Почему я в ссылке?

   
 Выражаю искреннюю благодарность и большую признательность всему коллективу виртуальной площадки авторского творчества ПРОЗА.РУ, гостям сайта и всем, кто читает меня!



     Хаким Фаршид:

     ПОЧЕМУ Я В ССЫЛКЕ?


     С некоторых пор я часто слышу всякие разговоры о появлении таких оккультных понятий, как демонизация человеческой натуры, демонизация личности, демонизация поведенческой культуры и т.д. и т.п… И, естественно, у любого трезвомыслящего индивидуума невольно возникает в этой связи ряд вопросов, требующих правильного, осмысленного разъяснения обстоятельства. А именно:
    
     – Насколько это явление серьёзное, и имеет ли оно побочные эффекты, а если это явление представляет собой общественную опасность и грозит обществу, тогда как обезопасить себя от него, и как застраховаться от такого рода явлений вообще?
    
     Занимаясь изучением этой проблемы, я натолкнулся на новые проблемы, заставившие меня убежать куда–нибудь подальше от всех и вся…
    
     * * *
    
     До недавнего времени я и вправду не мог находить объяснения, отчего у одиноких душ, уставших от суетливой жизни, такое неудержимое рвение к безмерному уединению. Потому и удивлялся всякий раз сетованию таких людей на невзгоды судьбы. Я и не мог представить себе, что именно такая участь вскоре самой судьбой будет уготовлена и мне: убегая отовсюду, с единственной надеждой – лишь бы оставаться наедине с собой, даже если моё уединение окажется настоящей ссылкой! И до чего на самом деле надёжно, словно недоступная крепость – как прочное укрытие, состояние желанного уединения! Оно словно магия притягивает тебя к себе, унося с собой в мир иной, погружая тебя в бездонную глубину тишины, приведя тебя в состояние мистического самозабвения.
    
     Господи, порою хочется убежать от этой опустошающейся суетливой жизни в инобытие, уйти в дикое, богом забытое место и погружаться во тьму абсолютного захолустья! От появления на ПРОЗЕ.РУ моего первого небольшого текста на эту тему – "МОЯ ССЫЛКА" (http://www.proza.ru/2009/11/21/68) прошло не так уж много времени, как вдруг мне захотелось вернуться к ней. И только теперь я понимаю, почему все древние мыслители жили так скромно, так тихо и недоступно, словно в самой мучительной ссылке. И не понимаю, почему их уединённая жизнь многим казалась ужасной ссылкой?
    
     Уместно подчеркнуть, что моё нахождение в ссылке имеет переносный смысл. Точнее, речь идёт не о ссылке в общепринятом смысле этого слова. Ибо такая "самоизоляция" происходит отнюдь не по политическим мотивам. Так же нельзя подыскать под ней какие–либо судебные подоплёки. Под этим понятием автор подразумевает только сугубо метафоричное выражение "уединения" индивидуума, состояние душевного побега из той тоскливой жизни, в которой ясный, трезво оценивающий, разум мутнеет и непокорная воля подвергается невыносимой пытке! Наверное, я уже достаточно заинтриговал вас, и вот–вот вы собираетесь задать мне вопрос: И в чём же заключается смысл моего нахождения в этой ссылке, и что привело меня к такому загадочному уединению?
    
     Ответ мой, пожалуй, будет вас несколько удивлять. Скажу больше: Не исключено, что мой ответ может вас озадачить. И вот почему:
    
     На днях мы с женой вернулись к себе домой, в своё городское жильё. Узнав о нашем возвращении некоторые, мягко говоря, нежеланные типы, тут же обрушились на нас своими нескончаемыми звонками, предлагая встретить Новый год вместе с ними – либо у них, либо у нас в квартире. Мы с супругой – люди консервативного склада мышления в контексте чествования таких мероприятий. Нас абсолютно не интересует массовый характер проведения таких традиционных праздников, как Новый год и День победы вне круга семьи. Мы к этим праздникам относимся весьма ритуально, уединяясь от всех и вся, чествуем их свято! У нас в семье по обыкновению почитают два новогодних ритуала – европейский Новый год и наш Новруз, олицетворяющий наступление весны. Европейский Новый год символизирует общеевропейскую цивилизацию, и его чествование обусловлено христианством. Чествование нашего же Нового года – Новруз – связано с зороастрийской традицией и уходит корнями в далёкое прошлое, олицетворяя зороастрийскую цивилизацию. Для нас эти две новогодние традиции представляют собой своего рода вхождение в две цивилизационные плоскости – христианскую и зороастийскую, либо маздаяснийскую (от названия религии Зороастра, пророка древнего Ирана – "мазда–ясна" [Mazda–Yasna], в смысле возвеличения разума) [I].
    
