Кратко-украдкой о диалогах

Попробую сунуть и сюда свои пять копеек.
Итак, диалоги.

Не могу дать определённую формулу-эталон: процентному соотношению диалогов, и текста в целом, - это зависит и от композиции, и от количества действующих лиц, и от ситуации в которой "плавает" ГГ, и от... Но главное! - диалог должен заключать в себе информативную нагрузку и помочь читателю глубже понять и ознакомиться с главными героями или фигурантами в эпизодах (если в этом есть необходимость).
Важно чтобы читатель не запутался от кого исходит та или иная фраза, не гадал.. Если есть хоть малейшее сомнение: "кто сказал кому", подчеркнуть действием, характерным жестом, именем персонажа, итд.
Диалоги обязаны быть искренними и правдивыми – как в жизни. Они должны наращивать, или наоборот, снижать эмоциональный накал, так, чтобы у читателя не возникло желание: ознакомиться с ними "по диагонали".
Избегать ситуаций, когда имярек задаёт вопрос: " А что он сказал о…" или "Ты бы лучше поступил как…", а фигурант "Б" выдаёт ему в ответ арию из "Ромео и Юлия", сроком на три-четыре абзаца. Т.е. диалог йок, пожалуйте – монолог.
Избегайте после той и ли иной фразы добавлять: сказал Он, ответила Она или, объяснило Оно. Это лишние слова. Если есть необходимость (динамика позволяет) подчеркните мимикой героя, его внешним видом, или действием (повалился на диван, сбил невидимую пылинку с лацкана пиджака, заржал как лошадь…)
Я иногда слушаю телевизор сидя за компьютером, и словесная часть фильма-постановки-драмы-… (это часто встречается в новых телевизионных спектаклях) – заставляет меня смеяться. Натянуто, неинтересно, вымучено, неправдоподобно…
Если вам требуется уяснить ситуацию: как обстоит дело с Вашим текстом, попросите кого-нибудь из родных-товарищей прочесть вам вслух. Разумеется, этот кто-то должен хоть немного обладать дикцией и ознакомиться с текстом заранее. И я не сомневаюсь, что вы уловите-уясните: хорошо это написано, как задумано, или "макароны на уши".

Это в основном, моё мнение о диалогах.


============================================
http://fantasy-bookfb.ru/forum/
Форум начинающих (и не только) писателей и сценаристов.


Рецензии
Вместо эпиграфа:
- Ты, ты, ты, ты...
- Можно и я?
- Можно. Расстрелять.

Понял. Буду писать теперь только монологами.
Никто не придерётся.
Из советов больше всего понравился этот:

"Избегайте после той и ли иной фразы добавлять: сказал Он, ответила Она или, объяснило Оно. Это лишние слова. Если есть необходимость (динамика позволяет) подчеркните мимикой героя, его внешним видом, или действием (повалился на диван, сбил невидимую пылинку с лацкана пиджака, заржал как лошадь…)"

Согласен. Тоже не люблю даже просто текст, перегруженный пояснениями
лишними подробностями типа - "Кто на ком стоял, в чем, зачем, как и в какое время - именно по Гринвичу". Когда это к сюжету вообще не имеет отношения.
Простая рекомендация заключается в одном проверочном слове - "Зачем".
Язык изложения, форма изложения, сюжет - должны захватывать внимание, а не наоборот.
Это точно.
Доброго дня, Шая!

Кандидыч   22.09.2024 11:09     Заявить о нарушении
Спасибо Кандидыч.

Обращаю на построение диалогов в произведениях, те что мне по душе. Там иногда и вовсе нет пояснений: кто сказал – кому? а после той или иной фразы нет ни действия, ни штрихов-зарисовок по "абитуриенту". Голая информация с динамикой. Но самое главное, - диалог читабельный! и лишними вопросами читатель не задаётся. Видимо профессионализм автора не по моей шкале.

Всего...!

Шая Вайсбух   22.09.2024 12:41   Заявить о нарушении
Шая, увидел среди прочитавших - знакомые имена и фамилии.
Валсамаки. Я тоже, получается, уже из тех кто "Давно здесь сидим".
Помню Виталия. Хотя особо не общались.
Что-то грустно стало. Иных уж нет, а те - далече...

На диалоги, если честно - никогда не обращал внимание, как критерий оценки - стоит читать или нет.
Но рукописи пьес - всегда напрягали именно диалогами. Там же подсказки для режиссера и актеров, пояснения. И все это тоже часть изложения для чтения, как в нагрузку.
Но киносценарии нравилось читать, в печатном издании - как-то довелось.
Особенно интересно было перечитывать про уже известные фильмы.
Вот там диалогов - пруд пруди. Но "ничо", увлекательно было. Сравнивать мысленно экранное воплощение и исходник.

А первая оценка для меня прои обычно происходит при чтении первых двух абзацев.
Это как "слепые прослушивания" в Голосе. По вступлению можно на 80 процентов угадать - что потом будет. Хотя середина может и удивить больше. Бывает и так.
Нудное начало, а потом "взрыв" эмоций.

Кандидыч   22.09.2024 13:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.