Александровский Версаль

И вновь в переполненной электричке спешу по живописной дороге на север, где чередой выстроились старые русские города. Спешу на встречу с древней Александровской Слободой.
Пригласил меня сюда Евгений Николаевич Усанов. В прошлом – геолог, а ныне – художник, бессменный директор и один из организаторов Александровского художественного музея. Повод для нашей новой встречи замечательный. Музей отмечает свое 15-летие.
На протяжении веков славу Александрова составляли зодчество, иконопись, золотое и серебряное дело, резьба по кости и дереву, шитье, литье и изготовление изразцов, лаковая живопись, гончарное производство... Городу с такими традициями давно был необходим художественный музей, которому и передали усадьбу Первушиных.
В эту усадьбу только однажды можно попасть случайно. Каждый следующий раз она манит многоликостью, особой красотой и гостеприимством. Стены старинного купеческого дома могли бы рассказать множество историй.
Александров впервые упоминается в XIV веке в грамоте Ивана Калиты под названием Александровская Слобода.
Ему было суждено стать одним из оживленных перекрестков русской истории. Древний город – «Русский Версаль», созданный здесь Василием III, стал политическим, экономическим и культурным центром России при Иване Грозном, чья знаменитая библиотека, по мнению ряда московских и александровских краеведов, затерялась именно тут.
В 1729 году в Слободу была сослана цесаревна Елизавета Петровна. Будущая императрица прожила здесь десять лет.
Существует легенда: Елизавета Петровна любила посещать своих подданных. Первым удостоился этой чести Жихарев. В связи с этим событием семья стала носить фамилию Первушины. Она жила на том же месте, где в XIX веке правнук Жихарева – купец Алексей Первушин – построит усадьбу.
Личность яркая, самобытная, он сразу же оценил значение «чугунки» для России, ратовал, чтобы железная дорога пришла и в его родной город.
Алексей Первушин славился хлебосольством и добрыми делами. Он построил в селе Карабанове богадельню для престарелых служащих Троице-Александровской мануфактуры.
Музей принял усадьбу в самом плачевном состоянии. Шаг за шагом идет ее реставрация. Средств явно не хватает. Несмотря на то, что свою лепту вносят и меценаты, отдельные любители искусства.
На втором этаже особняка после реставрации открыта анфилада трех парадных залов. Воссоздана атмосфера быта русской городской усадьбы рубежа XIX – XX веков.
В памяти всплывает фраза отца Павла Флоренского: «Прошлое не проходит!» Ощущение такое, что Первушины и их гости незримо находятся где-то рядом с вами, будни и праздники продолжаются так, как заведено хозяевами дома. Кажется, что слышишь шелест платьев и чьи-то шаги по восстановленному в залах уникальному наборному паркету конца XIX века.
В советские годы Александров был закрытым городом. Ныне его включили в «Золотое кольцо России». Власти округа взяли курс на развитие туризма. И это, увы, чуть не сыграло злую шутку с музеем, который едва не выкинули на улицу, чтобы освободить особняк для VIP-гостиницы. Слава Богу, общественность смогла противостоять этому.
Кроме академических экскурсий сотрудники музея предлагают посетителям театрализованные программы, помогающие окунуться в атмосферу жизни, быта купечества XIX века. В основе каждой из них – подлинные факты из дневниковых записей Алексея Михайловича Первушина «Потомству моему», другие архивные и краеведческие материалы.
Так, программа «Вечер в купеческом доме» включает в себя знакомство с экспозицией музея, концерты классической и народной музыки. Тема провинциального купечества, как и всякая другая, связанная с историей, неисчерпаема.
«Затаенный уголок ушедшей светлой Руси. Все дышит здесь теплом, уютом, покоем того светлого времени. Как необходимо нам пройтись по комнатам купеческого старинного дома и... коснуться теплого света, который светит издалека, из прошлого», – такую запись оставила в книге отзывов Елена Бочарова из Москвы.
Александровская жемчужина – усадьба Первушиных – стала благодаря музею одним из символов возрождения лучших традиций русского предпринимательства, благотворительности и меценатства. В экспозициях и культурологической деятельности музея сделан акцент на прочные духовно-нравственные и психологические основы русского народа, его созидательный характер.
2005

***
Головкин Н.А. Тайновидец будущего: публицистика и проза, Великороссъ, 2015


Рецензии