Приключения Терезы Тальен 1770-1835

Приключения Терезы Тальен (1770-1835)
Звезда Парижа

Стояли  «золотые дни» в жизни Терезы. Вместе с новым замужеством она вернулась и в политику, став душою термидорианской реакции, за что получила прозвание «Нотр-Дам де Термидор». Галантные поклонники госпожи Тальен короновали ее царицей красоты, изящества, мод. Перед «избушкой», как называла Тереза свой нарядный особнячок в Шайо, до самых пустынных тогда Елисейских полей каждый вечер растягивались кареты, кабриолеты, шарабаны.
На одном из торжественных приемов в своем салоне Тереза появилась  в спартанской тунике, по рисунку Давида. Легкая полупрозрачная ткань, схваченная двумя камеями по плечам, небрежно падала к ногам, обутым в золотые греческие сандалии. Сбоку от бедра до ступни туника разрезана.
– Прямо богиня! – Фатоватые юнцы во взлохмаченных париках, с пышными бантами на шеях, жадно разглядывали тонкую ногу Терезы, появляющуюся в вырезе. – Нет, прекрасная Елена!
Иногда мадам Тальен приезжала на балы, одетая вакханкой: платье было настолько прозрачное, что позволяло различить тело, одна грудь как бы случайно обнажена. Парижанки не поспевали подражать своей «королеве».
 «Золотая молодежь», богатые легкомысленные женщины, жаждущие, как и Тереза, веселья после «тяжелого поста - революции», дельцы, политики, правители стремятся побывать в салоне Тальен. Одни, чтобы порисоваться туалетами, пофлиртовать и потанцевать, другие, чтобы устроить дела, повидать «нужных людей».
 «А ведь опоздай Тальен хотя бы ну сутки, и моя голова лежала бы у палача в корзинке!» – думала женщина, вспоминая свою полную приключений жизнь. Казалось бы, ни что не предвещало, что из молоденькой Терезы выйдет знаменитая женщина времен французской революции. Конечно, девушка была излишне чувственна, за что была неоднократно порота родителями.
– Рукоблудие великий грех! – Говорил папа, поклонник спартанского воспитания, испанский финансист граф де Кабаррюс, воспитывал девушку, по тогдашнему обычаю, розгой.
Впрочем, отец, который впоследствии стал министром Иосифа Бонапарта, дал дочери прекрасное образование. Получив, перед самой революцией, новое назначение, он взял всю семью в Париж.
Разумеется, Тереза тут же окунулась с головой в мир столичных развлечений.
Благодаря красоте и уму, ее ждал успех в обществе, и ее салон сделался одним из самых популярных.
– На тебя никаких розог не хватит! – Ворчал отец, понимая, что еще немного и репутация все семьи безнадежно погибнет. – Отдам тебя замуж!
– Ну и отдавай, – ответила гордая красавица, – чем скорее, тем лучше!
В те времена замужние женщины вели весьма раскованный образ жизни и брачные узы не сковывали их легкомыслия. Принцип Терезы был любить, веселиться, «быть могущественной повелительницей, но не соперницей мужчин».

