Кресты казачьих слез и горя
Настоящая публикация ни в коей мере не является апологией преступного гитлеровского режима, Национал-Социалистической Германской Рабочей партии (НСДАП) и (или) пропагандой справедливо осужденных всем прогрессивным человечеством национал-социалистических, фашистских или иных тоталитарных человеконенавистнических символов, движений, партий, взглядов и идей, антисемитизма или юдофобии, нося исключительно популярно-ознакомительный характер.
Верному другу, соратнику и единомышленнику Владимиру Александровичу Захарову, войсковому старшине Центрального Казачьего войска
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. аминь.
Наряду с государственными наградами, выдававшимися коронованными особами, главами государств и правительств, руководителями духовно-рыцарских Орденов, в индивидуальном порядке, в истории всегда существовали награды как бы "неофициальные", связанные с конкретными событиями, которые выдавались всем участникам какого-либо конкретного похода, сражения, подразделения и т.п., независимо от их собственного, индивидуального вклада в победу, личного мужества или доблести. Это так называемые памятные знаки, имевшие чаще всего (хотя и не обязательно) форму креста. Такие "коллективные награды" следует, однако, отличать от обычных (или юбилейных) полковых жетонов и знаков, указывавших лишь на принадлежность владельца к конкретной воинской части. Этими чисто "конкретными" наградами являлись в своем огромном большинстве награды различных Белых армий и, в частности, входивших в них казачьих частей и подразделений, в период Гражданской войны 1917-1922 гг. и в последующие годы эмиграции и Второй Великой Войны.
В память о преисполненном лишений, унижений со стороны бывших союзников по Антанте, страданий и горя, но в то же время укрепившем стойкость, боевой дух и непримиримость к большевизму всех мастей пребывании Белых Воинов, в том числе казаков, в лагерях беженцев на полуострове Галлиполи близ оккупированного войсками Антанты Константинополя (ставших для столь многих русских людей подлинными "лагерями смерти"), приказом Главнокомандующего Русской Армии генерала барона Петра Николаевича Врангеля №369 от 15.11. 1921 г. был учрежден "Нагрудный знак в память пребывания Русской Армии в военных лагерях на чужбине" ("Галлиполийский крест"). Этот траурный, черного цвета знак в форме прямого, плоского равноконечного креста с надписью (по горизонтали) "ГАЛЛИПОЛИ" и датами (по вертикали) "1920-1921" изготавливался первоначально прямо в Галлиполи из железа или свинца. В качестве материала для изготовления первых крестов использовались снаряды с обнаруженного неподалеку немецкого военного склада времен Великой войны (как тогда называли первую мировую).
По своей форме "Галлиполийский крест" почти полностью повторял донской казачий "Крест партизан-чернецовцев", являвшийся едва ли не первой наградой Белым Воинам в период Гражданской войны 1917-1922 гг.
Командир Донского партизанского отряда есаул Чернецов, произведенный за дерзкие и успешные операции против красных в полковники, был взят ими раненым в плен и убит в конце 1917 г. Отряд получил его имя. Для всех чинов отряда, принимавших участие в боях на Дону с конца 1917 по февраль 1918 г. приказом донского атамана П.Н. Краснова был установлен "Знак чернецовцев". Знак представлял собой штампованный крест из оксидированного серебра с равными сторонами (30х30 мм), пересеченный по диагоналям казачьей шашкой с темляком и дубовой ветвью, с датами "1917" на верхней и "1918" на нижней стороне и с надписью славянскими буквами "ЧЕРНЕЦОВЦЫ" по горизонтали, с гладкой пронумерованной оборотной стороной. Позднее форма "Чернецовского креста" использовалась белыми при оформлении нагрудных знаков 1-го Конного генерала Алексеева полка и Корниловского Ударного полка. Т.о. начало традиции было положено донскими казаками – "застрельщиками" сопротивления большевизму в России.
