Размышления о доминанте
А.А. Ухтомский: «От Двойника к Собеседнику».
Общество состоит из отдельных человеков, и, стало быть, что в одном, то и во всех бывает.
Очевидно, суммировалась, дошла до некоего предела общемировая доминанта, а точнее одна из доминант. А именно, доминанта на деньги, как возможность беспрепятственного потребления, как своеобразную универсальную власть, позволяющую откупиться от любых неприятных проявлений жизни. Большинство людей приняли как опорное и основное денежное мышление. В мире, похоже, не осталось силы или идеологии осуществляющей реальное противостояние росту этой доминанты. Последние лет двадцать и постсоветское общество постепенно стало молиться на деньги, и мерить жизнь ими.
Как следствие, по законам жизни главная Доминанта (дальше Д) дойдя в своём возрастании до предела прочности системы в которой существует, должна быть проявлена, так сказать обналичена, каким-то событием или событиями. В данном случае денежным кризисом. Один из законов мира – непрерывное изменение, движение как свойство живого. Оно и проявляет доминанту, которая по сравнению с жизнью мертва по своей сути, так как относительно мира неподвижна. Возможны исключения, например, доминанта мутабельности, изменчивости (которая тоже вовсе необязательно может действовать в унисон с движением мира).
Кстати, часто вредна не столько сама Д. сколько её Тень (дальше Т). Явления Д. можно хоть как то отследить и взаимодействовать с ними, выстраивать линии поведения, тогда как Тень находится глубже и ведёт себя независимо и непредсказуемо, от того зачастую сильнее влияет на события, особенно будущие. Есть предположение, что Д. связана с прошлым, а Т. с будущим.
Д. на деньги непроизвольно и неизбежно рождает или проявляет несколько других доминант-следствий - побочных эффектов взаимодействия основной Д. и различных сторон естества, или души человека. Каждая из них имеет свою теневую часть, скрыто разъедающую и личное общественное пространство, и опосредованно всю ноосферу земли.
Д. на деньги поддерживает желание сделаться богатым или обеспеченным (или наоборот ;). И имеет несколько теневых проявлений присущих в разной степени, наверное, большинству людей. Например:
1. Зависть к имущим.
2. Ненависть к имущим, и желание им наказания в виде страданий и бедности.
3. Страх безденежья-бедности, зависимость от денег.
4. Презрение к богатым (возможно компенсаторно-защитное).
Для начала хватит.
Каждая из этих теневых сил толкает людей на определённые чаще бессознательные поступки, на переживание соответствующих состояний и генерирование потоков мыслей и чувств, в свою очередь делящихся на две части – собственно излияние своих чувств, явное и неявное, и рационализация, скрытие и подавление их. Подавленная часть этих сил и потоков отправляется прямиком в общественную Т, то есть в какое то пространство ноосферы земли, копится там, и невольно, вследствие изначальной агрессивности взаимодействует со стихиями, с тонкими душами животного и растительного миров и служат топливом для формирования зародышей общественных и природных катаклизмов. Это очевидно тоже закон. Приходит время и тайное становится явным. Так же и в обществе.
Много веков в общественной тени копились вытесненные, по правилам морали приличия и религиозным канонам непозволительные мысли и чувства, силы которых очевидно и превращались в войны между странами и религиями наяву, эпидемии и стихийные бедствия. Раньше претензии были больше территориальные и религиозно-идеологические. Сейчас ни для кого не секрет, что постепенно войны стали экономическими. Даже если и развязывается какая то локальная война, то в большинстве чтоб денег заработать. Опять таки, потому что образовалась соответствующая Д.
Видимо в тени накопилось столько зависти и пожелания наказания богатым за их богатство, что катастрофы не случиться не может. Масштаб и форма это другой разговор и, похоже, здесь ещё что то можно регулировать. Каждый желающий может поучаствовать в процессе регуляции, заглянув в свою Т.. Здесь процесс зеркальный – растёт Д. - растёт Т. И в один прекрасный момент сам носитель их - человеческая душа и тело или общественная система и договора не выдерживают накала страстей и сил связанных с Д. Где то в слабом месте и происходит разрыв или слом.
Я веду мысль к тому, что Т. общественная привела к кризису, по сути, чтобы привлечь к себе внимание. Запад и восток, и в конце целый мир, были направлены на успех и победу, всячески загоняя в тень то, что мешает себя чувствовать победителем. Бытиё души оказалось кастрированным, она была насильно, в основном при помощи науки и мифа о научно-техническом прогрессе практически загнана в тень и стала проявляться как раненый зверь в битве насмерть за жизнь.
