Индийская философия введение в шесть систем

Введение в шесть систем индийской философии.

В.Веретнов


Вы никогда не задумывались?
Почему, в последнее время, все чаще, многие наши люди, выбирают восточный, и в частности индийский путь поиска смысла жизни, избавления от страданий и достижения блаженства?
Насколько обоснованно и сознательно принимаются такие решения и как они сочетаются с доминирующими в нашем обществе христианскими: православными, а  в последнее время бурно растущими с протестантскими идеологиями?
Кто, какую из шести систем индийской философии выбирает: Веданту, Пурва минансу, Санкхью, Йогу, Ньяя и Вайшешика и почему?
Возможно ли гармоничное объединение христианских и индийских философских концепций достижения сверх сознания внутри общества, отдельной личности?

Подобными вопросами наши люди задавались на протяжении многих лет и не находили исчерпывающих ответов. Наше небольшое исследование это одна из попыток  продвинутся на пути к истине ее неутомимых искателей.

Одни из искателей хотели бы посвятить себя исключительно духовному самопознанию,  другие хотели бы сочетать духовное и материально-социальное преуспевание.

В философской и религиозной литературе освещение вопросов  особенностей шести систем индийской философии можно найти как  в работах отечественных ученых М.Ладожского, Д.Андреева, Н.Исаева, В.Лысенко, С.Бурмирстрова,  так и зарубежных исследователей М.Мюллера, С. Чаттерджи ,Д.Датта,  в том числе индийских ученых Махариши Махеш Йоги, А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада и многих других[1].
  Вместе с тем, рассмотрение и сравнение шести систем индийской философии  христианских подходов к достижению сверхсознания  в контексте поставленных нами во вступлении вопросов встречается в уникальных работах конца XIX века у Митрофана Ладожского и Макса Мюллера[2][3].
Одной из гипотез повышенного интереса к шести системам индийской философии как у нас так и на западе специалисты называют исторический, культурный и демографический феномен Индии. Отечественные и западные философы отмечают тот факт, что развитие философии в Индии долгое время происходило из-за отсутствия литературы происходило мнемонически, т.е. сутры, упанишады, гимны и др. философские тексты пересказывались в школах от учителя к ученику. Это обстоятельство затрудняет достоверно определить возраст каждой системы индийской философии.
Кроме того, многие авторы текстов священных книг и комментариев к ним, считали себя просто звеном в бесконечной последовательности создания  каждой системы, которая дошла до наших дней. Обычно,  талантливые ученики оставались и продолжали в ашраме (аналог распространенных у нас отшельнических мест как например Оптинская пустынь) исследовать себя(дух, душу, тело, ум, разум, язык и т.д.), окружающую природу, высшее божество – Господа, обобщая затем этими знания передавали ученикам своей школы. Если западная философия имела разделение на идеализм и материализм, теизм и атеизм в традиционных вопросах создания мира, механизмов развития, способов познания, то индийская философия складывалась в основном в русле идеалистической теистической традиции, что позволяла не конфликтовать религии и философии, а наоборот вместе развиваться и поддерживать друг друга. Справедливости ради нужно сказать, что индийская философия в разных системах прибегала к инструментам материалистов, как например отход от монизма и использование дуализма. С другой стороны, для индийской философии есть общие идеи для всех шести ее систем, которые и будут рассмотрены ниже.
Инди;йская филосо;фия с древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов, подобных тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философия. Её древнейшие, и сегодня считающиеся святыми, документы содержатся в Ведах (до 1500 до н. э.). Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых — на санскрите. Поскольку большая часть изменений в индийской философии была связана с комментированием основных, признанных авторитетными текстов, старые европейские философские исследователи полагали, что индийскую философию следует определить как предысторию философии, в то время как в действительности её развитие шло параллельно с развитием западной философии, хотя и в других формах. Подобно европейской философии до XVII века, индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного. Поскольку индусы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науками. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:
1. ведийский период (1500—500 до н. э.),
2. классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3. период послеклассический, или индуистский (с 1000).
Шесть систем индийской философии и их авторы

1. Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам,
2. Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из Брахмы; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара (около 800) дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме.
3. Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение,
4. Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог.
5. Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.
6. Шестая система философии -  Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления [4].
У каждой из этих шести систем есть свои основатели. Эти философы следующие:
1.Бадараяна, называемый также Вьяса Двапаяна или Кришна Двапаяна, предполагаемый автор Брахма-сутр, называемый также Уттара-миманса-сутрами или Вьяса-сутрами.
2.Джаймини, автор Пурва-миманса-сутр.
3.Капила, автор Санкхья-сутр.
4.Патанджали, называемый также Шеша или Пханин, автор Йога-сутр.
5.Канада, называемый также Канабхуг, Канабхакшака или Улука, автор Вайшешика-сутр.
6.Готама (Гаутама), называемый также Акшапада, автор Ньяя-сутр.
Общие философские идеи индийской философии подобны общему языку санскриту или воздуху, которым был проникнут каждый увлекающийся философией мыслящий человек.
1. Метепсихоза-сансара
Это наиболее известная из общих идей о переселении душ. При этом человеческие души в зависимости от показателей кармы баланса добрых и злых дел душа переселялась либо человека различного умственного и социального статуса, либо в животное, либо в растение.
2. Бессмертие души
Бессмертие души это настолько общая и признанная идея для индуса, что
Не требовалось аргументов.  За исключением последователей Брихаспати, которые отрицали будущую жизнь, все другие школы признавали бессмертность и вечность души.
3.Пессимизм
Следует отметить, что этот пессимизм, отличается от наших представлений о пессимизме. Он все-таки ближе к реализму, и повышенному вниманию индусов к страданиям, которые имеют место в нашей жизни и способам их устранения.
4.Карма
Вера в карму как в непрерывную деятельность мышления, слова и дела существовала во все века. Все дела – добрые и злые должны приносить плоды  - таково положение, в котором не сомневался ни один индус.
5.Непогрешимость вед
Авторитет вед как истинного знания для всех индийский философов имел непреходящее значение. Два вида знаний представлены в шрути и смрити (откровения и предания).
6.Три гунны
Теория трех гунн известна всем индийским философам, как свойства, которые дают импульсы ко всему в природе. В более общем смысле их можно представить как теза антитеза и нечто иное среднее между ними. В философии санкхьи различают три рода:
А) доброе поведение, называемое добродетелью
Б) безразличное поведение – страсть, гнев, жадность, злорадство, насилие, недовольство, грубость, проявляющаяся в изменениях выражения лица.
В)Безумие, опьянение, безделие, нигилизм, похоть,, нечистота, называемое дурным поведением.
В своих философских изысканиях индийцы видели  основную цель обретение блаженства и избавление от страданий через постижение истины, истинных знаний. Они отличали шесть видов постижения истины (прамы): восприятие, вывод, откровение, сравнение, предположение, небытие.
Интересным представляется изучаемая философами структура человека в шести индийских философских системах. Человек состоит из нескольких элементов - тела, души, духа, ума(разума) социума. Разные системы придают каждому элементу человека разные свойства. В разных системах они играют определенную роль во внутренних и внешних отношениях. Предпосылкой для выделение свойств того или иного элемента является признание общего духа внутри нас - пуруши, личного бога - атмана, высшего божества - брахмана, природы – пракрити.
Многие наши люди увлекаются эзотерикой, теософией, некоторыми индийскими духовными практиками, как например йога, обосновывая свой выбор и затем занятием им своими психофизиологическими ощущениями. Альтернативой такому подходу могло бы быть теоретическое изучение шести систем индийской философии и затем  более осознанный выбор и проверка для себя их на практике.
В заключение, следует отметить, что шесть систем индийской философии имеют мощный потенциал истинных знаний для решения насущных проблем как человека, семьи, предприятия, общества, государства, экологии, к сожалению неосознаваемый и не развиваемый всеми интересующимися исследователями дальше. Кроме того, более детальное изучение шести  систем индийской философии позволит сформировать на их основе модели гармоничного объединения интересов людей разных религий, философских убеждений для сохранения мира и устойчивого развития человеческой цивилизации.




Литература:

1. А.Ч. Брактиведанта Свами Прабхупада «Бхагавад-Гита как она есть» - 3 издание- М.:Бхактиведанта Бук траст -2005 – 815с.
2. Макс Мюллер Шесть систем индийской философии – М.:Альма матер  - 2009 – 431с.
3. Ладожский М. Сверхсознание и пути его достижения – М.:Богословие – 2001 – 834с.
4. Индийская философия, шесть систем индийской философии, википедия – режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki





Рецензии