Сущность часть 1 глава 1

АНАТОЛИЙ ПОЛОВИНКИН
СУЩНОСТЬ
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РОМАН

ЧАСТЬ I
ТАЙНИК ДУШИ
Откуда мне знать, действительно ли я не хочу того, чего я не хочу.
Андрей Тарковский, «Сталкер». 

ГЛАВА 1
1
   Сильным взмахом весел человек в лодке отчалил от берега, и направил свою посудину в открытое море. Холодные морские брызги оседали на его лице и одежде и, несмотря на то, что он был опытный и выходил в море далеко не в первый раз, вызывали непроизвольное содрогание. Лодочник улыбнулся. Он любил море, любил рыбную ловлю, которой он промышлял все последние годы. Впрочем, рыбной ловлей он занимался еще с раннего детства, когда его еще ребенком брал с собой его отец, выходя в море.
   Налегая на весла, рыбак отдалялся от берега все дальше и дальше. Его звали Константин Яковлев. Село «Прибрежное», в котором он жил, располагалось недалеко от Владивостока, почти на самом берегу холодного Японского моря. С работой в его селе в последнее время стало трудно. С тех пор, как рухнул советский союз, прошло три года, и дела в его родном захолустье пришли в упадок. Никому из руководства и в голову не приходило, что сельское хозяйство необходимо поднимать и развивать, поэтому все жители села были предоставлены сами себе. А ведь совсем недавно Константин работал шофером на грузовой машине, и мог вполне сносно содержать свою семью. Он и помыслить не мог, что пройдет совсем немного времени, и он окажется невостребованным. Но так случилось, и с этих пор Константин был вынужден заниматься рыбным промыслом для того, чтобы прокормить свою семью. Пойманную рыбу Константин сам отвозил в город и сдавал на рынок. Рыбу оценивали дешево, но, учитывая большое ее количество, денег все же хватало на то, чтобы жить не то чтобы в достатке, но, во всяком случае, быть сытыми и одетыми.
   Константину Яковлеву было сорок четыре года, и он слыл самым добродушным человеком на всем селе. Никто ни разу не слышал, чтобы он когда-нибудь накричал на жену или поскандалил с соседом. Несмотря на все жизненные невзгоды и неурядицы, он никогда не унывал и не терял веселого расположения духа, чем всегда удивлял окружающих.
   Он был среднего роста, около одного метра семидесяти пяти сантиметров, и обладал русыми волосами и голубыми глазами, которые всегда смотрели открыто и прямо. Его лицо было привлекательным для женщин и, одновременно, выглядело мужественным и решительным, что свидетельствовало о волевом характере.
   Стоял октябрь месяц. Несмотря на то, что на небе почти не было облаков и ярко светило солнце, тепла было мало. Климат этого края был холодным и суровым, а, находясь в море, вода которого не прогревалась как следует даже летом, Константин чувствовал, как все его тело пронизывает дрожь, несмотря на то, что он был одет в теплую куртку и такие же теплые штаны, и обут в рыбацкие сапоги. Пройдет еще немного времени, и станет по-настоящему холодно, и тогда будет тяжело выходить в море. Тяжело и опасно.
   Константин любил море. Продолжая грести, он погрузился в далекие воспоминания детства. Тогда, будучи еще ребенком, он ловил рыбу вместе с отцом. Отец учил его, как правильно забрасывать сеть, и как потом ее вытягивать. В те времена почти все местные жители увлекались рыболовством. Да и как можно не увлекаться, если живешь на берегу моря, почти у самого океана?
   Константин обернулся назад. Он уже отдалился от берега больше чем на сто метров, и береговая линия красиво вырисовывалась вдали. Деревья еще не успели пожелтеть, и их зелень, наряду с зеленью холмов, радовали глаза и приносили в душу какое-то умиротворение, отодвигая все земные невзгоды на второй план. Ностальгические воспоминания вновь заполнили его разум. Теперь его отец уже не выходит в море; возраст не тот, да и здоровье не то. Надорвалось здоровье тяжелой физической работой. Может надорваться оно и у Константина. Простуду, ревматизм и радикулит было легко заработать в холодном море.
