За что давать премии?

Прочитал в 44 номере «УГ» дискуссию липецких учителей о распределении денег, которых ещё нет. Вспоминаю, как при Советах раздавали учителям медали, ордена, грамоты,  звания, премии, деньги (я получал по десятке пару раз). И хочу поставить вопрос несколько шире: откуда пришла традиция власти щедро и скупо раздавать подданным всевозможные «благодарности»?

Русские цари создали детально разработанную систему градации гражданских  чиновников и военных кадров, а также систему «благодарностей» за хорошую службу. Для чего? Чтобы управлять огромным государством, раскинувшимся на тысячи километров с запада на восток. Чтобы держать в повиновении политическую элиту и народ. Пусть все смотрят вверх и ждут, и надеются. Инстинкт выживания заставил всё это сделать. В природе царит иерархия, и общество, если оно хочет иметь под собой прочное основание, должно быть построено иерархически (Н.А. Бердяев).

И вот – Октябрь 1917 года. Большевики под корень разрушили старую административную лестницу и создали свою  – систему секретарей, осуществлявших политическое руководство, – систему  председателей всевозможных советов, которые выполняли функции завхозов. В районах, областях, в Центре секретари были третьи, вторые, первые. Председатели советов имели одного или двух заместителей – услужливых и работоспособных. Смотреть вверх и служить! Награды за службу сыпались, как из рога изобилия. Вспомним незабвенного Леонида Ильича.

Но большевикам этого было мало: они разрушили старый способ производства и построили свой, позволяющий раздавать гражданам материальные блага «с ладони». «Есть захочешь – придёшь», – нашли они, как им казалось, сильный ход. Граждане шли и служили, и им стояние с протянутой рукой даже нравилось. Но «великим преобразователям»  и этого показалось мало: разбив всех трудящихся по профессиям, они в каждой профессии ввели морально-политические градации. Например: Ударник коммунистического труда, Герой социалистического труда. Хороший ассенизатор, Лучший ассенизатор, Заслуженный ассенизатор, Народный ассенизатор. И так везде – на производстве, в науке, медицине, в культуре. И в педагогике. Для чего они это сделали? Чтобы трудящиеся видели, что не только материальные, но и все моральные блага идут сверху. Чтобы завладеть душой всех и каждого. Твоё персональное достоинство – ноль, настоящее достоинство тебе даст партия. Служи и не философствуй. Шаг вправо, шаг влево – … И грамоты разной окраски, ордена и медали чаще всего раздавались по принципу угождения власти. Работая в школе, сначала директором сельской семилетней школы (семь лет), а потом учителем немецкого языка в средней школе города Гагарина (до 1990 года), я всю эту процедуру видел своими глазами.

Школа демократической России уже не является клеточкой тоталитарной системы. Не является по форме, по Конституции, по новым законам. Однако над учительством стоят пока люди из той эпохи, у которых «всё под контролем», «всё схвачено». И стотысячную премию они постараются разделить прежним способом. Стоят те же люди, потому что их некем заменить. Потому что Демократическая перестройка в стране осуществляется эволюционным способом: она никого не изгоняет, не преследует, не увольняет. А другие придут через одно поколение, через два поколения. Придут и, назначив учителю из бюджета достойную заработную плату,  все «приманки» отменят. Хвалить и благодарить учителей будут только дети и их родители, а начальству останется  стоять поодаль и радоваться вместе со всеми.

Согласимся,  что премии учителям надо всё же давать. За что их давать, какие применить критерии оценки работы? Работу дворника легко проверить, потому что чистота во дворе есть чистота во дворе. Проверить работу токаря не представляет большого труда: посчитаем детали и исследуем их качество с помощью микрометра. Шахтёр уголь выдает на-гора – сразу видно сколько. И на войне хорошо видно, кто герой, а кто трус, кто организует бой со знанием дела, а кто просто гонит солдат на смерть. А кому из учителей мы дадим Лауреата? Конечный результат работы учителя – коварная штука. Мы, советские учителя, многим выпускникам выдали медали, благодарности. Изо всех сил формировали «нового человека». А многие ли из них, кем мы гордились, пройдя школу комсомола и партии, в период перестройки оправдали наши надежды? Сейчас о коррупции только и говорят. А чьи из наших питомцев ушли к «браткам», чтобы терроризировать общество? «Плохих» учителей? Не будем торопиться с ответом. «За что давать Лауреата?» – повторяю я вопрос. За хорошо отрепетированный открытый урок? За серию таких уроков? Но за это надо давать какое-то другое звание, например, Артиста. За отсутствие двоек, за идеальную тишину на уроке, за то, что все поступили в институт? Несерьёзно это. О здоровье детей почему-то никто не говорит. А если у титулованного товарища к выпуску половина детей хронически больна разными болезнями, вследствие многолетних учебных перегрузок, то как к этому отнестись? Любой родитель скажет: образование – важно, а здоровье моего ребёнка – важнее. Не лучше ли вместо премий и наград просто повысить учителю зарплату?

В реплике Светланы Свертковой читаю: «Нельзя забывать о воспитательной работе, но она должна учитываться среди дополнительных критериев, а не основных». Мое возражение? Для института такая формулировка годится: там преподаватель, читая лекцию, часто через очки не видит своих студентов, а бездушный учитель-артист в классе… Скольким ребятам мы дали знания, которые им никогда в жизни не пригодились! Силы отняли, здоровье отняли, медаль за отличную работу получили, а нашпигованный математическими знаниями ученик подал заявление для поступления в институт Культуры. Образованный подлец страшнее подлеца необразованного, можно прочитать у Сухомлинского. И он прав. И потому воспитание должно идти рядом с образованием или «на корпус» впереди.

Искусство «преподнесения» знания – Великое искусство, с этим не поспоришь. В.Ф. Шаталов это доказал. Однако дефицит воспитания легко может перечеркнуть любые достижения талантливого учителя. Корягин Сергей Осипович.  18 ноября 2005 года


 


Рецензии