Мстёра мастера боится

Мастерам из старинной слободы Мстёры подвластно всё: и лаковая живопись, и ювелирное дело, и иконопись. А всё потому, что время здесь будто бы остановилось...
Мстёра — поселок мастеров лаковой миниатюры во Владимирской области получил свое нынешнее название в XIX веке. Старожилы, произносящие его обязательно через «ё», уверены: произошло оно ни от чего иного, как от слова «мастера». И правда, имя у бывшей слободы соратника Петра I — князя Федора Ромодановского говорящее. А началось все в XII веке, когда на будущем месте поселения забелел православный храм, убранный византийскими иконами. Эти-то иконы, выполненные в многослойной технике письма — плавями, и дали начало «промыслу» Владимирского края — иконописи. Шли столетия, и благое мастерство отточилось до бриллиантового блеска: в 1687 году в слободе воздвигли Богоявленский монастырь с нарядной Богоявленской церковью, расписанной самими монахами. Примерно в это же время иконопись в Мстёре вышла из келий иноков в посад, где, словно грибы после дождя, выросли десятки мастерских. И началась очередная эпоха мстёрской живописи. Посадских стали приглашать на работу в Петербург и Москву. В 1724 году княжна Ромодановская выписала из слободы 30 иконописцев для создания домашней церкви. И неудивительно, что именно из Мстёры: здешняя иконопись была особенной — ее стиль диктовали вкусы старообрядчества Заволжья, Поморья, Урала и даже Сибири, и потому иконы сочетали в себе самые разнообразные манеры «божественного письма». Однако не только этим благочестивым ремеслом прославился поселок. С «выходом в люди» в Мстёре освоили и вышивку. Ткань расшивали белой гладью, изящно «рассыпая» по ней мелкие узоры, или делали знаменитый «владимирский шов». Кроме того, расцвело ювелирное искусство и техника скани, известная еще со времен Киевской Руси. Словом, до октябрьского переворота Мстёра была центром самых разных изящных искусств Владимирской губернии. Не изменилась ситуация и после революции. Несмотря на то, что иконописью умельцы заниматься больше не могли, они освоили новый вид живописи: лаковую миниатюру на шкатулках — колоритную, многоцветную: от нежно-голубых тонов до насыщенно-золотых. А в 1923 году бывшие мастера-иконописцы, не пожелавшие смириться с утратой святой традиции, организовали артель «Древнерусская живопись». Теперь они работали над историческими, фольклорными и просто бытовыми сюжетами в миниатюре, возвращаясь к все той же старинной манере — орнаментам из сусального золота, сплавам разных стилей и буйству фантазии.
К счастью, в наши дни все вернулось на круги своя. И сегодняшним художникам из Мстёры подвластно многое: и иконопись, и лирические пейзажи, и ювелирные украшения. А доказательство тому: посвященная 80-летию мстёрского мастерства выставка «Шедевры русской миниатюры», открывшаяся в Фонде народных промыслов РФ в Москве. Чего тут только нет! И всевозможные изделия от пуговиц до офисных наборов. И возрожденная иконопись, которой восторгались искусствоведы Парижа, Нью-Йорка и Брюсселя. И художественная история — портреты основоположников промысла на папье-маше...
Побывав на этой выставке и напитавшись доброй атмосферой мстёрского искусства, начинаешь понимать: только благодаря таким народным умельцам и их трепетному отношению к старинным традициям сохранится истинная, живая, сильная Россия. Недаром центр народных промыслов Мстёра — пожалуй, одно из немногих провинциальных местечек, откуда молодежь никогда не уезжает...
2003


Рецензии