Заядлый рыбак

Заядлый рыбак
Я приметил его недели две назад. Этот мужичок продавал на базаре рыбу. Мелкий такой мужичонка, субтильный, про таких говорят «От горшка два вершка», и «Мужичок с ноготок». А вот рыба у него была что надо! Знатная была рыбина! Первый раз, когда я только наткнулся на него в рыбном ряду, он продавал окуней. Огромных полосатых, с выпученными глазищами. Прелесть, что за окуни! Таких крупных больше ни у кого в ряду не было, и торговля у мужичонки шла очень бойко. Я покупать не стал, постоял, полюбовался, завидуя, что ни разу не ловил ничего подобного, и пошёл своей дорогой.
 Второй раз были щуки. Я даже рот открыл, когда их увидел. Огромные блестящие тела, не помещавшиеся в здоровенной корзине, приоткрытые пасти полны игольно-острых зубов, а глаза, даже остекленевшие такие злобные, что мне стало как-то не по себе. И где он поймал таких монстров? Я снова почувствовал зависть. На этот раз более сильную, чем когда увидел мужичонку с окунями, хотя к зависти примешивалась изрядная доля уважения – надо же, такой плюгавенький, а с какими монстрами справился!
Третий раз мужичонка выставил на продажу четыре больших ведра и эмалированный таз. Я заглянул туда и чуть не застонал от зависти. И таз и вёдра были полны раков! Да каких! Серо-зелёные гиганты сердито шевелили усами и угрожающе щёлкали клешнями: мол, только сунься! Я, заядлый рыбак, рыбачу с двенадцати лет. Раков я в общем-то считаю мелочью, не достойной внимания и времени, но эти раки сделали бы честь любому рыболову! И где только он берёт свой улов? Я знал все окрестные озёра, пруды и даже болота.  Изучил единственную реку вдоль и поперёк, каждый приток, каждую излучину. Неужто возит издалека? Но откуда? Узнать бы!
Я не собирался выслеживать мужичонка, в сообществе рыболовов, пусть и по неписанным правилам, за такое дело можно и по шее схлопотать. Некрасиво это.
Да, я не собирался.
До тех пор, пока не увидел в корыте у мужичонки сомов. Сомы! А их сроду не водилось ни в нашей мелкой Тухлянке, ни в соседней широкой Мароке, ни даже в дальней Серебристой Лире! Нигде!
Я долго стоял возле корыта, унимая нервную дрожь. Какие красавцы! Да за таких можно медали в рыболовных кружках получать! Таких и на королевский стол не стыдно! И подумать только кто их поймал? Вот этот невзрачный человечек! Как только вытянул!?
Всю ночь я терзался завистью и сомнениями, а на другой день решил: прослежу! Узнаю откуда берёт мужичонка своих чудо-рыб, а там будь что будет! В конце концов, я заядлый рыболов, а что может быть милее сердцу рыболова, нежели узнать хорошее рыбное место!
Придя на базар вечером, я дождался пока мужичонка расторгуется (золотистые, плоские, будто тарелки, караси невиданных размеров!), и когда он собрал пустые корзины, пошёл за ним. Я таился, прятался за каждым углом, но мужичонка не спешил и не озирался, и я легко проследил за ним до самого его дома. он жил совсем рядом с базаром! Мужичонка вошёл в подъезд, а я осмотрелся и нашёл для себя подходящую лавочку. Да, я готов был провести возле его дома всю ночь, а рано утром пойти следом к заветному месту. Но просидев на лавочке около десяти минут, я увидел вышедшего из подъезда мужичонку. За спиной его висел объёмистый рюкзак, на ногах были сапоги-болотники, и вообще был он полностью экипирован для рыбалки. На ночную ловлю собрался, не иначе! Я подождал, пока мужичонка скроется за углом, и вскочил с лавочки. В ночь, так в ночь! Тем легче мне будет проследить, и разведать, где находится рыбное место. Разузнаю, а завтра, когда мужичок с уловом уйдёт на базар, я сам попытаю удачи на его месте!
Так я и шёл за ним: на вокзал, где мы сели на электричку, сошли на маленькой станции, где делалась остановка по заявке, и по узкой заросшей тропинке углубились в густой кустарник. Мужичонка шёл быстро и легко, я старался не ломать ветки, и не слишком догонять его. Но потом начал отставать, и волей неволей ускорился. Мужичок, похоже, торопился сесть на бережку с удочкой – он всё ускорял и ускорял шаг, и вскоре мы уже почти бежали, он впереди, я за ним. Бегом, бегом, вот он резко свернул в сторону, потом метнулся в другую, перепрыгнул мелкую лужицу, снова вильнул между раздвоенного ствола. Он, что, сам не знает куда идти? – подумал я с раздражением, выскакивая за мужичком на полянку, и тут он резко остановился и обернулся.
