Три кита. Или Титаны, Боги и Демоны

Три кита. Или Титаны, Боги и Демоны.

В последнее время у меня отчётливо сложилась в сознании очередная картина-модель устройства мира или рабочая система координат. Состоит она из осознания свойств трёх принципиально разных пространств или миров переплетённых друг с другом, и подходит в основном для нашей человеческой жизни.
Разумеется, всё здесь изложенное является моим личным видением на данный момент и не претендует на конечную истинность, а скорее является полем исследования, проверки, поиска резонансов, откликов и способов работы.
Итак: пространство Титанов или разумных одушевлённых природных сил и начал, пространство Богов или творческих сил и начал, пространство Демонов или несамодостаточных сил и начал.
С Богами и Титанами мы худо-бедно знакомы, попробуем рассмотреть поглубже пространство Демонов. Или раздвоенных, разделённых, или возможно, отрёкшихся и отделившихся.
По определению (с чем вряд ли кто-то будет спорить) оно несамодостаточно, и, следовательно, агрессивно. Не могу с уверенностью судить, является ли оно эволюционно недоразвитым и требующим развития или принципиально извечно таким. Ущербно ли оно или является таким намеренно, имея своим предназначением проверку на прочность творческих инициатив, событий и явлений жизни.
Оно питается не самим собой, как, например, природа, совершающая вечный круговорот. И не духом святым или возможно тонкой специфической творческой субстанцией, как боги. Самого себя ему мало. В нём ощущается как будто дыра, ведущая или засасывающая в разного рода бездны. Вероятно, демоны питаются некоторыми последствиями действий богов и людей, их ошибками. Они проявляются в нашем мире, влияя в тонком на душевную деятельность людей. И в основном через людей оказывают воздействие на мир богов (как то незаметно подталкивая  к заключению разного рода ненужных или сомнительных договоров) а так же на природу.
Демоны это, не в коем случае, не нижние боги, и не юнгианское Бессознательное и не Тень. Это совершенно отдельный мир, который, тем не менее, вполне может быть представлен и в тени конкретного человека и соответственно в общественной тени и в общественном неосознаваемом.
Питаются они ошибками творчества, и бороться силой или хитростью с ними бесполезно, так как они непревзойдённые знатоки этих дел. Им только того и надо, чтобы нарушались законы гармонии. И как то бороться с отягощающим влиянием демонического мира (а проигнорировать его тоже нельзя, можно жестоко обмануться) можно, пожалуй, только опосредовано, через обретение равновесия и гармонии несмотря ни на что. Ни на страсти, ни на соблазны.
Почему, например, отец основатель Юнг проигнорировал этот мир можно лишь догадываться. Может он хотел приблизиться к науке, получить лавры и повлиять на мир и потому придал такую форму своим мыслям. Может быть, он просто захотел оставить след, увековечить открывшееся ему и потому так, в общем нейтрально, с позиции наименьшей уязвимости, писал свои тексты. Наверняка быть в мотивах его творчества было много чего ещё.
Однако можно истолковать общую линию стремления юнгианства - направленную на исцеление и гармонизацию души и личности и путь к сущности, как осознанно выбранный метод борьбы с теми же демонами, или просто путь в современном мире. Борьбы именно опосредованным способом, даже без прямого упоминания. В таком случае есть основания считать такой выбор по-своему мудрым.
В христианстве вокруг демонологии случилась масса спекуляций, и злоупотреблений, и мне кажется, сами демоны каким то образом проникнув в лоно церкви, по тихому, искусно правят там бал. Стоит вспомнить только, сколько людей было убито или предано мучениям «во имя бога» или «во имя веры». Юнг в «Ответе Иову» ставит богу Яхве диагноз. И он прав.
Демоны пронырливы и вкрадчивы, приспособляемы, с древних пор они видоизменились и набрались опыта. Они питаются любыми нарушениями законов гармонии и законов природы и провоцируют их. Так же всякий вызов или задачу мира отринутый человеком, заторможенное и остановленное вследствие этого движение, похоже, питает демонов. Сила не свершённого здесь действия вследствие страха ли обиды, малодушия или каких то других отрицательных чувств идёт в их мир. Вообще всё или почти всё от чего мы отказались и не приняли здесь, похоже, перенаправляется туда. Игнорирование потоков жизни не приводит к гармонии. 
