Могила атамана Чепиги

                Летописец

                Могила атамана Чепиги

Небольшая комната была забита книгами, папками, кипами пожелтевших газет, журналов, потрепанной бумаги. У стены, рядом с письменным столом стоял старинный книжный шкаф, сквозь стекла которого просматривались корешки фолиантов с тесненными золотыми надписями. Огромное окно с время от времени взлетающей тюлевой занавеской совмещенное с дверью на балкон, кроны деревья, временами шумевшие листвой располагали к неспешной и обстоятельной беседе.
Григорий Иванович расправил усы, погладил бороду:
- Ну, молодой человек, что вас интересует? Казачество, история Кавказа, Россия… Что именно? Тут все есть. – Он театрально обводит рукой  комнату.
Мною овладевает восхищение и благостное чувство от мысли, что нахожусь в храме знания, который приоткрывает свою дверь. Сам хозяин явно доволен произведенным эффектом, восседает за массивным старинной работы столом. Мне с трудом верилось, что доведется  взять в руки книги, хранящие тайны истории казачества, его гибели. Не сказать, что легко удалось проникнуть в эту келью, святая святых Григория Ивановича. И что он исполнит свои обещания и даст почитать наиболее интересные из книг. Нет, он раньше приносил по моей просьбе дореволюционные книги  о казачестве.

Почему он открыл мне доступ в свою библиотеку? – гадал я. Может быть, ему нужно было общение, а во мне усмотрел не засланного казачка, а человека искренне желающего разобраться во всех тонкостях истории.
-Оттого как у нас сложатся отношения, зависит к каким фондам ты получишь доступ, - сказ Григорий Иванович. – Если мы останемся знакомыми – это вон тот угол, приятелями – эта стена, друзьями – сможешь брать все что у меня есть. Любая книга твоя – с возвратом, конечно. И учти, это лишь десятая часть моей библиотеки. Остальные на квартире, которую снимаю на Дубинке. Тут есть история Российской империи, Кавказ, Кубань, Украина. Вот посмотри хотя бы эту книгу! – Григорий Иванович достает фолиант в кожаном переплете и передает мне. Поворачиваю  в руках и не могу удержаться от восхищения:
-Золотой обрез…
-Муаровая лента… Посмотри оттиск!
-Ого! «Из кабинета его императорского величества Николая 2» - читаю штамп на внутренне обложке.
-А ты полистай, там найдешь и пометки, сделанные царем.
-Вот это да! Откуда она у вас?
-У меня есть и другие не менее интересные. Будешь вовремя возвращать, получишь любую из них.
Все было как в сказке, я получил доступ в этот храм и не стал повторять вопрос.
Раньше  мне приходилось заходить за выпрошенной у него книгой на кладбище, где Григорий Иванович работал смотрителем. Он доставал книгу, клал ее на стол рядом с кипами кладбищенских ведомостей и долго морочил меня всякими небылицами прежде чем передать.
* * *
Наше знакомство началось именно с этих рассказов, которыми он меня прямо таки завораживал.
«Говоришь, никому не известна могила кошевого атамана Чепиги?.. Это она не известна тем историкам, что пишут историю КПСС. А я знаю, где она. – Он смолкал и вперивал в меня взгляд.
-Где? – затаив дыхание вопрошал я.
-Где-где, да вот на этом Всесвятском кладбище и находится.
-Да вы что… А где именно?
-Ладно, Александр, мне некогда тут с тобой беседы проводить, у меня столько работы. – Он брал в ручку и открывал огромный компут, делая вид, что погружается в чтение. – Вот родственники могилы своих погибших приезжают издалека проведать, а я им должен указать, где могилы их близких, а ты тут со своим праздным интересом.
-Григорий Иванович, вы скажите где, и я от вас отстану.
-Ну ты как грязь. Ладно, слушай. Выйдешь сейчас из сторожки и пойдешь по восточной аллее к выходу, справа увидишь большое дерево, ясень, от него в десяти метрах на юг и будет могила Чепиги.
Я летел, словно подхваченный ураганом, по указанному маршруту, вышагивал от дерева метры, палкой счищал поверхность плит, снова возвращался, вымерял, искал. Все напрасно – могилы атамана-основателя Екатеринодара, приведшего запорожцев на Кубань, там не было. Вернувшись к сторожке, я находил ее замкнутой. Мне не верилось, что Григорий Иванович играл моими, как мне тогда казалось, святыми, чувствами.
Когда я в очередной раз застал его в сторожке и объяснил, что атаманской могилы в радиусе ста метров от дерева нигде нет, Григорий Иванович, откинувшись на стуле, заявил:
-Ладно, я пошутил. Могила атамана здесь, она под номером 6 543-м, а вот плита с нее лежит на улице Клары Цеткин. Она у одной старухи  вместо порога у входа в дом. Перевернута надписью вниз, но ее можно узнать, она по бокам зеленоватая.
-Скажите номер дома!
-Зачем?
-Хочу увидеть.
-Я же тебе сказал, что она надписью перевернута вниз.
-Ну и что.
-Нет, не скажу, старуха бывшая учительница, злая. Она тебя помоями обольет из ведра.
-Не обольет.
-Нет, Александр, и не приставай – не скажу. Мне за тебя сидеть не хочется, хватит того, что я сидел за переписку с казаками.
Через некоторое время знакомый журналист помог мне получить доступ в госархив, где переворошив груду дел, я узнал, что прах кошевого атамана – основателя Екатеринодара, в конце своей жизни обласканного Екатериной Второй, смешался с землей в Краевой детской больнице – бывшей Екатеринодарской крепости, когда большевики, взорвав Троицкую церквушку, разворотили мемориальное кладбище при ней. Его косточки пребывают там в неглеже и по сей день.


Рецензии
Горько, обидно и стыдно - за нашу общую отечественную историю - разворотившую кладбищенские пристанища и далеко не худших, а может и много лучших - её сынов... и особенно тяжело должно быть осознание - что многие такие вот "косточки пребывают в неглиже и по сей день".
Спасибо что о том пишите.
Вечная память

Людмила Солма   15.09.2010 18:25     Заявить о нарушении
Уважаемая Людмила, большое спасибо за Вашу рецензию. И в самом деле, многие славные деятели забыты, их могилы заросли быльем,имена поруганы. Ничего хорошего не будет, пока не вернутся их добрые имена и уважение к предкам, Пока что у властителей и долстосумом одно твердое убеждение: история начинается с них и только им решать, кого превозносить, кого хулит, а кого обходить молчанием...

Николай Тернавский   15.09.2010 19:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.