Он стал моральной опорой режиму
Не исключено, что он просто боялся за свою жизнь и жизнь своих близких. Как боялись десятки, сотни тысяч других работников творческой сферы, критически относящихся к власти. Жить-то всем хочется! (Впрочем, иные и сегодня ещё дрожат от страха: а вдруг мертвецы вернуться?) Если в одном лице уживаются гений и злодейство, то гений и осторожность в одном лице уживаются тем более. Среди интеллигенции было много т.н. «подписантов» (их списки печатали в газетах), осуждающих тех, кто открыто бунтовал. Теперь им стыдно, но из песни слова не выкинешь. Я, рядовой учитель, тоже всё понимал, но не встал, чтобы сказать: «Протестую!» Боялся. Растоптали бы! Осудили б, как уголовника, или отправили в психушку!
Упомянем и о письмах Шолохова Сталину, «в которых он рассказывал о репрессиях на Дону и просил принять меры, чтобы остановить их. А скольких людей он спас!». Что верно, то верно. Другие и этого не сделали. Однако есть одно возражение: Шолохов, в отличие от «других», стал моральной опорой режиму, который «съел» миллионы и миллионы граждан. Своей «Поднятой целиной» он как бы сказал большевикам, уничтожившим крестьянство: «Правильной дорогой идёте, товарищи!»
Легко писать романы под прикрытием власти. Засунул совесть в карман – пиши и публикуй. И в этих условиях Шолохов создал произведение высокого класса. Великая честь ему! А как жили и писали литераторы, которые не здоровались за ручку с властью? Они, кроме таланта, должны были обладать ещё и мужеством. Об их художественных способностях не смею судить. О Солженицыне скажу, что он морально уничтожил коммунизм, раздувавший щёки по поводу своих политических преимуществ и «высоких» общественных качеств. Только за это автору «Архипелага» надо было дать сразу две Нобелевские премии. Жаль, что ничего не получил Михаил Булгаков за наброски гениального произведения – «Собачье сердце». Мы бы ещё раньше познакомились с Шариковым, выразившим суть «всесильного и верного» учения тремя словами – «отнять и поделить».
Меня смущает суета некоторых литераторов по поводу слухов об использования Шолоховым чужих планов, идей, текстов. Чтобы опровергнуть эти слухи, они пишут книги по 600 страниц, ищут рукописи, заметки. Находят и всем показывают, трясут перед носом. Находят и прототипов «Тихого Дона». Они называют писателя «убеждённым коммунистом», сравнивают его с Гомером, Шекспиром. У неискушённых невольно возникает подозрение: тут, действительно, не все чисто. Корягин Сергей Осипович 5 февраля 2006 года
Свидетельство о публикации №210010301068
Когда я лет пятнадцать тому назад прочитал "Тихий Дон" (каюсь, впевые), то задался вопросом - как такое произведение могли пропустить в свет при Сталине? Нет ответа...
В.Л.
Виктор Ламм 06.01.2010 10:32 Заявить о нарушении
Сергей Корягин 07.01.2010 14:41 Заявить о нарушении