-Да что вам надо? – накинулся он вдруг на меня. – Вы же проверяли меня в этом месяце! Я все справки вам показал! И разрешение на переход мне продлили! В чём дело? Ваши люди уже убедились, что я не выносил ничего из прошлого!
-А…- я так растерялся под его напором, что открывал рот и ничего не мог произнести.
-Вы не из Проверяющих? – насторожился мужичонка.
-Я нет…я про рыбу…спросить, - выдавил я, и покраснел.
-Завидовали? – вдруг рассмеялся он.
Я со стыдом кивнул.
-Я заядлый рыболов, - признался я. – Хотел место разведать. Извините уж…
-Ладно, - он вдруг смягчился. – Место не укажу, поскольку нельзя. Но рассказать могу. Хотите?
-Да, - выдавил я. и уселся вслед за ним на траву.
-Рыбачу я с малолетства, - начал мужичок. – И отец мой был рыбак, и дед тоже. Я и родился-то на реке, мать на берегу рыбу чистила, так я там на свет и появился. Едва своими ногами пошёл, так всю реку и облазил. Не было местечка, чтобы я не знал: где какая глубина, где рыба, где раки, а где вовсе пусто. Сначала на палу с леской рыбачил, потом простую удочку приобрёл, после и всякие разные были. Да что там говорить, -махнул рукой мужичонка. – Не было для меня секретов ни в реках, ни в рыбе, ни в рыболовной снасти. И вот, понимаешь, любил я новые места разведывать, всё мне хотелось найти такое, чтоб рыба была – на удивление! А где такое при нашей-то экологии возьмёшь? Даже на Урале, говорят, и то измельчала рыба. Разве специально разводят… И вот как-то раз слез я с электрички на незнакомой станции, счастья попытать, думал, может есть где в этом лесу озеро, аль река какая. Ходил я, ходил, и совсем заблудился, а воды нигде не видел. И тут гляжу: между деревьями воздух дрожит, и так поблёскивает. Побрёл я, значится, туда, и прямо в это марево и сунулся. Прошёл меж деревьев, ничего – лес, как лес, только трава гуще стала, а воздуха словно больше, даже задохся с непривычки. Ну, побрёл дальше, и что ты думаешь – через несколько шагов набрёл на огромное озеро! Каких я тогда там карасей наловил! Всем карасям караси! Облюбовал место, и давай там рыбачить. А после, подальше прошёл и реку увидел. Глубокая, извилистая, чистая! Мечта, а не река! А уж рыбы-то, рыбы! Да, - мужичок замолк, задумался.
-И что? – не вытерпел я.
-Значит, рыбачил я так с месяцок, - продолжил мужичонка. – Всем доволен, места то на реке выбираю, то на озере, да ещё пруд небольшой нашёл в другой стороне, тоже понимаешь, не обделён живностью. И как-то раз прихожу на бережок, а там меня уже ждут. Стоят трое в синей форме,  сперва думал – милиция, а нет, временной контроль, говорят, вот, значит, кто, границы нарушает! Здравствуйте, гражданин нарушитель. Растерялся я. Какой контроль? Какие границы? Нигде вроде границу не переходил. Оказалось: бывают такие места, где время переплетается, прошлое, то есть, с настоящим. Такое вот марево – как раз это место. А я нечаянно прошёл. Вот. А у них, понимаешь, разные нарушения во временных показателях начались. Вот они меня и подкараулили. Так я им что сказал: хоть режьте, говорю, но уж рыба здесь больно хорошая. Мне ж кроме рыбы ничего не надо! Хоть бейте, хоть что делайте, только от рыбного места не гоните. Посоветовались они. И разрешили и дальше рыбачить, только места ограничили: от реки, значит, вверх-вниз по пять километров не больше, да проверки каждый месяц проводят. Чтоб я кроме рыбы ничего из прошлого не уносил. А мне кроме рыбы ничего и не надо! Я рыбу ловить шибко люблю! Так и езжу рыбачить, а место никому не показываю, потому как мало ли, что за человек попадётся, в прошлом-то что-либо прибрать! А мне только рыба и нужна, - закончил мужичонка, и поднялся.
Он пошёл своей дорогой, а я пошёл своей, отчаянно завидуя, и мечтая, что когда-нибудь и я стану таким же заядлым рыболовом, и увижу между деревьев дрожащее марево временного прохода.


Рецензии