Сущность козла отпущения

Сущность козла отпущения.

Для того чтобы облегчить груз взаимных претензий, обид и прочих побочных продуктов человеческих взаимоотношений, в некоем сообществе, делается следующая процедура: избирается или назначается козёл отпущения.  На него возлагается ответственность за грехи и обиды, и прочие неудобства всех членов сообщества, он обвиняется, затем побивается камнями, и изгоняется  за пределы сообщества. То есть, по сути, происходит групповой сговор и групповое предательство или подлог истины в угоду прагматическим интересам и быстрому результату. Истина в данном случае в том, что козёл в действительности не причастен к тому, в чём его обвиняют. И люди сознательно предают его на страдания.
 После этого наступает всеобщее облегчение. Наступившее благоденствие продолжается до тех пор, пока не накопится очередная порция грехов и взаимной неприязни. И так далее.
По библейской версии изначально эта методика применялась в древнееврейском обществе и исходила, если мне не изменяет память от самого бога Яхве, который и сообщил её, в одном из откровений не помню какому из пророков.
В какой-то момент козёл становится настолько необходим сообществу, что без него люди обойтись уже не могут и потому, в силу своей сложившейся своеобразной власти, козёл отпущения, он же жертва, постепенно обожествляется.  Вероятно сама зависимость от него, и его «таинственная» власть над чувствами людей заставляет их принять эту идею, этот образ, как божественно объективный.
Отпущение происходящее здесь. Выход за рамки справедливого возмездия является путём избавления от страданий. То есть, несправедливость избавляет от страданий.
Этот механизм вовсю употребляется индивидуально. Человек, осознав такой лёгкий и эффективный способ избавления от душевных страданий, в окружающем его мире, или в своём внутреннем, выбирает жертву - козла отпущения. И, постепенно становится много жертв, достаточно для того чтобы объяснить происходящее с человеком с точки зрения его невиновности и непричастности. Человек возлагает на очередную выбранную жертву-козла ответственность, и наказывает его неким образом. Чтобы почувствовать себя хорошим и правым. Выше козла отпущения (далее КО), лучше.
Наказание происходит это чаще всего через отсечение, отрицание-осуждение и отторжение какой-то части себя или мира, которая объявлена причиной неприятностей. И так до тех пор, пока объём отрезанного-наказанного не достигнет некоего критического количества. Затем случается переход в новое качество, изменение мировоззрения и основного душевного состояния, закрытие видения и чувствования. Мир сужается, строго говоря, после каждого отрезания-жертвы, и, соответственно, продолжающие вырабатываться отрицательные флюиды начинает разъедать оставшееся во внимании и в чувствовании пространство человека ещё сильнее. Это одно из последствий. Само продуцирование злости и прочих тёмных чувств, как правило, не прекращается и продолжается уже в тонком мире, в воображении.  Входит в привычку легко получать облегчение, ещё и доставляя при этом удовольствие от упоения воображаемой властью. Это же целое приключение – найти в грёзах виновника своих бед и перенести на него ответственность. Чтобы получить очередное облегчение от очередного неудачного соприкосновения с миром снова происходит сброс - перенос перемещение вины-ответственности. Очередным виновным может быть кто и что угодно: правительство, родители, друзья, начальство, человечество, бог, законы, сверстники, мужчины, женщины, предки, коммунисты, капиталисты, мерзкие америкосы, атеисты, педерасты, соседи, родственники. Всё что угодно, даже, к примеру, свой нос или половой орган. После очередного жертвования – отрезания того что объявлено плохим и виноватым, недостойным, сознание сужается, уже непозволительно думать хорошо о том что отрезано, чувствовать его и то что с ним связано. Это не позволение, запрет вызывает застойное, мёртвое по сути состояние – якорь, чтобы не забыть обиду, или чтобы не нарушать собственного решения. Образуется стена или плёнка в сознании сдерживающая или искажающая движение мыслей и чувств. В конечном счёте, чтобы не чувствовать себя неправым. Начинается игра в обиженного и обделённого, в жертву. Чтобы сохранить чувство что он прав, человек начинает играть какую то роль, и теперь уже маска-плёнка управляет им, заставляя хранить её во имя своей «правоты».
Окружающее и внутреннее пространство наполняются мертвечиной и ядом.
