Манкурты среди нас

Житель подмосковных Химок член Союза фотохудожников России Анатолий Жданов запечатлел... убитую память. Название его работе дала вторая часть крылатой фразы «Никто не забыт! Ничто не забыто!». Но только с вопросительным знаком.
Эту большую цветную фотографию, потрясшую меня до глубины души, я увидел на фотовыставке «Наследие Подмосковья». Рука какого-то подонка поднялась на святое – на память о многочисленных жертвах, которые понесли Советский Союз, Россия в Великой Отечественной. Фотохудожник не мог пройти равнодушно мимо свидетельства вопиющего вандализма.
Анатолий Жданов занимается фотографией уже больше 20 лет. Патриотическое воспитание у него, можно сказать, в крови: он сын военного, служившего на Курилах, а потом в Подмосковье. Анатолий окончил десятилетку в Волоколамске. Когда он устраивал там персональную выставку, сотрудники местного музея подарили ему любительскую черно-белую фотографию. На ней запечатлено, увы, уже разрушенное наследие – памятник в Яропольце.
В 1960-е в память о земляках, что погибли во время Великой Отечественной, на средства яропольчан установили простой, но выразительный монумент – бронзовую девочку. А в 1995-м, в год 50-летия Великой Победы, от фигуры скорбящей девочки-весны, девочки-надежды, символизирующей дочь, сестру фронтовика, остались одни ступни. Кто-то спилил ее, не усовестившись, что это народная святыня, и сдал в пункт приема цветных металлов. С тех пор минули годы. Вандал до сих пор не найден и не наказан, памятник не восстановлен.
...Невольно мне вспомнился роман Чингиза Айтматова «Буранный полустанок». На том полустанке происходят события поистине планетарного масштаба. В своем романе Айтматов создал удивительный по художественной силе образ человека, лишенного памяти, а значит, своего истинного облика. Негодяй с нарицательным именем «манкурт» пронзает стрелой сердце матери. Да, притча о манкурте, увы, актуальна: ведь случай с памятником в Яропольце, увы, не единичный.
Организованная областным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, фотовыставка «Наследие Подмосковья» ставит серьезные вопросы перед обществом. Пусть, глядя на эти снимки, каждый поневоле задумается: «Что же происходит с нами, с нашей совестью? Неужели мы стали манкуртами?»


2003


***
Головкин Н.А. Птица-память: стихи и эссе к 70-летию Великой Победы, Великороссъ, 2015


Рецензии