     Нам не понятно, почему–то в обыденном сознании принято воспринимать зороострийскую традицию чествования этого Нового года за начало летосчисления мусульманского мира. Как известно, общеевропейское летосчисление берёт своё начало с рождения Христа и согласно этому календарю, вся история человечества делится на две части: до рождения Христа и после рождения Христа. Мусульманское летосчисление же – календарь хиджры – берёт своё начало с переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из города Мекка в Медину [II]. А Новруз отмечали как начало Нового года ещё задолго до рождения Христа и переселения Мухаммеда. Новруз символизирует природный Новый год, почитаемый самими основателями зороастийской цивилизации – Ахеменидами в древнем Иране. По образному выражению доктора Али Шариати, иранского проконфессионального мыслителя «Новруз – это красивая повесть, в которой задействованы три силы – природа, эмоция и общество» [III]. Если Новруз чествуют в ряде стран Ближнего и Среднего Востока, то это указывает только на географию распространения и сферы влияния зороастрийской цивилизации, а не на мусульманскую традицию чествования Нового года. Новруз отмечают народы, населяющие территорию от Ирака до Индии, включая ряд Среднеазиатских республик постсоветского пространства, плюс Дагестан и Татарстан. И нас удивляет факт ошибочного отнесения этой новогодней традиции к исламу, хотя ислам к ней не имеет никакого отношения.
    
     Чествуя новогодний ритуал, мы с супругой исходим из того редкого мнения, согласно которому новогодний праздник вступает, прежде всего, реальным воплощением преломления трёх сил воедино: воодушевление природы как творение чудес; живая красота во всём её многообразии; и человеческая воля, проникнутая безграничным желанием покорить новые вершины, чётким осознанием управляющей функции человеческого разума, быть ответственным перед будущим мира, и бережливо относясь к продолжению рода человеческого. С этой позиции новогодний ритуал как бы обретает сакральный характер. Сакральность новогоднего праздника кроется в семейном чествовании его, раскрывающем в свою очередь его соборное начало. В чествовании Нового года отражено не столько стремление человека к празднованию лёгкого веселия, столько в нём преломляется степень его готовности к серьёзным решениям и новым начинаниям. Ведь в нём народ видит преломление собственной преемственности, значит и залог своего надёжного будущего.
    
     А День победы мы воспринимаем как семейную скорбь, поминая покойного отца моей супруги, участника Великой отечественной войны, вернувшегося из Берлина одним из последних – в 1950 году. Вернувшись с войны, он долго работал в Генштабе…, пока не ампутировали ему ноги… Чествуя День победы и совершая ритуал семейной скорби, мы возвращаемся всякий раз в Прошлое рода человеческого, ставим свечи печали за кровавые эпизоды истории, молимся об упокоении душ, павших храбрыми за восстановление мира и добра на Земле, за реабилитацию Человечества!
    
     Чтобы избавиться от лишних оправданий и ненужных объяснений, мы с супругой вновь возвращаемся в наш загородный дом. Мы возвращаемся в свою ссылку, чтобы чествовать традицию наших предков: отмечать Новый, 2010, Год в кругу семьи, достойно проводить год уходящий 2009, принёсший нам много радостей и серьёзных прорывов, весело с трепетом в душе встретить Новый, 2010, Год, возлагая на него новые надежды и мифы… Вот почему новогодний ритуал должен совершиться по всей строгости самого этого канонического ритуала: как медитация! Традицию чествования Нового года мы воспринимаем как общение с "Будущем", а потому так ритуально готовимся к нему. И только предавая этой традиции особое, ритуальное значение, можно по-настоящему её чествовать.
    