В данном случае речь идёт о соприкосновении человека с реальными ситуациями и внутренней реакцией на них, о построении взаимоотношений в чувствах, мыслях и образах. Во внутреннем мире происходит следующее: человек, порой не замечая того, привычно ведёт войну с тем, что он подверг осуждению и запрету. Он чувствует злость, ненависть, обиду к тому, что он сделал козлом отпущения, и наполняет своё тонкое пространство и доступную часть мира этими состояниями. Буквально отравляя окружающее пространство. Он теперь уже не в состоянии точно видеть и чувствовать что происходит его видение искажено страстями - осуждением и неприязнью и не позволяет думать свободно. Мысли не могут течь спокойно и прямо – они натыкаются на стены-запреты. Сознание напоминает русло горной каменистой реки. Если рискнуть плыть по ней, можно в любой момент напороться на жёсткий подводный камень. Ход мыслей и чувств такого человека витиеват и извилист, и поступки и их мотивы запутаны и сложны и часто непонятны для самого человека который из за обилия запретов и ограничений из за постоянной войны с окружающим миров(который всё время норовит вылезти за рамки) находится в состоянии смятения и слабости он чувствует себя жертвой мир для него непонятен и пугающ. Основное или одно из основных желаний человека – забыться, уйти. Ему кажется, что весь мир идёт против него, что он бесконечно устал и всё безнадёжно и необратимо непоправимо. Это всплывает боль от отказа жить отказа от мира и следовательно от части себя. Отрезая часть мира, отказываясь видеть или искать смысл в происходящем, человек по сути предаёт мир и делает его бесполезным, отказываясь жить в нём и видеть чувствовать принимать участвовать. По сути это глубинный конфликт с создателем. Который создал и установил определённые законы и правила жизни. Истощение и потеря ресурса – вот только поверхностная часть платы за предательство себя и данного себе. Как в притче о талантах. У того кто не стремится реализовать то что у него есть, отнимется и то что дано. Закон жизни – Движение.
На уровне общем жертва постепенно становится настолько необходимой что без неё не могут обойтись, она становится сильнее самого человека.  Эта потребность начинает управлять жизнью и выбором человека, формировать его судьбу. Человек становится слугой или рабом идеи жертвы и получает за это странное извращённое удовольствие смешанное с болью и удовлетворяющее чувство исключительности. Он стремится снова и снова пережить уже себя жертвой и продлить это удовольствие. Изысканное удовольствие исключительности и зависимости от него всех и вины всех за то, что они невинного сделали виновным, а он то не виновен!!! Кто же откажется от такого удовольствия? В конце концов человек уходит в свой внутренний мир и там вечно чувствует себя исключительным козлом отпущения. Вытащить его из такого положения сложно даже если он сам того желает, поскольку сила управления миров в этом случае велика а позиция неуязвима совершенно. Кстати по поводу присутствия и привязки к боли. Боль в классическом, библейском варианте является основным атрибутом наказания и стало быть обожествления. Страдают хорошие, плохие не страдают. Чтобы быть хорошим надо страдать. Возможно поэтому люди стремятся, как это ни противоестественно, к боли стремятся пережить её, и уже от того, что человеку больно он чувствует и правоту и спокойствие и уверенность. Справедливость где то внутри восстанавливается, процесс идёт, безопасность обеспечена, хуже не будет.
Многие люди, восприняв образ жертвы как средство удовлетворения своего чувства исключительности, сами неосознанно формируют события своей жизни так чтобы оказаться одиночкой против всех и ещё лучше, чтобы все как то зависели от него действительно или воображаемо. От того что окружающие пинают их спотыкаются о них и т.п. они получают скрытое удовольствие в котором чаще всего не могут признаться даже себе. Осознать себя такой добровольной жертвой, признать чувственную выгоду и увидеть в себе живущем в таком образе неправоту или бессмыслицу очень трудно, так как этот образ создаётся ещё и для утверждения своей правоты. Осознать эту ловушку удаётся после многолетних драматических попыток выстроить жизнь мученика (мученицы) жертвы.