После эвакуации русских беженцев с "Голого поля" (как они со злой иронией окрестили негостеприимный полуостров) в Королевстве Сербов, хорватов и словенцев (Державе С.Х.С. – будущей Югославии) белые эмигранты изготавливали "Галлиполийский крест" уже не из свинца и не из железа, а из особого, заменявшего железо сплава темно-свинцового оттенка, а еще позднее – из бронзы, покрытой черной эмалью. Русские эмигранты во Франции выбивали "Галлиполийский крест" из серебра, покрытого черной эмалью с узкой белой каймой. С целью сохранить узы боевого братства белых воинов, закаленного лишениями пребывания в беженских лагерях, было создано "Общество галлиполийцев". Эмблемой общества стал "Галлиполийский крест". Его носили на мундире, а в петлице штатского костюма - миниатюрный крестик-"фрачник" той же формы, на безымянном пальце левой руки – "Галлиполийское кольцо". Для женщин были изготовлены броши с "Галлиполийским крестом".
Почти одновременно с "Галлиполийскими крестами" в других военных лагерях Русской Армии на чужбине начали изготавливать такие же черные, напоминавшие кладбищенские, кресты, похожие друг на друга и повторявшие форму "галлиполийского", но различавшиеся датой и названием ("КАБАКДЖА-ГАЛЛИПОЛИ", "БИЗЕРТА", "ЧАТАЛДЖА", "ЧИЛИНГИРЪ", "САНДЖАК-ТЕПЕХЕ", "ЛЕМНОСЪ"). Для эвакуировавшихся в Тунис белых русских моряков был изготовлен схожий крест с надписью "БИЗЕРТА" (по названию порта их последней стоянки). Крест с надписью "ЛУКУЛЛЪ" и датами "1920" и "1921" на вертикальных сторонах креста получили приказом от 3.1.1922 г. члены команды яхты Главнокомандующего Русской армии генерала барона П.Н. Врангеля "Лукулл", при невыясненных обстоятельствах(???) протараненной 15.10.1921 г. итальянским пароходом "Адрия", члены его Конвоя и их семьи.
Те же чины Русской Армии в эмиграции, которым смогли избежать лагерных мытарств, получали крест без названия, а только с датами "1920-1921", размещенными на кресте по горизонтали. Впоследствии в Париже появились подобные же кресты (как нормального размера, так и миниатюрные), но с неправильно (не по горизонтали, а на вертикальных сторонах креста) проставленными датами. Приказом №24 по Русскому Обще-Воинскому Союзу для белых воинов, сражавшихся в 1917-1922 гг. с большевиками не в Составе Вооруженных Сил Юга России генерала Деникина/Русской Армии генерала барона Врангеля, а на других фронтах гражданской войны, был учрежден черный крест с белой каймой по краям без надписи и даты.
Большинство ушедших с Русской Армией в эмиграцию казаков (в основном донцов и кубанцев) были размещены в лагере на греческом острове Лемнос. Для них был изготовлен особый крест с надписью "ЛЕМНОСЪ".
Оборотная сторона у всех вышеперечисленных "бело-казачьих" крестов была гладкая, с припаянным винтом и гайкой для ношения.
Начавшуюся 22.6.1941 г. германо-советскую войну многие казаки-белоэмигранты восприняли как "вторую войну против большевизма", т.е. как продолжение войны гражданской. В составе германского вермахта были сформированы довольно многочисленные казачьи части как из числа белоэмигрантов, так и из числа казаков-граждан СССР, преимущественно из числа подвергнутых "расказачиванию" и иным репрессиям со стороны советских карательных органов. Со временем они были сведены в 1-ю Казачью Дивизию вермахта (с 25.2.1945 г. преобразованную в XV Казачий Кавалерийский Корпус под командованием генерала Гельмута фон Паннвица) и Казачий Стан под командованием генералов Доманова, Краснова и Шкуро.
XV Казачий Кавалерийский Корпус (XV KKK) с 1943 г. сражался в Хорватии против титовских красных партизан, а затем - против частей перешедшей на сторону антигитлеровской коалиции болгарской армии и советских войск. Казачий Стан, состоявший более чем наполовину из женщин, стариков, детей и гражданских лиц, бежавших с территории СССР вместе с германской армией и казаками, опасаясь репрессий советских карательных органов, был размещен на территории северной Италии (в области Фриули) и в боевых действиях участия не принимал (за исключением отражения нападений итальянских и югославских красных партизан). Весной 1943 г. Казачий Стан отступил в Тироль, на территорию Австрии. После официального прекращения военных действий из Хорватии в Австрию на соединение с Казачьим Станом прорвались части XV Казачьего Кавалерийского Корпуса фон Паннвица.
