Давайте для взрослых заведем дневники!

Люди живут сегодняшним днём. Почему?.. Потому что завтра … завтра – будет день и будет пища. Они работают, пьют, едят, пляшут и поют: «Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь». Такова психология человека. Но завтра неизбежно приходит. Политики – «вожди» наши – тоже люди, и им недосуг заглядывать в глубину десятилетий и столетий, хотя, конечно, они больше озабочены судьбой грядущих поколений, чем мы, простые смертные. Ольга Вакуленко в шестом номере «УГ» поместила провидческую статью – «Депрессия – болезнь будущего». Ещё один удар колокола по поводу «нашего вступления в эпоху самоликвидации». Трудно возразить Ольге Вакуленко. Возразить ей можно лишь таким образом: когда нас не будет, то и болезней никаких не будет. 

Современная мировая  жизнь – это гонка. За выживание, за материальное благополучие, за безопасность. И за престиж. Скорость бега увеличивается. Есть великая нужда в искусственных стимуляторах. О здоровье участников состязания некогда подумать –  нужны колёса, крылья, средства информации, интеллект. Совершеннейшее оружие.  Образование. Начальное, среднее, высшее. Школа, институт, академия. Почёт, звания, ордена, гранты, премии. Машина набирает ход. В гонку втянуты ранее дремавшие государства Азии и Африки.
Есть два взгляда на вещи. Первый: никто не может изменить естественный ход событий – всё предопределено, всё назначено судьбой. Второй: естественным ходом событий можно управлять. Мне ближе второй взгляд, но с поправкой: природой можно управлять, не насилуя её, но угадывая то, чего она «хочет». Можно найти разумную пропорцию укрепления здоровья человека и «укрепления» его разума.

В эпоху дикости и варварства дети были, по существу, рабами. Женщины рожали часто – природа способствовала сохранению популяции, но участь всех слабых была незавидной. Цивилизация освободила крестьян, освободила женщин, а дети остались в прежнем состоянии. Их ныне ласкают, красиво одевают, сытно кормят, но на волю не отпускают. Называют их «привилегированным классом», «нашей надеждой», но дышать свободно не дают: устраивают для них бесконечные конкурсы, экзамены, организуют в отряды.

Школы мы превратили в академии, чтобы вырастить академиков, которые в будущем изобретут нам новую атомную бомбу или новый пулемёт. Давно бьют в набат и врачи, и родители, а общество, а политики – их сигналы плохо слышат. Туговата на ухо и педагогическая общественность. Я ничего не выдумал, об этом же и статья Ольги Вакуленко в «Учительской  газете». Здоровье человеческого рода слабеет. Особенно белой расы, особенно народов т.н. передовых государств. Образованные, но физически слабые женщины не хотят рожать. Для России этот процесс грозит великой бедой: скоро некем будет заселить огромные пространства.

Дети не хотят учиться? Многие действительно не хотят, – и их за это наказывают двойкой. А невежественные взрослые тоже не хватаются за книгу, но их никто не наказывает. Иные даже высокие посты занимают, иные даже учат других! Дневники есть только у детей. Но давайте их заведём и для каждого работающего взрослого, включая министров и президента! Охотники ставить отметки всегда найдутся… Согласен, элемент дисциплины в познании обязателен. Но как далеко нам здесь следует идти? Нельзя ли репрессии заменить на более разумный способ? Есть у нас отличные образцы. Амонашвили, Шаталов – наши современники. Нужен инструмент, которым может пользоваться каждый. Без него работающие за зарплату, за премии, за гранты  учителя, будут ещё тысячу лет давить на ученика, запугивать его, наказывать его.

Дети не могут учиться? Многие действительно не могут. По здоровью, по способностям, по обстоятельствам. И  этих наказывают двойкой, и на этих навешивают ярлыки: «неуспевающий», «отстающий», «слабый», «двоечник».. Ярлыки вызывает протест, порой – бунт, а бунтующих уважают даже отличники. Здесь мы упираемся не просто в метод, а в неспособность учителя выполнять педагогическую миссию, понять ученика, достучаться до его души, – в его психологическую и педагогическую неподготовленность. Часто говорят о трудной работе учителя. Как раз в этом трудность и состоит! С помощью премий, поощрений можно добиться от учителя повышения успеваемости: он усилит давление на ученика.  Непослушную собаку можно ударить палкой. А почему не «ударить» двойкой непослушного Балмесова? Часто здоровье детей разрушают не только перегрузки, но и тот факт, что учиться неинтересно. Если это продолжается достаточно долго, то физическое здоровье и психика его катастрофически подрываются.

Ребёнка окрыляет радость победы, радость преодоления препятствий. И угнетает неудача. А если в жизни одни неудачи? В течение четверти, года, в течение десяти лет? Вот тут и приходит состояние, когда и жить не хочется, и делать ничего не хочется. «А может, стоит отомстить тем, кто тебя не понял? Побить стекла в кабинете директора и в учительской?» Я работал в обычной средней школе, которая «ковала» строителей коммунизма. Классы мне давали, как правило, нелегкие. Десять- пятнадцать процентов моих питомцев были из т.н. трудных семей. Надо было довести до выпуска, чтобы никто не ожесточился. По пятьдесят двоек и единиц по предмету имели некоторые из них за четверть. Прошли годы. Сегодня, к сожалению, есть потери. Иные пьют, иные в лагере. Или ушли в мир иной.

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!» Было такое ощущение на заре великой Эпохи. Не мог предвидеть великий поэт, что вместе с «открытиями» придёт проблема, как нам физически выжить в условиях безумной гонки. Просвещение – великая ценность жизни, с этим никто не спорит. Однако здоровье юного поколения нам дороже. Поэтому всякий шаг в изобретении способов внедрения знаний школа должна соизмерять с физическим и психическим состоянием ученика. Обществу нужны хорошие работники, образованные; хорошие защитники, закалённые. Но главное – доровые телом и духом. Корягин Сергей Осипович. 18 марта 2006 года


Рецензии
Ваши размышления очень интересны, но далеко не всем я могу согласиться. Не школа отнимает здоровье, а тот факт, что дети вместо нормальной еды питаются всякими чипсами и прочим фаст-фудом, вместо занятий спортом и творчеством играют часами на компьютере и мобильном телефоне, вместо того, чтобы вовремя лечь спать, опять же сидят за компьютером. Отсюда и неуспеваемость в школе, хилость и болезненность. А уроки не делают, потому, что учёба, как и любая работа, требует приложения волевых усилий, а гораздо проще и приятней находится в расслабленном (и умственно и физически) состоянии. А где же родители? Почему они не контролируют своих детей?
Но, слава Богу, есть ещё ребята, в чьих глазах есть огонёк интереса к знаниям и творчеству.
У меня на "детскую" тему написано несколько вещей, в том числе и про "двойки" ("Хорошие ученики стране не нужны").
С уважением,
Ирина

Ирина Шевкуненко   27.01.2010 21:43     Заявить о нарушении
Уважаемая Ирина Шевкуненко! Спасибо за отклик. Замечательно, что Вы пишете на эту тему. Да, семья - это сегодня тяжелейший камень для педагогики и для всего общества. У меня тут помещена статья "Последнее предупреждение". Будет время - почитайте. Сегодня на общество накатилась огромная лавина проблем, и продвинуться в их решении могут только умные политики, общественные деятели и педагоги. Похоже, на грабли надо хот раз наступить, чтобы их потом обходить. Удачи Вам, здоровья, успехов.

Сергей Корягин   31.01.2010 12:21   Заявить о нарушении