Цвет и тень

Обвинение в формализме в 30-e годы и отлучение от выставочной деятельности, гибель большей части коллекции во время бомбежки блокадного Ленинграда, ранняя смерть в 1942-м... Стоит ли удивляться, что о художнике, пусть и ярком, забыли на долгие годы?
В здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу развернута
небольшая экспозиция из 50 живописных и графических работ «Возвращенное имя. Павел Голубятников — ученик К.С. Петрова-Водкина» из собрания Нижнетагильского государственного музея изобразительных искусств.
Уже дважды за последние полгода музей из Свердловской области поражает искушенных москвичей своими коллекциями в залах Третьяковки. Он участвовал в широко известном проекте «Золотая карта России», показав в Инженерном корпусе галереи в Лаврушинском переулке произведения мастеров русской живописи ХIХ—ХХ веков. Теперь внимание знатоков искусства привлек собственный проект нижнетагильцев.
Каким же образом картины ленинградского художника, который никогда не бывал в этих местах, оказались на Урале? Сюда уехала в эвакуацию, а затем осталась жить семья Павла Константиновича Голубятникова (1891—1942) после его гибели в блокадном Ленинграде. Она вывезла уцелевшие картины художника, вырезав их из рам и свернув в рулон. Многие годы близкие не притрагивались к нему — слишком тяжелы были воспоминания. Лишь в 1976 году коллекцию осмотрели сотрудники Нижнетагильского музея во главе с тогдашним директором Элеонорой Дистергефт. Работы были в плачевном состоянии. Потребовалось много лет, пока они были «возвращены к жизни» реставраторами Москвы, Петербурга, Нижнего Тагила. По инициативе жены художника Ольги Петровны Голубятниковой и его дочери Веры Павловны Дерябиной произведения Павла Голубятникова стали передаваться в музей. Сюда же поступил и архив художника — дневники, фотографии, стихи, переписка. И началась кропотливая работа по изучению творчества Павла Голубятникова; много открытий сделали заместитель директора по науке Елена Ильина и главный хранитель Лариса Смирных. Эта работа завершилась изданием альбома-каталога «Возвращенное имя. Павел Голубятников», удостоенного в 1999 году Диплома Российской Академии художеств.
Павел Голубятников был известным художником, талантливым педагогом, исследователем, занимающимся теорией цвета. В истории русского авангарда его искусство занимает не столь видное место, как работы Татлина, Малевича, Петрова-Водкина. Но без знания творчества художников «второго ряда», таких как Голубятников, невозможно воссоздать полную картину художественной ситуации эпохи.
Творчество Голубятникова неразрывно связано с именем его учителя и друга Кузьмы Петрова-Водкина. Решение стать художником пришло к Голубятникову в 1912 году, когда он увидел на выставке «Мир искусства» картину Петрова-Водкина «Купание красного коня». В 1918 году, когда Петров-Водкин избирается профессором ВХУТЕМАСа, Голубятников, узнав о наборе студентов в его мастерскую, отправляется к нему. Почти сразу он становится не только учеником, но и другом Петрова-Водкина. Символизм его работ, ориентация школы на традиции древнерусского искусства, монументальность образов оказали влияние на формирование Голубятникова как самобытного художника. Он создает ряд работ — «Голубь», «Портрет жены художника», погибший во время войны... В них постепенно складывался его живописный язык, аналитическая выверенность композиции, логика цвета, «планетарное» понимание пространства. В известной картине «Гроза» (1925—1926) отчетливо просматривается постоянно присутствующая в творчестве художника тема духовных борений, тема выбора в жизни и искусстве. Дочь Голубятникова Вера Павловна писала: «Некоторые говорили, что «Гроза» выступает символом общественного мнения тех лет».
Голубятников активно участвовал в художественных выставках не только в СССР — в Петрограде, Москве, Киеве, Одессе, Харькове, но и за рубежом — в Нью-Йорке, Венеции. Однако в начале 30-х годов меняется идеологическая обстановка в отечественном искусстве. «Живопись моя не воспринимается отсталыми в искусстве массами», — с горечью пишет Голубятников в своем дневнике. Еще при жизни художника ждало забвение, растянувшееся на десятилетия после его смерти. В предвоенные годы он «уходит» в педагогическую и научную деятельность. А картины стал писать исключительно «для себя». В 1938 году была создана одна из лучших его работ — «Быки. Жаркое лето». В последние годы жизни Голубятников обращается к религиозной теме, работая над образами архангелов Рафаила и Салафиила, которые даже снились ему во сне.
...После Третьяковской галереи произведения Павла Голубятникова сначала будут показаны в его родном Петербурге — Русском музее, а затем в Германии.
Выразив восхищение по поводу многолетней успешной работы коллег из Нижнего Тагила, заведующая выставочного отдела Третьяковской галереи Нина Дивова предположила, что вернисажи помогут и поиску неизвестных картин, которые могут храниться в частных коллекциях.
Телевизионные группы из Екатеринбурга и Петербурга снимали в Москве фильм о Павле Голубятникове. И не только его выставку, но и произведения Петрова-Водкина, которыми открывается экспозиция «Искусство XX и XXI веков». Спустя годы в стенах Третьяковки встретились учитель и ученик. Справедливая дань памяти замечательным художникам, искренне и горячо преданным искусству.
2001

***
Головкин Н.А. Птица-память: стихи и эссе к 70-летию Великой Победы, Великороссъ, 2015


Рецензии