  Его отец, почти сорок лет назад, будучи тогда еще совсем молодым, позволил своему сыну впервые в жизни забросить рыболовную сеть в море. Этот день Константин помнил так, словно это было вчера. В тот миг он ощутил себя самым счастливым мальчишкой в мире. Отец показывал ему, как нужно правильно держать сеть, как ее забрасывать. Тогда маленький Костя почувствовал себя настоящим рыбаком, несмотря на то, что с первого раза сеть забросить не удалось. Она зацепилась за уключину. Зато со второго раза Костя все же сумел это сделать. Отец стоял рядом и наблюдал за сыном. На его губах была добродушная улыбка. Он потрепал Костю по голове, и похвалил за успехи. «Из тебя получится настоящий рыбак»; - говорил отец. И действительно, любовь к рыболовству осталась у Константина на всю жизнь. Немного погодя они, вместе с отцом, вытаскивали из моря сеть, в которой трепыхалась и била хвостом рыба. Ее было не слишком много, да и крупных в этот раз не попалось, но это была первая рыба, которую Константин поймал собственными руками. О, как он ликовал в тот момент, когда отец высыпал рыбу на дно лодки. День тогда был летний и достаточно теплый. Несмотря на юный возраст, Константин уже знал названия всех промысловых рыб, и мог их различить по внешнему виду.
   Да, с тех пор прошло почти сорок лет. Теперь у Константина была своя семья; жена и взрослый сын. Его родители были еще живы, хотя и болели. Они жили здесь же на селе, через несколько домов от жилья Константина. Его сын Кирилл не пошел по стопам своего отца. Он не был любителем рыбной ловли. Константину было немного жаль этого, втайне он надеялся, что наследственная любовь перейдет и к его сыну. Но этого не случилось. В те редкие разы, когда он брал Кирилла с собой, дабы тот оказал помощь отцу, Кирилл чувствовал себя так, словно его вели на каторгу. Два года назад Кирилл закончил школу. Отец хотел попробовать пристроить сына в какой-нибудь институт, но у Кирилла была низкая успеваемость в школе, и учеба в институте могла оказаться весьма затруднительной для него. К тому же все высшие учебные заведения находились в городе, а покидать родные места Кирилл не хотел. Он родился и вырос в селе, и хотел оставаться в нем и дальше. Константин понимал, насколько жизнь в селе бесперспективна для молодых людей. К тому же, как и в большинстве деревень и сел, население здесь было склонно к пьянству. Это было еще одной из причин, по которым Константин хотел услать своего сына в город. Молодое поколение не имело здесь никакой занятости, и по большему счету, слонялось без дела, находя единственное удовольствие в водке.
   Сам же Константин пил мало. Все свое время он посвящал тому, что старался облегчить жизнь своим домочадцам. Что касается своего промысла, то он был и источником их благосостояния и, одновременно, предметом наслаждения для Константина. Уходя в море, он чувствовал, что у него на душе наступает покой и умиротворение. Море успокаивало его нервы и отвлекало от повседневных проблем. Оставаясь наедине с морем, Константин чувствовал, что он как бы сливается с природой, растворяется в ней, становясь с природой единым целым. И это давало ему прилив душевной и телесной силы.
2
   Еще издалека Константин заприметил впереди и чуть левее какой-то серый налет, покрывающий достаточно большой кусок моря, но не придал этому значения. Со стороны налета распространялся какой-то резкий и неприятный запах.
  Константин перестал грести. Он был уже достаточно далеко от берега, и пора было начинать рыбную ловлю. В море стоял почти полный штиль, и по воде пробегала лишь небольшая рябь, недостаточная даже для того, чтобы заставить качаться лодку.
   Он приготовил сеть. Широко размахнувшись, забросил ее в море. Теперь оставалось только ждать, когда в невод попадет как можно больше рыбы. Но как определить, сколько рыбы уже попало в сеть? Пора ее вытаскивать или же нет? Узнать это можно было, только вытянув сеть на поверхность. А до тех пор ему оставалось только терпеливо ждать. За свою жизнь Константину множество раз доводилось вытягивать пустые сети. Если раньше он ловил рыбу для удовлетворения души, то теперь пустые сети означали бы, что его семья останется голодной. 
