Паника на корабле

Страницы из новой книги Ш. Амонашвили «Истина Школы», напечатанные в «Учительской газете», повергли меня в уныние: один из капитанов нашей педагогики публично заклеймил перемены в современной российской  школе. Была, дескать, у нас школа с недостатками – «авторитаризм», «гнёт идеологии», – а ныне мы получили ... Это надо внимательно прочитать. Однако перейдём к сути.

А суть в том, что в России произошла революция. Великая, для судеб человечества не менее значимая, чем в 1789 году – Французская. Свершилась революция, которую поняли и оценили не все современники, даже выдающиеся. Россия освободилась от власти Чингисхана, который истреблял собственный народ и другие народы на протяжении почти всего XX столетия. «Отольются волку слёзы!» – поётся в известной песне. И слёзы миллионов лучших граждан России, растерзанных «хищником», а также выживших, отлились в то, что «волк издох». Педагог Амонашвили ничего не знает о политических преступлениях советской власти, о духовной задавленности учительства в советских школах, о рабском положении учеников в школах-инкубаторах? Думаю, что осведомлён обо всём  детально (всё-таки учёный человек!), но «своим» всё прощает. Ныне стрелка экономического развития страны повернулась на 180 градусов, кардинально изменилось отношение к свободе. За трудными переменами в общественной жизни, в политике, идут у нас перемены в школе, тоже трудные. Это мой взгляд на события, взгляд рядового учителя, ныне пенсионера преклонного возраста.

Все граждане хотят сладко пить-есть, иметь хорошую квартиру, хорошее образование. Но для этого надо много работать! В поисках трудового стимула коммунисты, воспитавшие миллионы бездельников, сами пришли к выводу (можно сказать, китайские товарищи им подсказали), что надо вернуться к частной собственности, ибо частная собственность на орудия и средства производства – это самый мощный стимул экономического прогресса. Нашлись силы, которые выбили из их рук и политический жезл. Новая власть отменила старые законы, и беззаконие не заставило себя долго ждать. Вот тут и подняли шум силы средневековья, мастера риторики, искусно манипулирующие ключевыми словами русского языка – «правда», «справедливость», «равенство», «любовь», «истина»! Однако река рано или поздно входит в берега, общественные отношения после революции стабилизируются. Нравственные ценности никто не отменял. И не отменит. Педагогический опыт никто не отменял. И не отменит. Разруха «на улице» уйдёт в прошлое, а разруха в головах ещё долго будет мучить тех, кто сосал молочко из груди мамы, которую звали КПСС. У людей слабая память, они уже забыли, как большевики кромсали судьбы людские, как отбирали собственность, грабили, убивали, а все нынешние эксцессы – перед глазами.

Амонашвили – типичный советский интеллигент, который, как муха в паутине, завяз в марксистско-ленинской теории. Авторитаризм и идеология (точнее – назойливая пропаганда)  создавали ему некоторые помехи. Но не более. А в основном, он жил при однопартийной системе, при единомыслии, припеваючи. Людские горе и беда его мало волновали. Успех, почёт, слава сопутствовали ему. Он не возражал бы против «косметического» ремонта советской системы, но сработала гегелевская «хитрость разума»: произошла настоящая революция. Амонашвили – антиамериканист. В духе обанкротившейся партии и её вождя товарища Сталина. Читаю в 16-м номере «УГ»: «Вот действительная картина США: 55 миллионов наркоманов; около 30% населения являются гомосексуалистами; 37 миллионов американцев нуждаются в серьёзной психиатрической помощи; половина взрослого населения не в состоянии написать даже письма» и  т.д.

Я согласен, в Штатах немало того, другого, третьего и четвёртого. Но почему? Потому что туда едут, летят, ползут все социально обездоленные из других стран. Далеко не лучший народ! По полмиллиона иммигрантов, по большей части – нелегальных, ежегодно всасывает в себя Америка. И как она всех их «переваривает» и даже процветает, – для многих является загадкой! Мы, советские учителя, воспитывали любовь к своей Родине на ненависти к Америке – исчадью ада, цитадели империализма. Чем всё закончилось? «Цитадель империализма» крепко стоит, а «цитадель нравуственности» – рухнула. Известный педагог ничего не понял из того, что ныне происходит в мире.

