помощи, предлагая незыблемые нравственные ориентиры
отцов взамен сиюминутных вожделений поизбалованных чад...
3
Ну не странно ли, у Пушкина почти нет воспоминаний об отце
и матушке… Жаль, что поэт не воспел их родительских нас-
тавлений. Всё тепло домашнего очага олицетворяет нянюшка
Арина, приобщившая Александра родникам народной поэзии.
В каком-то смысле Пушкин не был о-домашнен и семья долго
оставалась на задворках его творчества. Некое отчуждение
от близких прослеживается в тех персонажах, в коих легко
угадываем родительские черты и прежде всего скупом рыцаре...
Знаменательное исключение составил арап Петра Великого, где
романтическая история прямо называет первопредком Ибрагима
(во святцах Овраама). Прадед поэта был обласкан Государём
и, преуспев в европейских делах, просватан в почтенный дом.
И свершилось немыслимое: дети и правнуки былого головореза
вдруг прикипели к кладезю русской духовности, восприняв не
разумом, но сердцем глубинные корни таинств Просвещения.
4
Как это ни печально, рассвет цивилизации – это закат её
культуры. Не Лев Николаевич Толстой, да и не Николай Рерих
созидали сей удивительнейший ф е н о м е н – Святую Русь!
Плеяда же глубоких русских писателей и поэтов, к коим
в лучших своих творениях восходит и Александр Сергеевич
Пушкин, порою всего лишь прикасались к отеческим Святыням
и щедро произрастало сие н е т л е н н о е чудо Чистоты.
Свидетельство о публикации №209123100772