Может демонический мир не является целиком отдельным, а просто состоит из частей природных и божественных миров. Божественный мир древних греков, например, демонизирован борьбой за власть, поеданием собственных детей и прочим подвигами, а мир природных стихий - разного рода климатическими катаклизмами, трясинами, смертоносными местами, опасными существами и хищниками (и да простят мне сторонники теории эволюции). Мы привыкли к этому и воспринимаем как норму. В каком то смысле так лучше, спокойней.
 Мир людей, если смотреть с этой точки зрения, представляется демонизированным изрядно, достаточно взглянуть на большинство политиков, деньги имущих и религиозных деятелей и беспристрастно рассмотреть, к чему они действительно стремятся.
Не известно по каким причинам, но демонический мир то ли заложен изначально, то ли спроецирован в тонком мире человека. Причём эволюционно, наверное, давно. По детям видно как рано начинают проявляться разрушительные страсти, достигающие полноты в юности. Семь смертных грехов отображённых в христианских догматах символизируют или показывают семь главных демонических омутов, в которые может увлечься душа и дух человека. Практически в любых культурах и в основных мировых религиях этим существам отводится значительная роль. При общении с этим миром, как впрочем и со всеми остальными, желательны спокойное и благостное отношение, чистота и простота, бесхитростность, прозрачность и открытость. Не беззащитность наивных агнцев, а именно умудрённая испытанная открытость, стоящая на глубинном выношенном понимании.
Бояться демонов бесполезно и даже вредно, равно как и ненавидеть, тупо игнорировать обижаться и так далее. В принципе их пищей может стать почти любое чувство направленное как к ним, так и в мир. Интуиция подсказывает, что не могут они есть чистую любовь поскольку, наверное, её не видят. А так же некоторые мысли и чувства высоких божественных или абстрактных уровней, которые тоже не видны.
В теле они проявляются как болезни, причём наверно любые.
В душе они способствуют возникновению дыр, расслоенности, разрывов и комплексов, в общем шизофрении, у духа маний и паранойи. Всё это, разумеется, непосредственно влияет на формирование личности человека и общественной культуры.
Чаще всего именно оттуда, из демонического мира происходят посулы и предложения всевозможных сверхъестественных способностей и хитрых обходных путей, играющих на человеческом самолюбии и тщеславии. Если быть трезвым, то можно различить эти ловушки. Но кто бывает трезвым, особенно в юности, так уж устроен человек.
Оттуда идёт посыл менять законы мира покорять природу, воспитывать сверхлюдей, или быть всегда успешным в смысле хитростью опередить других. Похоже, что почти всегда оттуда идут зёрна всяческого конфликта, хоть с самим собой хоть с обществом. Корни неприятия и стремления изменить мир. Выхолостить или кастрировать под маской улучшить что либо, не разобравшись сначала в сути явления. Оттуда, наверное, тяга к быстрым мгновенным скоростям, к опережению. На самом деле стоящая на страхе не успеть и не получить. В природном и божественном мирах нет или почти нет этих и подобных страхов, там относительное равновесие. Из мира демонов в основном, идут разного рода научные ухищрения по улучшению жизни человека, на деле оказывающиеся очередными опасными фикциями, имеющим непредсказуемые последствия. Или очередные новации по обустройству общества типа марксизма или демократии, разлагающие душу и дух человека.
Они очень тонко чувствительны и чаще всего тактика их воздействия строится на слабых подпороговых сигналах, на которые человек либо реагирует как надо демонам, либо глушит их, интуитивно уловив их вредоносность и не зная, что с ними делать. В любом случае результат разрушительный для человека. Что «на руку» или, на что там у них есть, демонам. Выход один – учиться видеть и принимать всё как есть. Чтобы мочь сделать безупречный выбор, и играть свою, а не навязанную игру.
Ужас и величие человека в том числе и в том что в нём, в человеке, то есть в нас проявлены все три мира и соприкасаться с ними – наша судьба.