В Австрии они сложили оружие перед английскими оккупационными властями, обещавшими не выдавать их на расправу большевикам. Тем не менее, вскоре на берегах р. Драва между городами. Лиенц и Обердраубург разыгралась трагедия насильственной выдачи СССР десятков тысяч казаков, казачек и казачьих детей, а также белых кавказцев и калмыков. Одновременно англичане выдали Иосипу Броз-Тито тысячи сдавшихся им, подобно казакам, сербских монархистов – четников и летичевцев (льотичевцев), также сдавшихся им на честное слово. Вместе с казаками были выданы и их руководители, большинство из которых - Гельмут фон Паннвиц, атаманы П.Н. Краснов, А.В. Шкуро, Султан Келеч-Гирей и др., никогда не являлись советскими гражданами. Белые атаманы были казнены, а казаки и члены их семей – частью казнены, частью отправлены в сибирские лагеря.
В 1995 г. русский священник из Австралии, митрофорный протоиерей о. Михаил Протопопов, родовой донской казак, сын казачьего полковника Протопопова из Казачьего Стана, расстрелянного после выдачи в СССР, вместе с бывшими чинами XV ККК, проживающими в Австралии, к 50-летию Лиенцской трагедии выпустил памятный знак "Лиенцъ 1945-1995" в традиционном "галлиполийско-лемносском" исполнении, однако, в нарушение исконной "бело-казачьей традиции", не на винте, а на орденской колодке российского образца (на черной ленте с двумя белыми полосками по краям; в то же время автору данных строк приходилось видеть на груди у ветеранов-казаков "протопоповские" кресты также на: 1)оранжевой, с черными полосками, георгиевской; 2)голубой "андреевской" и 3)бело-сине-красной русской "национальной" ленте). "Австралийские" кресты в память о казачьей Голгофе были изготовлены из серебра и покрыты черной эмалью с серебряными каймой, надписью "ЛИЕНЦЪ" и датами "1945" и "1995" на верхней и нижней сторонах креста, в количестве, не превышавшем 80 штук, для награждения уцелевших жертв выдачи в Лиенце 1945 г. Автору настоящего очерка приходилось видеть и миниатюрные ("фрачные") крестики "Лиенцъ 1945-1995" - в частности, на груди о. Михаила Протопопова и бывшего воспитанника "Школы юных казаков" XV ККК Николая Семеновича Тимофеева, трагически погибшего в январе 2008 г. от взрыва в своей квартире в г. Железноводске.
В 2000 г., чтобы не забывались казачья трагедия под Лиенцем и британское вероломство, Российским представительством Товарищества XV Казачьего Кавалерийского Корпуса генерала Гельмута фон Паннвица был учрежден нагрудный памятный знак "ЛИЕНЦ 1945-2000", для награждения уже не только ветеранов Белого Казачества, но и в воздаяние заслуг в деле возрождения казачества в наши дни. Знак представляет собой равносторонний крест (40х40 мм), выполненный из латуни, покрытый черной эмалью с каймой их белой эмали по краям сторон креста. На верхней и нижней сторонах креста даты "1945" и "2000". На поперечных – надпись "ЛИЕНЦ" (в "новой" орфографии, принятой в XV Казачьем Кавалерийском Корпусе и в Казачьем Стане во время войны). Оборотная сторона – гладкая, но, в отличие от "австралийского" креста "ЛИЕНЦЪ 1945-1995", с нумерацией (как у самого первого, "чернецовского", казачьего креста), выполненной методом травления. В знак восстановления "бело-казачьей" традиции, крепление у креста винтовое (диаметр гайки 15 мм). На июнь 2002 г. было изготовлено 100 таких крестов. К каждому кресту выдавалось наградное удостоверение. Среди награжденных, кроме ветеранов бело-казачьей борьбы, лица, много сделавшие для увековечения в истории памяти о казачьей борьбе и трагедии, помогавшие белым казакам и служившие казачьему делу:
