Шаолинь отдыхает

«Величайшее из всех безобразий безобразие есть – заповедовать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел». [1]

Очень хорошее изречение. Перманентно актуальное и столь же перманентно игнорируемое многими «учителями» «духовности». Что прежде, что ныне. А зря. Потому как лично у меня нет никаких сомнений в том, что автор этих слов, знал, что говорил.

Начиная со II века – то есть, задолго до того, как христианство стало государственной религией, среди последователей Иисуса Христа стали появляться люди, которые «хотели странного». [2] Вместо того, чтобы заниматься общественно-полезным трудом, укрепляя политическую, военную и экономическую мощь государства, бороться за права человека (или еще какую модную идею), нести культуру в массы и заниматься охраной окружающей среды, или, «на худой конец», как прочие прихожане, делать то, что скажет церковное начальство,  они бросают всё (в том числе – стариков, женщин и детей, находящихся на их попечении) и уходят в пустыню. С какой целью? С одной-единственной: чтобы обрести милость и награду Божью – жизнь вечную. «Спасаются», – с ухмылкой говорит  обыватель. На взгляд с его «колокольни», сие есть чистейший пофигизм и эгоизм. Но думает он так по неведению. От недостатка информации. А вот сущностям, которых в христианстве принято называть бесами, очень даже хорошо известно, что ежели монах обретет искомое, то им-то, как раз наоборот, придется не сладко. Потому-то они из кожи вон лезут, лишь бы сбить подвижника с пути истинного. И, между прочим, нередко в этом преуспевают.

Признаюсь, Жития святых я редко читаю. Если и читаю, то, как правило, чтобы уточнить какую-то конкретную деталь. И (может, с непривычки?) порой открываю удивительные вещи. Нет, я имею в виду не сверхъестественные способности, типа хождения по воде, ясновидения, телепортации, поворота северных рек, возврата незаконно вывезенного капитала из офф-шоров, воскрешения мертвых и т. д. В «стандартных» чудесах, как раз, ничего удивительного или невероятного нет. До того, как прийти к христианству, я занимался тем, что обобщенно можно зазвать «Восток – дело тонкое». [3] А посему мне известно, что компетентными людьми, проживавшими «почти на самом краю Земного диска», [4] задолго до возникновения христианства было установлено, что сиддхи (дополнительные способности) суть не что иное, как побочные эффекты, сопровождающие переход с одной «ступеньки» постижения на другую, и не более того. Короче – «обманки». Если не найдешь в себе силу от них отказаться – «сливай воду». Кстати, и в нашу уже эпоху кастанедовский дон Хуан тоже называл силу одним из четырех врагов человека. [5] И, тем не менее, в итоге, «уехал не в ту степь». Да и по части пикантных подробностей искушений и сцен с нанесением телесных повреждений различной степени тяжести из хулиганских побуждений авторам этих текстов до современных бестселлермахеров не сравниться. Не тот жанр. Жития, скорее, относятся к справочной литературе: описание примет, склонностей, привычек и повадок зловредных обитателей духовных миров в них непременно сопровождается полезными советами, как своевременно распознать опасность и, если конфликт неизбежен, противостоять врагу.

============================
1. Антоний Великий. Устав отшельнической жизни, 86.
2. © А. и Б. Стругацкие. Попытка к бегству.
3. © Товарищ Сухов.
4. © Волька-ибн-Алёша с подачи Старика Хоттабыча.
5. См. К. Кастанеда. Учение дона Хуана.
============================

Так что, под «удивительными вещами» я имею в виду совсем другое. В качестве примера приведу отрывок из жития Конона Исаврийского. [1]
 
«Святой Конон, пребывая в своем доме в безмолвии, увидал множество бесов, ополчившихся на него. Увидав бесов, святой именем Иисусовым связал их, так что они не могли двигаться. Тогда бесы стали молить Конона, что бы он не посылал их в бездну, но пусть повелит им сделать, что ему угодно. Святой, запретив им делать вред людям, послал их на различные работы: одним велел копать в огородах землю и вырывать худые травы, терновники, крапиву, другим вспахивать нивы и сеять на них, иным стеречь плоды, кому пасти стада и охранять их от зверей, кому колоть дрова и носить воду, и исполнять всякую домашнюю работу. Бесы, как рабы и пленники, служили блаженному Конону до тех пор, пока ему было угодно, исполняя с усердием всякое указанное им дело, ибо связанные непобедимою силою Божией, они были порабощены Божию угоднику.

Случилось, что ночью на дом святого напали разбойники, надеясь найти у него богатую добычу, ибо он был славен по всей той стране.

Связав святого, разбойники хотели пытками заставить его указать место, где спрятано у него золото. Они уже начали его мучить, как вдруг, по повелению Божию, явились служащие святому бесы, схватили разбойников и немилосердно били их; потом развели огонь в печи и стали опалять их тела, а святого освободили из уз. Святой, смилостивившись над разбойниками, запретил бесам, и те прекратили истязания над разбойниками, которые были едва живы. По молитве святого, разбойники пришли в себя, и блаженный отпустил их с миром, дав им заповедь оставить свои разбои.

Бесы не только освободили святого Конона от разбойников, но по Божиему произволению даже оберегали честь его имени. Ибо если кто-либо из неверующих исаврян дерзал хулить Конона, тотчас на таковых невидимо нападали бесы, и били, так что имя Конона для всех стало предметом почитания и страха. Однажды двое идолопоклонников вспомнили о Кононе и стали поносить его дурными словами. Тотчас же на них напали бесы, били их, протащили по дороге за волосы и повергли хулителей к ногам святого. После того у всех неверующих страх пред Кононом так был силен, что они не дерзали даже помыслить что-нибудь худое про святого Конона.

Однажды какой-то человек проник в сад Конона, с намерением украсть яблоки. Но невидимые стражи схватили его, избили и вместе с ослом и мешком, наполненным плодами, привели к святому. Святой дал ему наставление и, заповедав более не красть, отпустил с миром». [2]

Вот так-то! Это вам – не головой кирпичи ломать. А то: «Восток!», понимаешь,  «боевые искусства!»…

Нет, я не хочу сказать, что Бодхидхарма зря девять лет на стенку смотрел. Последователей своих он много чему научил. Но до бесконтактного боя недомедитировался, однако.

А если учесть, что жил Конон задолго до Антония Великого и, к тому же, не в пустыне, а в городе (что для  аскета – нож вострый), то его «продвинутости» нельзя не удивляться.

А я теперь всякие интересные моменты из Житий святых выписываю и – в папочку.

=======================
1. «Исаврия - небольшая скрытая в горах местность древней Малой Азии, граничившая на восток с Ликаонией, на север с частью Фригии, на запад с Писидиею и на юг о гористой Киликиею» – из Жития.
2. Житие и страдание святого мученика Конона Исаврийского.


Рецензии