Идти на поводу не только бессмысленно, но и опасно – съедят. Иногда быстро иногда потихоньку, хитро играя на чувствительных струнах души (это их «хлеб») на слабостях, затянут в сеть определённых привычек и образа жизни, в котором люди играют роль безвозмездных доноров. Несколько твёрдых правильных «на всю жизнь» убеждений, и всё, ты уже просто некое человекообразное существо занятое обслуживанием навешенной энергозаборной конструкции. Как отличить фантазии и страхи от реальности? Душой. Будьте чутки, искренни и честны она подскажет.
Одно из лекарств – перемены и встряски, которые вытягивают из насиженных мест и сталкивают с наезженных путей. Закаливание себя разными способами, формирование умения спокойно выдерживать лишения и ограничения, если требуется. И тому подобное. В общем действия, внешне напоминающее принципы религиозных аскез. Подвижники прошлого, по всей видимости, знали что делают, предпринимая свои подвиги. В нынешнем мире подвиг несколько иной, сложнее и тоньше, многообразней, чем просто аскеза.
Демонов паразитов разного рода много. Иные, самые простые, приспособлены к температуре тела, иные к определённым чувствам и переживаниям, мыслям. Соответственно, как только в сознании и поведении появляются жёсткие установки, достаточно продолжительные, от них могут питаться демоны. Есть, наверное, и здоровые установки, которые, по всей видимости, должны периодически меняться, и вообще наверное человек в идеале должен быть гибким и прозрачным, практически безиннерционным, готовым и способным к моментальным изменениям.
Для контраста возьмём, например, существующий в нашем обществе под видом благодеяния способ затягивать людей в зависимость, а в итоге и неврозы паутиной кредитов. Для кого-то это вроде благо в яви - дом свой типа самостоятельность, а в сущности - быстрое удовлетворение желаний эго-личности, раздувающейся от значимости и отделяющейся от мира, откупающейся от жизни. И в тени - разобщение людей, разрушение родственных и дружеских связей, очень сильно питающих душу и порабощение надолго процентами психологическая зависимость. Грань здесь очень тонка. Кажется что ростовщичество, и некоторые хитрые способы манипуляции деньгами тоже «оттуда».
Им тоже не выгодно быстро съедать и уничтожать нас, и потому мы живём, но и отказаться от своих планов и преодолеть свою природу они тоже не могут, и во многом потому мы умираем.
Думаю, что гибкую подвижную сильную и мудрую душу и мудрый дух им не взять. И считаю, что демоны хоть и присутствуют в мире, но не являются его обязательной частью. Можно обойтись и без них нужно только научиться, как это сделать и смочь. Получается, что они в своём смысле, опосредованно, учителя. Хорошие учителя, и часто ставка больше чем жизнь.
Выскажу догадку, что такое сильное и часто разрушительное стремление человека к свободе глубинным своим началом имеет стремление освободиться именно от демонов. Боги обычно не ограничивают людей, не обманывают и соблюдают договора, чего по моему не скажешь о демонах. Сейчас поведение многих людей настолько демонизировалось, что стало неписанным законом обманывать и паразитировать, что то скрывать. Коммерческая и государственная тайна, личные секреты, самолюбие, маленькие малодушные тайны… У богов тоже есть что скрывать друг от друга и от людей, но если спросить прямо, сделать это в принципе несложно, нужно немного терпения и сосредоточенности и знание откроется. В нашем же мире, как ни старайся, невозможно доподлинно узнать, откуда берутся олигархи, ставшие миллиардерами за пять десять лет, или настоящие причины экономического кризиса.
В общем, для надлежащей ориентации в потоке причин и событий, мне кажется, нужно как можно честней осознать и принять этот мир как, вероятно, одну из составляющих жизни и сделать соответствующие выводы и поправки, осмысливать и исследовать его, тогда жить станет легче.
Откуда демоны взялись вопрос интересный, большинство сходится, что из глубокой древности. Из разных культур известны различные характеристики демонических миров. От нейтральных иногда дружественных и условно патогенных в западных культурах, например в древнееврейской или древнегреческой. Из которой, собственно и происходит это слово, изначально означающее «божество», впоследствии в христианской культуре приобретшее иной, современный смысл. До однозначно негативных, в восточных, например как в индуизме. В целом вопрос этот сложный и настоятельно нуждается в изучении и уточнении. 
Очень хорошая, на мой взгляд, демонология у Д. Андреева в «Розе Мира».
Всё пока;)


Рецензии