О.Н. Куликовская-Романова (дочь казачьего офицера, подростком чудом избежавшая выдачи большевикам в Лиенце в 1945 г., впоследствии - супруга Т.Н. Куликовского-Романова, племянника Царя-Мученика Николая II);
о. Михаил Протопопов;
его брат Н.Н. Протопопов;
генерал-майор казачьих войск П.Ф. Космолинский;
главный редактор казачьей газеты "Станица" яицкий казак В.А. Шуков;
историк казачества и видный русский геральдист кубанский казак И.В.Борисов (Ильин);
известный деятель кадетского движения и геральдист Е.А. Комаровский,
зам. главного редактора казачьей газеты "Станица"и атаман Межрегионального землячества казаков в Москве кубанский казак есаул Г.В. Кокунько;
главный редактор журнала "Отечество и Вера" подполковник М.С. Смыслов;
генерал-майор казачьих войск А.А. Афанасьев;
известный лермонтовед и историк Мальтийского Ордена, зам. Председателя Представительства Товарищества XV Казачьего Кавалерийского Корпуса им. генерала Гельмута фон Паннвица в России войсковой старшина В.А. Захаров;
Его Светлость Князь Лихтенштейнский Ганс-Адам (награжденный в воздаяние заслуг Его в Бозе почившего Августейшего Отца Князя Франца-Иосифа, предоставившего весной 1945 г. убежище белым воинам 1-й Русской Национальной Армии генерала графа Б.П. Смысловского-Хольмстона и в их числе тогдашнему Российскому Престолонаследнику Е.И.В. Великому Князю Владимиру Кирилловичу);
сын командира XV Казачьего Кавалерийского Корпуса Зигхард фон Паннвиц;
издатель "Белого Листка" донской казак полковник Г.М. Моисеев;
генерал Аугусто Пиночет Угарте;
Председатель Высшего Монархического Совета, Всероссийского Монархического Центра и Московского Монархического Центра Н.Н. Лукьянов,
Начальник Российского Имперского Союза-Ордена Г.А. Федоров;
известный русский военный историк д.и.н. А.В. Окороков;
бригадир чилийской армии Мигель Краснов-Марченко (внук Донского Атамана генерала П.Н. Краснова) и др.
К шестидесятилетию Лиенцской трагедии о. Михаил Протопопов учредил памятный знак "ПОМНИ ЛИЕНЦ", отличающийся по внешнему виду от предыдущих. Знак представляет собой черный, с серебряной каймой, овальный медальон, наложенный на черный, с серебряным рантом, "ополченский" ("Рупрехтов") крест. В центре медальона изображены две серебряные перекрещенные казачьи шашки. Над шашками изображен маленький серебряный Голгофский крест, а над крестом - надпись серебряными славянскими литерами "ПОМНИ", под шашками - надпись серебряными славянскими литерами "ЛИЕНЦ", а по бокам - даты "1945" и "2005" (серебряными цифрами). Знак носится на прямоугольной черной ленте с двумя белыми вертикальными полосками по краям.
Кроме того, к шестидесятилетию выдачи казаков в Лиенце по заказу Атамана Кубанского Казачьего войска за рубежом Александра Певнева (США) и казака Юрия Верясова (Россия) был изготовлен крест "ЛИЕНЦЪ 1945-2005". По своему внешнему виду этот крест совершенно аналогичен "австралийскому" кресту "ЛИЕНЦЪ 1945-1995" (за исключением того, что на нижнем луче певневско-верясовского креста стоит дата "2005"), однако носится не на ленте (колодке), а на булавке.
Слава казачеству! Cлава России! Здесь конец и Господу нашему слава!
ПРИМЕЧАНИЕ
Первоначальный вариант данной исторической миниатюры В.В. Акунова был опубликован в московском военно-исторической журнале "Рейтар" №4 (1/2004).
Второй, расширенный, вариант - в Материалах XXI Международной генеалого-геральдической научной конференции, в московском журнале "Гербоведъ" №70 (4'2004).
Третий - в журнале Коллекция" №1 (Смоленск, 2004).
Свидетельство о публикации №209123100910
Вольфганг Акунов 30.05.2015 21:05 Заявить о нарушении