     И, в итоге, получается, что моя ссылка – это вынужденный побег от ненужного общения с навязшими типами. И вот почему:
    
     В тот самый момент истины, когда ты со всей строгостью готовишься искренне чествовать традицию предков, и подобающим образом чтить святость и самую сокровенность в этой жизни земной, вдруг сталкиваешься с назойливыми существами, из окружающих тебя людей. Скажите, пожалуйста, кому они нужны? Они в лучшем случае способны только нарушить твой покой, надоесть тебе. Они могут только подпортить твою новогоднюю ночь, осквернить торжество твоего ритуала. Так что, лучше остерегаться их!
    
     Итак, моё нахождение в ссылке – это своего рода культивация "гуманной" мизантропии, отвержение культурной нищеты и маразма рода человеческого, неприязнь дефицита интеллекта в "мыслящем существе"; это трезвое отречение от общения с ненужными людьми; это осознанная ставка на социокультурную самодостаточность как социально–поведенческая позиция гражданина.
    
     Находясь в ссылке, я вдруг открыл для себя потаённый замысел феномена "мизантропия". Я заметил, что с этой позиции легко можно заниматься углублённым изучением новой волны мизантропии, медитации, погружаясь в иное измерение душевной корреляции, позволяющей заниматься дистанционной метадискуссией, дистанционным общением. Одним словом, только в ссылке человеку удаётся спокойно изучать новые направления такого рода душевного общения как новых возможностей взаимообогащения человеческого знания, в том числе когнитивных наук.
    
     Думаю, мною изложено весьма находчивое и исчерпывающее объяснение, почему я в ссылке…

     ___________________________

     [I] Подробнее см.: Фаршид Хаким. Эхо Хорасана сквозь века и тысячелетия. – М.: Компания Спутник +, 2003 – 225с. ISBN 5–93406–591–2. Раздел 4.5 – Зороастризм. – Электронную версию указанной монографии автора можно открыть на его авторской странице.
    
     [II] Это произошло в 622 году после рождения Христа. Согласно мусульманской традиции, год хиджры принят за начало мусульманского летосчисления.
    
     [III] Шариати Али. Новруз. – См.: Спуск на пустыню, (Hobout dar kavir), 4–е издание, Тегеран: Чаап–пахш, 1368 год (1990), с. 501 (на фарси).

     Хаким Фаршид,
    
     Подмосковье, суббота, 2 января 2010 года.


Рецензии
Добрый день( или вечер)!Вы столько раз заходили на мою страничку, что решила первая написать рецензию , уже как знакомому
Пишите нежно и темпераментно одновременно, задумываясь над обычными жизненными ситуациями , как например стремлении обособиться и замкнуться в рамках своей скорлупы..))
И это настолько естественно , как и то , что и планета Земля наша обособилась в ОГРОМНОЙ ГАЛАКТИКЕ !
Так и люди- если они планеты ,а не спутники ,им нужно своё пространство !
Мы просто дети Природы ,берущие у неё пример для подражания))

Аша Бенн   20.10.2019 03:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Аша!

Да, Вы не ошиблись, будучи знакомым с Вашим непростом творчеством, не мог решиться какую из Ваших работ выбирать для рецензирования! Помните, Ваши стихи вошли в качестве составляющего текста (ни как приложение, а именно как составная часть моего текста, дополненного Вашими стихами!) моей главной статьи – МОЕМУ ЧИТАТЕЛЮ"! С тих пор утекло много воды... Да и я уже [почти] перестал дополнить свою страницу новыми публикациями... Те случайные, либо вынужденные записи, которые появляются среди моих публикаций, по сути, – это моя "безысходная" реакция на "момент истины"! Этим способом я реагирую на некоторые, мягко говоря, "из ряда вон входящие за черту приличия" поступки и публикации ряда пользователей этого же портала, которые чем–то сильно оскорбляют меня лично, либо пишут открыто нелепые вещи. Поэтому мои последние писанины, без преувеличения, стали раздражать подавляющее большинство моих друзей и знакомых, кто раньше охотно общались со мной. Теперь почти все открыто избегают меня... Вот, по этим соображениям, теперь и я редко кому–либо первым пишу ...

Но, Вы меня застали врасплох, даже не знаю, как поступить дальше, чтоб не выглядел как белая ворона!

У нас ещё ночь... днём вновь зайду к Вам, с ответным "целенаправленным" визитом, конечно!

Спасибо за ВСЁ,

Фаршид   20.10.2019 04:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.