Любовь и революция

В 1790 г. двадцатилетняя красавица вышла замуж за советника парламента маркиза де Фонтенэ. Тереза любила наряды, танцы - все, что украшало и делало ее красоту неотразимой, а маркиз давал на все это деньги. В счастье молодой семьи вмешалась революция. «Конечно, – хорошо жить в Париже, – думал он, лежа в объятиях прекрасной Терезы, но тут слишком часто убивают, а мои рога слишком тяжелы, чтобы брать их с собой! Кроме того, эти революционеры изобрели адскую машинку под названием гильотина, на которую отправляют без разбора всех, и правых и виноватых!» Рассудив таким образом супруг вовремя эмигрировал, оставив жену дома.
Ветреная супруга ничуть не расстроилась. В это время она была уже горячей поклонницей революционных идей и хотела, принимать личное участие в революционных преобразованиях. Кончилось тем, что она обратилась к конвенту с замечательной петицией о политических правах женщин. Наиболее невинной и безопасной была ее педагогическая деятельность. Доклад Терезы «О воспитании», предлагавший ввести обязательное обучение в школах имел заслуженный успех. Недаром ее отец был спокоен, считая, что дочь не пропадет… даже «при господстве черни».
В те славные времена политических противников отправляли на гильотину, и женщина вдруг почувствовала реальный шанс положить голову под нож.
– Все, уеду в Мадрид, к папе! – решила она. – Любовники подождут!
К сожалению, Терезу задержали в Бордо. Местные патриоты хоть и чуждались бывшей аристократки, но отдавали дань ее величественной красоте. В дни революционных праздников именно гражданка Кабаррюс изображала аллегорическую Свободу.
– Хороша, плутовка! – Комиссар Конвента Тальен не отрывал глаз от бывшей маркизы, медленно шествовавшей в белой тунике, с распущенной черной косой, впереди праздничной революционной толпы с факелом в руке.
Тальен, по приказу конвента отправлял на плаху всех «подозрительных». Жанна, однако, избежала такой участи благодаря тому, что Тальен увлекся ею с первой же встречи. «Лучше спасть с палачом, чем отправляться на гильотину!» –  решила она и для спасения жизни оказалась в постели Тальена.
Она не забыла науки страсти нежной и вскоре сумела захватить в семье лидерство, а за одно и умерила страсть нового мужа к кровопролитию. Вместо прежней жестокости Тальен стал отличаться умеренностью, за что навлек на себя недовольство со стороны Робеспьера. Конвент вызвал Тальена обратно в Париж, а Терезу препроводили в одиночную камеру в тюрьме Ла-Форс. Тюремный режим был очень строг, никакие уловки, попытки подкупа и притворства заключенной не действовали на тюремную администрацию.
На этот раз угроза казни была более чем реальной, в тюрьме Ла-Форс заключенные не засиживались. Седьмого термидора Тальен получил письмо от Терезы, правда, ей пришлось заплатить своим телом тюремщику за то, что он возьмет на себя роль почтальона.
«Только что от меня ушел полицейский комиссар. Он пришел известить меня, что завтра я должна буду предстать перед революционным трибуналом, то есть пойти на эшафот. Это мало походит на тот сон, который мне приснился сегодня ночью: Робеспьер будто бы перестал существовать, и двери тюрьмы открылись. Но благодаря исключительной трусости французов во Франции скоро не будет человека, способного осуществить мой сон».
Желание спасти любимую женщину побудило Тальена сыграть видную роль в перевороте 9 термидора.
– Ну, моя дорогая, – ради нашего счастья я отправил палачам Робеспьера и многих его друзей. – Кажется, это достаточно большая цена для того, чтобы стать моей законной женой.
– Я согласна, – Тереза не стала спорить.
Не любя мужа, Тальен терпела его только до тех пор, пока он был в силе. Когда во время директории его значение стало сильно падать, а с переворотом 18 брюмера свелось к нулю.
– Живи один, как знаешь, тряпка!  – мадам Тальен ушла, забирав с собой маленькую дочку по имени Термидор.

Конец золотых дней

...Осенью 1795 года. Тереза посетила салон   гадалки. Им пришлось переодеться в платья своих горничных, чтобы попасть сюда незамеченными, любовница главнокомандующего Национальной гвардией Поля Барраса. Вторая — Жозефина Богарне, супруга революционного генерала, недавно овдовевшая, но не потерявшая вкуса к жизни.
Первой в кабинет к прорицательнице осмелилась войти Тальен. "Присядьте, ваша светлость! — проговорила гадалка. - "Не думайте, что я не разглядела за платьем горничной ее хозяйки!" Тереза улыбнулась: "Не стоит величать меня столь громко. Я не княгиня и даже не графиня". — "Вы станете и той, и другой!" — ответила предсказательница, раскидывая карты, но свет вас забудет!
Жизнь ее мчалась прежним темпом в увеселениях, флиртах, и новых украшений. Она жила в подаренном ей доме под покровительством Барраса, сподвижника бывшего мужа. В 1803 году она добилась официального развода.
– Эти мадам меня разорит! – Баррас был не склонен содержать чрезмерно расточительную любовницу. – Отдам ее Уврару, пусть мучается!
Баррас поступил с Терезой как с надоевшей игрушкой. Банкир Урвар был одним из спекулянтов и скупщиков, наживших капитал на голоде революционных лет.
Каждый год на протяжении пяти лет Тереза рожала Уврару детей, а сожитель отсылал их в деревню к надежной кормилице. Жозефина Богарне  - будущая супруга Наполеона была частой гостьей в доме Терезы. Подруги проводили долгие часы, рассматривая себя в зеркала, вскрикивая при виде новой морщинки, доверяя, друг другу свои любовные тайны.
Лишь в 1805 году сбылось предсказание гадалки.  Тереза оставила содержателя и вышла замуж за графа Карамана, впоследствии получившего от Наполеона титул принца де Шиме. К свадьбе Наполеон прислал Терезе поздравление, а Жозефина, недавно коронованная императрицей, даже удостоила ее посещением, но в Лувр ее не пригласили ни разу.
Общественная жизнь красавицы была закончена.

А. Новиков


Рецензии
Девка Кабаррюс... Пакостный персонаж истории... что-то вроде "элитной" проститутки-эскортницы наших дней, сопровождающей крупных чиновников и билет бы ей в один конец до площади Революции без лишних эмоций(
Может дело в том, что по убеждениям я якобинец-робеспьерист, если дело касается Французской революции...
Но это моё личное мнение...
С уважением,

Ольга Виноградова 3   01.04.2024 21:33     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание к моему творчеству! Персонаж реально пакостный! Еще бы чуть чуть и нож гильотины решил бы все проблемы... Но история сослагательного наклонения не имеет.

Алекс Новиков 2   02.04.2024 20:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.