Получается что наука, общественная мораль, и религиозные догмы так перекосили общечеловеческое сознание, что иного выхода как кризис для бытия мировой души не нашлось. В общем и раньше не находилось, вспомним историю. Человечество и его хорошие мальчики и девочки сами копали себе могилу, играясь в приличных и воспитанных успешных научных победителей жизни. В тех, кто покоряет природу наукой и способен всё себе подчинить.
Но где-то глубоко внутри у многих ныне живущих существует протест против текущего положения вещей. Они душой чувствуют, что что-то неладно, хоть на поверхности себя быть может и стремятся к общей куче. Они жить не хотят в этом мире и многие парятся по «духовкам» и тренингам, пытаясь найти в происходящем смысл, основание, и как то встроиться в жизнь, которой на глубинном уровне они сопротивляются. Пытаются заставить себя полюбить этот мир, поверить ему, поверить тому, что он преподносит. Ищут изъяны в себе, маются. А ведь небезосновательно сопротивляются эти людские души, есть чему сопротивляться в нашем мире. Души стонут в глубине, потому что для сохранения покоя надо на очень многое закрывать глаза, или надевать очки типа «я не знаю» чтобы не мучиться от происходящего. Это вообще целый отдельный вопрос и обширнейшая тема.
И этот протест и противоречие, бунтарский дух рождается и из своей души и от соприкосновения ещё в глубоком детстве с общественным теневым, страшным. Мы потом о нём забываем, потому что страшно помнить эти чёрные, бурые и серые огромные давящие массы, вездесущие, и внезапно возникающие особенно при приближении взрослых, да и сверстников тоже. Массы, которые на детский взгляд способны съесть убить или поглотить. Надо спасаться прятаться, или изобрести способ как то не видеть их. Страх перед жизнью берёт сызмальства в утробе порой, и решения не жить и не чувствовать принимаются от этих столкновений. С раннего детства в создавшейся атмосфере приходящий человек вступает в общемировую борьбу «нельзя» с «можно».
Это всё результаты соприкосновения со сгущёнными чувствами и ощущениями тени, с продуктом деятельности многих людей, выдержать которые в одиночку наверно мало кому под силу. Про детей говорить не приходится.
Деваться всё равно некуда, надо учиться искусству жить здесь.
Однажды случается переход количества в качество и случается очередной кризис. В 20м веке общественные процессы так слились и синхронизировались, что случилось две мировые войны. Чем была вызвана первая сказать сложно, вероятно что то делили акулы капитала ( вероятно, зависть), а вторая точно завистью и желанием отомстить, взять реванш, побеждённых немцев и её умелым использованием. Это в глубине. На поверхности же идея построения справедливого идеального общества без недостатков в будущем. Ради этого отправить на тот свет миллионы людей, живущих сейчас, но не вписывающихся в прокрустово ложе идеологии или как жертвенных агнцев, дело вполне обычное и необходимое. У нас при коммунистах то же самое. Сейчас же отправка на тот свет происходит медленно и приятно, с помощью продуктов с добавками, увеличивающими срок хранения, пива, телевизора, который льёт хлам в глаза и уши и компьютеров отрывающих от себя и этой реальности. Суть не изменилась, изменилась форма. Я не против самих достижений техники, я против того как они в подавляющем своём большинстве используются. Опять таки, выбор вроде бы у каждого есть.
Если взять современное телевидение и киноиндустрию последних лет пятидесяти, а лет двадцати-тридцати особо, то все пестрит, кишмя кишит просто катастрофами насилием и разрушением. Доставляет удовольствие и наслаждение, и усыпляя своей безопасностью, формирует глубинный нацел на катаклизм, и переживание удовольствия от него и какое то равнодушное отношение к происходящему. Перед экраном конечно приятно, когда у злодея наконец то кровь фонтаном и целые миры неправильные в прах рушатся. Режиссёры умело подводят зрителя к таким желаниям относительно героев, играя разными чувствами. А в душе и соответственно в тени копятся в это время образы и состояния и насилия и наслаждения от него. Нашли приём, как зацепить зрителя. И вот и за это платим, за дешёвое плебейское наслаждение. Хорошо ещё есть выбор и можно смотреть например наши старые фильмы.
Один из вариантов попытки поправить ситуацию таков: одушевление и одухотворение науки. Это сложный процесс так как по происхождению она является противницей религии и сделала много чтобы съесть теологические устои того же общества и заменить их физиологическими. Но тут есть нюансы. Наука в средние века была заточена против господствовавшего тогда безраздельно христианства. И, возможно языческий миф сможет сотрудничать с наукой. Это тема…
Свидетельство о публикации №209123100918