На тонком уровне постепенно накапливается вокруг таких людей тёмное плотное облако силы соответствующего качества. Субъективно перенос произошёл и люди могут вполне забыть про то, что было, но зло которое переложили, а точнее сила с которой не смогли справиться и потому объявили злом, никуда не девается, оно продолжает существовать в недалёком окружающем пространстве и стремится воплотиться, проявиться через события потому что такова его природа. Эта сила, всегда активна и жаждет воплощения. По определению то что беспокоит и не определено не осмыслено стремится примениться прилепиться приключиться куда то. После накопления достаточного количества и перехода в какое либо другое качество путь этой силы, путь отверженной силы может идти по-разному (общее то что она разными способами мстит тем кто отказался от неё).  К примеру она может уйти на формирование природных катаклизмов. Или уйти в тонкие миры мир и вернуться в виде неприятных событий. А часто оборачивается болезнью которая с этой точки зрения легко объяснима – человек сам отказался от какой то своей части или свойства вот оно и перестало быть – в теле происходят нарушения функций которые связаны с душевной деятельностью. Самое общее  это то что при частом употреблении принципа КО снижается общий потенциал, много внутри омертвляется и происходит постоянное внутреннее напряжение попытка оставшимися ресурсами дотянуть до рабочего уровня постоянно точит чувство, что что-то не так, чего то не хватает. Грусть и тоска, жалость к себе – верные спутники КО. Такой человек ощущается твёрдым и тяжелым, вязким. Он в постоянной борьбе с жизнью и занят в основном тем, что не допускает чтобы с ним что то живое и настоящее начало происходить потому что происходящее может привести его к необходимости иначе оценить своих КО и признать в них иной смысл, то есть отступиться от своих решений. К тому же наверно все люди в глубине чувствуют вину за то что делают КО, что является верной реакцией чистой глубины души, но в данном случае ещё сильнее запутывает картину. Чтобы сохранить свою картину мира такие люди врут, выдумывают или скрывают свои настоящие чувства и мотивы. Для того чтобы даже в своих глазах, не говоря об окружающих, всё выглядело складно и правильно. Чтобы заслонить предательство каким то важным обоснованием.  В частности же у каждого человека своя картина распределения побочных эффектов и последствий такого поведения. Эффект скапливания в тонком мире отрицательной активной силы происходит в общечеловеческом масштабе.
Одно из побочных действий – обездушивание и даже обездуховление тех кто применяет принцип жертвы. Они беднеют становятся плоскими и простыми неглубокими и тупеют.
Жертва она же становится спасителем – героем именно через жертву посредством её.
Христос принёс в жертву жизнь(хотя все умрут в свой час) и этим окупил как считает церковь грехи человечества. Козлом же отпущения в этой схеме является лукавый враг рода человеческого, сам образ которого появляется именно в таком виде в ветхом завете. В других культурах и религиях нет такого однозначно отрицательного( в индуистских демонах хоть капля хорошего но есть.) и получается что именно в нём доведена до абсолютности до предела идея о козле отпущения. Он абсолютный козёл отпущения. Так видимо нужно чтобы работала схема разделения мира на хорошее и плохое. КО, который совершенно реально несёт тяжесть и вину возложенные на него всем христианским человечеством. Он по сути и является реальным героем, реальным спасителем позволяющим людям получать облегчение от переноса ответственности на него и пребывать от этого в своеобразном младенческом блаженстве. Какой силой надо обладать чтобы нести всё это и какой гордыней а может чувством достоинства или санкцией Создателя, чтобы взяться за это. Блюстителям церкви выгодно преувеличение и искажение роли лукавого с тем чтобы эта система козлов отпущения или Козла Отпущения работала. Им выгода прямая – они монополисты пути к спасению.  Всё перевёрнуто с ног на голову истинный спаситель избавитель вечно терпящий и поношение и поругание  остаётся в забвении и презрении, а тот кто отдал жизнь однажды  до сих пор и как говорится во веки веков в почёте. Почему так? Почему тот кто несёт вину и тяжесть грехов взваленных на него считается страшным врагом? Фактически ведь получается что он, Лукавый и есть спаситель или один из спасителей, на нём люди на холяву оттягиваются, а Христос спаситель по другому, видимо он указал путь как не делать того от чего спасителем нужен КО или лукавый. Это другое. По какому закону или стечению обстоятельств настоящие герои и труженики оказываются так обделены оценкой и осознанием?
