Еще раз о детском вопросе

Интереснейший материал я прочитал в № 2 «УГ» под заголовком «Детский вопрос». В нём речь идёт о новых организациях юного поколения России. О том, как не повторить ошибок прежнего режима. А это – непросто. Дело в том, что питомцы наши, пионерского и комсомольского возраста, со своей страстью к групповой игре, беззащитны и легко поддаются манипуляциям. А страсть к игре не отменишь – это природа. И они готовы идти под вождя. Пора об этом серьёзно поговорить.

Многие дети и подростки любят ходить строем, петь хором, кричать «Слава!», «Да здравствует!», «Ура!» в один голос. Это – окультуренное стадное чувство. Обожают оружие, даже макеты его, военные игры. И это всё уходит своими корнями в природу и историю: не умеешь нападать и защищаться – не выживешь. Они  с удовольствием записываются в организации, чтобы шагать, играть, рисковать, побеждать. Ещё им по душе яркие символы (знаки на груди, галстуки на шее), выкидывание руки вперёд и вверх – со сжатым кулаком или открытой ладонью. Да что дети! И взрослые здесь от них мало отличаются! Есть на эту тему хороший фильм Михаила Рома, который называется «Обыкновенный фашизм».

Хочешь взять власть – бери школу, – интересная мысль Н.К. Крупской. 22 миллиона ходило у нас в пионерах. Наверно, не меньше было и комсомольцев. Мы были гигантами и любили всё гигантское. Если бы к этому у власти был ещё и гигантский политический ум! Но политический (и не только) ум был физически уничтожен. Началась манипуляция неокрепшим сознанием подрастающего поколения.

Я как классный руководитель любил работать с пионерским отрядом.  Имя отряду мы присваивали героическое, например, Лизы Чайкиной, Зои Космодемьянской. И девиз подбирали героический, например:  «Бой идёт не ради славы – ради жизни на земле!» Из «Василия Тёркина». Любил, как и дети, работу отряда подвижную – турпоходы, игру «Зарница», спортивные состязания, поездки в Москву. И не переносил, как и дети, стояний и сидений. Пионеров часто ставили столбом и заставляли произносить заученные клятвы, тексты, заверения в преданности партии, призывы, типа: «Свободу Луису Корвалану!», «Руки прочь от Анжелы Дэвис!». Часто после уроков, а то и вместо уроков, их  сажали в актовом зале, чтобы в течение часа или двух выслушать пропагандистскую речь некой важной персоны, приглашённой в школу. Скучища! А надо! Я пытался избежать скучных форм, но не всегда это удавалось. Общение с комсомольцами для меня тоже было радостью. Общение в игре или откровенный разговор в классе. Они начинают понимать жизнь и самостоятельно судить о ней. Но и тут часто свирепствовала принудиловка. Общешкольное собрание. Назначенные ораторы. Проверенные речи. И убежать нельзя – у двери поставлены дежурные. Мы учили наших питомцев добру, патриотизму и многим полезным вещам. Но не это было главным. Главным было то, чтобы внедрить в их сознание классовую идеологию. И мы  внедрили.  Многим не удастся избавиться от неё до конца дней. И умрут, несчастные, с дискомфортом в душе, не испытав счастья от ощущения свободы.

Попробуем ещё раз создать политизированные союзы из молодёжи и детей в масштабе страны? А на какой идее? Дело в том, что всякая политическая идея конкретна. Классовую идею (диктатура пролетариата, социализм) мы попробовали. Национальную идею испытало на своём народе известное европейское государство. Патриотизм – недалёк от национализма (не лучше ли поручить воспитание патриотизма хорошо образованным и беспартийным учителям?). Религиозный фундаментализм  нам продемонстрировали Усама бен Ладен и наши тоталитарные секты. Идея справедливости – очень субъективная вещь. Есть сферы жизни и деятельности, куда юным гражданам вход запрещён. В армию их не берут, в опасный цех – тоже не пускают. Конечно, из подростков и детей можно слепить всё – они податливы. И «октябрят», и «медвежат», и «волчат». А зачем? Чтобы растащить их по партиям и подготовить ещё одну гражданскую войну? Политических идей много, а нравственная идея одна. Общечеловеческая. Но из неё единой политизированной организации не получится, а получится ещё одна церковь. А зачем нам ещё одна церковь? К тому же для воспитания нравственности у нас есть школа и семья. Не будем отнимать у них хлеб.

Создавать политические объединения из подростков при партиях – тоже опасно.  По способу мышления они – максималисты. Им подай сразу всё и немедленно. Они легко верят революционным фразам, демагогии. И готовы ринуться на любую глупость. Лет десять тому назад к нам в город приехал один политический краснобай. Собрал молодёжь. Проклял всех врагов России, роздал деньги и предложил создать ячейку молодёжной организации  своего имени. Многие клюнули, среди них были и мои бывшие ученики. С тех пор я не раз находил в почтовом ящике партийную газету с портретом вождя, с плакатами, призывами и пр. Завтра может приехать другой политик и создать другую тоталитарную организацию из подростков. И начнутся потасовки. Политика – это огонь, а с огнём надо обращаться осторожно. А у нас взрослые учиняют драки в Думе. 

Что же мы предложим юному поколению? Укреплять своё здоровье и учиться, учиться, учиться. Есть масса кружков, где они могут проявить себя. Наука, искусство, спорт – достойные сферы приложения своих способностей. Предложим играть, но не в политические игры. В жизни много места за пределами политики. Пусть семья, школа и общество помогут им определиться, организоваться. Возьмут над ними шефство, основным содержанием которого будет – отцовская и материнская забота. И у государства на этот счёт должна быть чётко разработанная программа. А сильно полититизированные из старших (с 14 лет) могут, в качестве исключения, вступить в ту или иную партию и работать, набираться знаний и опыта. Что же касается «изгоев», «отверженных», то они с удовольствием пойдут на баррикады. Корягин Сергей Осипович. 27 января 2006 года


Рецензии