   Взгляд Константина вновь упал на серую пленку на воде. Теперь она была уже ближе к лодке, и продолжала приближаться. Резкий запах становился сильнее. Он напоминал запах тухлых яиц.
   Привстав в лодке, Константин попытался рассмотреть этот налет как можно лучше. Что же это такое может быть? Кто-то разлил нефть? На своем веку он повидал немало случаев, когда нефть, разлитая с танкеров, расплывалась по морю. Это было жуткое зрелище. На долгое время вода в море становилась непригодной даже для того, чтобы в ней могли передвигаться лодки. А сколько после этого дохло рыбы! Константин не мог без содрогания смотреть на бессмысленную гибель такой прорвы. 
   Он присмотрелся к серому налету. Нет, он совсем не похож на нефтяную пленку. На что это было похоже, Константин не мог определить. Он никогда не видел ничего подобного ни на воде, ни на суше. Жаль будет, если среди рыбы опять начнется мор. Долгое время после этого нельзя будет заниматься рыболовством, а чем он будет кормить все это время свою семью? 
   Константин отвел взгляд от серого налета, и посмотрел в воду прямо перед собой, где в глубине скрывался его невод. Несмотря на то, что вода была весьма прозрачной, невозможно было увидеть, что творится в ее глубинах, в частности, много ли попалось рыбы в сеть.
   Никто не знал точно, какова глубина в этом месте, хотя рыбаки поговаривали, что здесь очень глубоко, едва ли не бездна. Но Константин хорошо знал цену таким разговорам, знал, насколько сильно люди любят приврать. Тем не менее, промысел был чреват большими опасностями. Здесь водились морские хищники. Его отцу однажды в сети попалась небольшая акула. В результате этого отец лишился сети, да и сам едва не стал жертвой этой акулы. Ей вполне было по силам перевернуть лодку, и пустить ее ко дну. С тех пор отец всегда брал с собой в море остро-оточенный топор на длинной рукоятке. Но больше ему не доводилось сталкиваться с акулой, да и вообще ни с какими другими подводными чудовищами. 
   Константин смотрел на зеленоватую воду, из которой торчали края сети, и чувствовал, что вода как бы манит его к себе. В глубине души он чувствовал, что в нем таится желание погрузиться под воду самому, чтобы увидеть собственными глазами подводный мир, с его красотами и тайнами. Если бы у него был акваланг, то, возможно, он бы прямо сейчас воспользовался им, если бы, конечно, сумел, но его удерживал какой-то подсознательный страх. И, наверное, это было и к лучшему. Все-таки подводная стихия – не его мир. Рыбаку свое, а подводнику свое.
   Посмотрев в сторону серого налета, Константин ахнул, и невольно приоткрыл рот. Серая пленка была уже совсем рядом с лодкой. Константин перебрался на нос своей посудины и, рискуя упасть за борт, выпрямился во весь рост.
   Серый налет был настолько близко, что ему удалось как следует его рассмотреть. Пленка была равномерной, и имела зловещий маслянистый вид. Площадь, занимаемая ею, составляла никак не менее ста метров. Что это было, Константин так и не мог понять, но, судя по запаху, это было что-то ядовитое.
Он в нерешительности замер, раздумывая над тем, как ему поступить дальше; уплывать отсюда или же продолжать ловить рыбу. Ему-то самому вряд ли может грозить какая опасность, ведь он находится в лодке. Но что станет с рыбой, которая сейчас находится в сети? Если эта отрава захлестнет сеть, то вся рыба может стать ядовитой. Впрочем, если эта пленка плавает только на поверхности, то рыба может и не пострадать. Хотя, кто знает…
   Внезапно приняв решение, Константин принялся вытягивать сеть.


Рецензии
Заинтриговали... Буду потихоньку читать дальше... Тем более, я родился во Владивостоке... С уважением, Андрей.

Раблезианец   22.09.2014 12:25     Заявить о нарушении
Спасибо, буду ждать вас и дальше на своей страничке.

Анатолий Половинкин   22.09.2014 13:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.