Становится очевидным вопрос – почему именно перенос вины, не другой, более эффективный подход – понять и осознать происходящее и разобраться в причинах и своих мотивах?
 Нельзя сказать что человечество в целом было раньше примитивно и жило до последних двух тысячелетий в основном в пещерах и питалось друг другом. В отличии от ветхозаветного иудаизма  например в индуизме и его замечательных литературных памятниках Рамаяне и Махабхарате, или в тех же древнегреческих мифах можно встретить настолько тонкие хитросплетения отношений, причин и следствий и такую глубину понимания и приятия происходящего жившими тогда людьми и богами что назвать их примитивными никак нельзя и наоборот, очевидно они были мудрее и чище нас, современных, цивилизованных, но извините, сумасшедших, потерявших связь с собой и живущих чужими мыслями и чужим разумом.
Выдумать такие шедевры души духа и мысли невозможно. Те древние люди, несомненно, жили и творили, их творчество дошло до нас через литературу и в архитектурных полуразрушенных шедеврах.
Можно провести ещё нить смысла. Если создатель наградил нас свободой выбора и именно благодаря ей мы, люди можем выходить за рамки, нарушать законы и творить, то назначая кого то КО и отрезав, лишив смысла то, что мы выбрали, кроме вины за то что нам плохо, мы тем самым избавляемся от какого то кусочка свободы. Потеря свободы происходит вместе со спихиванием ответственности, это крайне важно осознавать.  Сваливая куда то ответственность, мы тем самым отдаём частичку свободы назад Создателю, возвращая её не в виде преумноженного раскрытого и сияющего таланта, а в виде какого то отброса который никому и не нужен. Тем самым мы, по сути, оскверняем мир и оскорбляем Создателя.
Вообще библейский, в частности ветхозаветный уклад жизни полон скрытых и явных патологий и является большой подставой для того кто захочет применить его. Странно как заметная часть человечества жила в этом, будто гигантский гипнотический сон-морок овладел людьми. На мой взгляд, то что можно назвать путём Моисея, есть способ как можно стать одержимым параноиком и потерять собственный рассудок. Моисей уводил евреев из несвободы в Египте через пустыню и сорокалетний  путь скитаний,  а привёл к ещё большему рабству – рабству у своей исключительности. Вспоминается «богоносная» Россия, где тоже на этом фронте фанатизма хватало и хватает, вспомнить например секты скопцов, хлыстов,  пятидесятников и прочих безвестных фанатиков помешанных на вере, боге и праведности.
Напрашивается так же аналогия сатана – знание, не любовь, люди, а по библейскому варианту Ева «согрешили», вкусив от древа познания на котором и притаился виноватый лукавый. Получается что знание грешно и бог создатель допустил оплошность создав такого человека и такое знание чтобы можно было согрешить. Вообще в церковных текстах чувствуется общий настрой против познания и свободы.
Церковь против знания и это создаёт скрытые предпосылки на уровне того же общественного сознания для восстановления равновесия путём развития науки. Сейчас очевидно раздел влияния чисто политический. И наука и религия сейчас в кризисе бездушия и бездуховности, иллюзии середины прошлого века о том, что наука разрешит проблемы человечества, рассеялись и теперь людям кроме самоизучения по сути ничего и не остаётся;. Общественные и государственные институты целеустроения провалились и теперь спасение утопающих очевидно – дело рук их же самих.
Если рассмотреть внимательно, то окажется что идеология государственности ( и наверное большинства неформальных сообществ  и объединений, кроме разве что тех кто объединился ради конкретной цели, кстати интересная тема – можно ли достичь цели не творя КО, очевидно можно ) основывается на объединении народа против какого то явного или неявного, на уровне идеологии врага-соперника, являющегося в данном случае и козлом отпущения и одновременно героем спасителем от междоусобиц для людей объединившихся против него. Враг объединяет нас и нам не нужно биться друг с другом – между собой мы можем жить в относительном мире. В политике постоянно ведутся игры с назначением причин и виноватых.  Спасибо врагу (чаще всего вымышленному, созданному кем то), он избавил нас от многих мелких неурядиц и неприятностей, а так же от некоторых крупных. С этой точки зрения все государства держатся за счёт другого. Но нужен ли именно враг, неужели невозможно обойтись без него и управлять отношениями по другому?
