Глава 31. Иаков уходит от Лавана

Хулу Иаков слышать стал от чад Лавана,
И стало мрачным вдруг Лаваново лицо.
А тут ему и Глас  небес вещает прямо:
«Ступай на родину, иди в страну отцов!»

Призвал Рахиль и Лию муж Иаков в поле
К стадам скота, который пас и им сказал:
« Лицо у вашего отца не добро боле,
хотя, служа ему, я много сил отдал.

Отец обманывал меня, менял условья
Но Господь Бог не попустил мне сделать зла
И если пестрым назначал мне поголовье,
То пестрым был приплод и овна и козла.

А если в крапинках скот назначал в награду
То только в крапинках весь и родился скот
Сам Господь Бог согнал приплод в мою ограду
Что ж злится ваш отец, чего он морщит рот?

Ко мне во сне явился Ангел и промолвил:
« Господь все видит, что Лаван творит с тобой.
а чтоб обет, что дал  в Вефиле Мне, исполнил,
ступай в страну отцов со всей своей семьей!»

Рахиль и Лия в один голос отвечали:
« Не за чужих ли почитает нас отец?
Бог лишь вернул все наше нам, как мы и ждали,
Так делай все, что Бог подскажет, наконец!»

Пока Иаков собирался в путь-дорогу
Рахиль, имевшая ключи от всех замков,
Открыла скинию заветную и тайно,
Забрала идолов, Лавановых божков.

Похитил сердце и Иаков у Лавана,
Что не прощаясь с ним, направил караван
Со скарбом, женами , рабами утром рано
Туда где жил отец, в страну Филистимлян.
И лишь на третий день узнал Лаван про это
Собрал большой отряд чтоб их вернуть назад
Неделю гнался он, и наверстал их  где-то
Вблизи горы с названьем Галаад.

Шатры поставил чтоб, Иакова воочию
С утра увидеть, а потом убить его
Но обратился Бог к Лавану во сне ночью:
«Не делай зятю ты дурного ничего!»

И говорит Лаван  Иакову печально:
 «Зачем уехал ты украдкой словно враг?
Двух дочерей  моих увез и внуков тайно,
Я даже их поцеловать не смог никак!

Зачем ты не сказал мне о своем отъезде?
Под звон тимпанов бы я проводил тебя,
С весельем, песнями гуляли б с тобой вместе,
Еще подарки я б дарил вам от себя.

Хотел вам сделать зло (я очень рассердился),
В моих руках еще достаточно есть сил,
Но мне во сне Бог Авраама вдруг явился
И обижать тебя Господь мне запретил.

Ну пусть бы ты ушел хотя бы и с семьею,
Мне было б тяжко, но и это не вопрос,
Твои они, и быть должны  всегда с тобою.
Зачем , крадучись, ты богов моих унес?» 

И отвечал ему Иаков: «Я боялся,
Что ты отнимешь матерей и их детей.
Но если вор средь моих близких оказался,
Пускай умрет здесь от руки твоей злодей!»

Не знал Иаков, что Рахиль божков украла,
И он Лавану разрешил проверить всех.
Рабы Лавана, и он сам, как солнце встало,
Пошли искать во всех вьюках, в шатрах во всех.

Вот, наконец, вошли они в шатер Рахили,
И говорит Рахиль Лавану: «Отче мой,
Прости меня, что я сижу здесь обессилив,
Сугубо женское, обычное со мной».

Седло верблюжье под Рахиль скрывало кражу.
Туда всех идолов упрятала она
И не нашел Лаван потерю, хоть поклажу,
Шатры и вьюки все вскрывали до утра.

Иаков на Лавана сильно рассердился,
В горячий спор со своим тестем он вступил:
«Ты все проверив у меня, чего добился?
За что меня ты подозреньем оскорбил?

За двадцать лет, что у тебя я в услужении
Весь скот твой, что я пас, всегда давал приплод,
Но не возникло в моем сердце искушения
От стад твоих взять хоть бы малость себе в рот.

И если дикий зверь бывало стащит овна
На мне убыток был, ты взыскивал с меня,
Без разбирательства, всегда и безусловно,
Пропал он темной ночью, или при свете дня.

Томился я дневной жарой а ночью стужей.
Всю ночь без сна, а от забот днем, как во сне.
Все двадцать лет за жен и скот в трудах натужных,
Ты ж десять раз переменял награду мне!

И если б не было со мной моего Бога
Он Авраама Бог, Исаака светлый Бог,
Я б от твоих «щедрот» ни с чем остался снова,
Но Он увидел зло, вступился и помог».

И отвечал Лаван Иакову без злобы:
 «Вот эти дочери и дети их – мои,
стада вокруг мой, мы это знаем оба,
как знаем то, что так же и твои.

Так заключим же мы союз, который станет
Двойным свидетельством меж мною и тобой!»
В ответ, как памятник, воздвиг Иаков камень,
А рядом холм камней насыпали большой

 Назвал его Лаван Иегар-Сагадуфа,
Назвал Иаков насыпной холм Галаад.
« Сей холм свидетель»- он сказал «единства духа,
союза с тестем». Пир устроить там был рад.

Еще назвал Лаван холм рукотворный Мицна,
Что переводится: «Следит за нами Бог
и ныне, (значит в этот день, сейчас) и присно
( и в дальнем будущем, вовеки всех веков)»

«Не обижай»- сказал Лаван « моих двух дочек,
не приводи других ты жен на свой порог.
А если договор нарушить наш захочешь,
Учти, Иаков, что следит за нами Бог.

Да будет этот холм свидетель и граница,
Ни ты ко мне со злом ее не перейдешь,
Ни я не перейду. Да будем мы стремиться,
К тому, чтоб лишь с добром был каждый сюда вхож.

Да судит нас с тобой Бог наших близких предков
и в этом на холме Галаад мы клялись».
Иаков заколол овна расцветки редкой,
И вместе ели хлеб, а после обнялись.

Когда же ночь прошла, Лаван, весенней ранью
Прощался с внуками и дочек целовал,
Потом благословил родительскою дланью,
И караван его на север зашагал.
 


Рецензии