Можно ли достигать целей, ради которых люди формируются в сообщества не используя принцип КО? Очевидно, что можно. В ряде случаев пока не избавишься от этого привычного действия, вообще ни о каком успехе речи нет, просто ничего не начнётся в принципе. Я даже первый шаг никогда не сделаю если у меня есть основание – КО, который является «причиной» и несёт за это виртуальную «ответственность».
Можно поставить вопрос: как можно жить не ссорясь меж собой, и как объединяться (раз уж есть такая потребность)  не для борьбы с другими людьми или миром, природой а для чего то другого, например для познания и созидания? Может быть, повернуть фронт и побороться с собой, со своей косностью ленью или душевной болью, от которой и сбегаешь в борьбу с кем то?  Ответ на вопрос «как?» очевиден – искоренить в себе это порочное и глубоко засевшее малодушное желание творить козла отпущения. Мир тогда перестанет быть чёрно-белым и станет именно миром, для сплочения людям не нужен будет враг. Это в теории. На практике требуется очень большое упорство и мужество чтобы преодолеть инерцию боли, нежелания, обид и неприязни.
Мне кажется, что это желание, ставшее у многих потребностью  – создавать козла отпущения не является коренным свойством сущности человека. Это тупиковая ветвь эволюции, возможно злая шутка тех, кто, желая власти, нашёл способ –  по тихому, играя на слабостях перессорить людей, создать хаос а потом предложить такой выход, имеющий массу просто смертельно опасных побочных эффектов, возможно даже запрограммированных заранее. Люди сами виноваты, что попались на эту удочку. И искать и искоренять КО надо в себе прежде всего. Он ведь зиждется на такой базовой потребности как потребность осмысливать и рассуждать. Просто по каким то причинам произошла подмена смыслов. Вместо того чтобы искать корень происходящего внутри, в себе, после таинственной (для меня) подмены смыслов, его стали искать снаружи.
В сути КО присутствует чёткая параллель с разделением на я и образ я а так же аналогия с возникновением мышления абстрактными отвлечёнными образами. Что с одной стороны свидетельствует о определённой ступени в эволюции сознания и мышления (Интересно используется ли у народов, традиционно обладающих простым мышлением, например чукчей, принцип козла отпущения? Навскидку кажется что нет.) То есть произвольный перенос качеств на напрямую не связанный с ними объект возможно только после достижения определённого уровня творческого развития способности наделять или менять значимости. Этот процесс происходит в ментальном теле. Судя по всему только в нём возможны подмены или вариации или размножения мыслей и образов об одном и том же объекте.  В остальных телах есть чёткое соответствие между объектом и ощущением чувством пониманием и ценностью его. Чувства бывают воображаемые, но опять-таки они на мысленном уровне придумываются, или картина происходящего достраивается, чтобы иметь возможность переживать желанные чувства. В этом уникальность тела мыслей или ментального тела. Это интересная тема. По сути ведь способность придумывать есть творческая, божественная способность. К примеру братья меньшие наши – животные если и наделены этим то в малой степени. Живут они по программам и инстинктам и выходят за их пределы редко. Человек же наделён способностью творить в мире мыслей, созидать и предполагать что угодно, насколько позволит ему воображение. Именно наличие этого качества позволяет человеку разнообразно думать об одном и том же сопоставлять и придумывать а не просто перебирать в памяти то что было. Судить обобщать и много других таинственных функций. Природа которых на мой взгляд есть таинство как то не знаю что в сказке «Пойди туда не знаю куда принеси то не знаю что».
Получается что мы, люди попались на том что пошли по лёгкому пути, стали использовать свободу выбора и способность творить малодушно для быстрого холявного облегчения. Это как вирус проникло в культуру и всю жизнь и теперь мы страдаем. Ищем потерянные смыслы от которых, возможно, сами когда то и отказались.
В общем полная свобода, как оказывается если как следует разобраться;. Испытание свободой одно из самых страшных… И прекрасных…
 
    
 


Рецензии
Здравствуй Женя. Тема очень близка мне и потрясающе тобой раскрыта. Я учусь у Влада и хочу написать диплом о страданиях и если получится о сущностях мешающих развитию, Влад послал к тебе если есть наработки скинь ссылки. Спасибо.

Варвара Артамонова   23.12.2013 21:09     Заявить о нарушении