Амонашвили – антиглобалист, и он верит в мировой заговор. Позвольте привести «шедевры». «Глобализация – сверху насаждаемый «новый мировой порядок». Насаждает его тьма – так называемое теневое «Мировое правительство». Глобализация направлена на унификацию жизни на земле, на резкое сокращение населения любыми способами,  на превращение большинства людей в обслуживающий персонал для «элитного» сословия». Вот так. И это пишет наставник юности, который по положению обязан знать, кто вводил унификацию, насаждал угодничество и единомыслие, откуда пришла демографическая проблема! Далее он приводит цитату из одного официального документа, который должен разоблачить «заговорщиков»: «Чтобы прийти к созданию единого Мирового правительства, необходимо освободить людей от их индивидуальности, от привязанности к семье, национального патриотизма и религии, которую они исповедуют». – Что это за «документ»? Автор многих книг о школе стесняется его назвать. Похоже, это – «Протоколы сионских мудрецов», настольная книга германских нацистов и наших бритоголовых, сочинённая некими «патриотами» для оправдания беспощадной борьбы против «недочеловеков». Поражение психики патриотизмом – опасная вещь!

Глобализация. Но как её отменить? Это же неизбежный феномен исторического развития. Как отменить зиму, если она наступила, лето? Как снова вернуться в XX век? Мировое правительство. Вредительское. Это – уже на уровне гадалки. Где ум и здравый смысл образованного и немолодого человека? Как трудно вырваться из сети советской идеологии! Пропагандисты капали нам на мозги в течение семи десятков лет. Начиная даже не со школы, а с детского сада. Чудовищную по негативному влиянию работу они проделали с блеском и имели колоссальный успех. Мне очень жаль, что уважаемый всем учительством человек в вопросах идеологии и политики оказался сущим ребёнком.

Истина  Школы – в чём она? Конечно, – в учителях. Не в стенах, даже не в программах и учебниках. В материальном плане учителям сегодня живётся нелегко, и нынешняя власть это понимает. К тому же учитель сегодня – не «шкраб», он может без страха бороться за свои права. Есть проблема, она осознана обществом, её не прячут. И она будет решена. Россия располагает достаточным количеством педагогических институтов, богатой педагогической литературой. Великой культурой. Мировой опыт в нашем распоряжении. Истина Школы – в здоровье детей. Надо сберечь и укрепить их здоровье. Тут есть проблема, тут есть непонимание. Девочка – будущая мать, больная девушка рожать не станет. Мальчик – будущий отец, от больного юноши родятся больные дети. К тому же мальчик – будущий воин. Какой из больного и физически недоразвитого юноши выйдет воин? «Друзья Школы! Бейте в тревожные колокола! Родная школа в опасности!» – сеет ужас в умах учительства Амонашвили. Тянет человека в «лагерь», из которого нас только что выпустили, тянет в «рай», обгороженный тремя радами колючей проволоки, в «бункер», откуда нас никто не видит и мы никого не видим. Туда, где мы пели, шагали, славили – и отупели. Где мы заставляли детей сидеть по десять часов в сутки за столом (уроки, репетиторство, выполнение домашних заданий, продлёнка) и не заметили, как загубили их здоровье. Истина Школы – в методе. Надо уйти от советской каторги и предложить детям эффективную лестницу познания. Познание – великий труд, и он должен приносить не только огорчение неудачи, но и радость успеха. Каждому – радость успеха. Я до сих пор не пойму, почему были отвергнуты дидактические приёмы, предложенные Шаталовым. Он не понравился вождям, но теперь-то вождей нет! Хвалят тесты – попробуем тесты. Без пробы, без эксперимента – нет педагогики. Истина Школы – в родителях наших учеников. Конечно, с родителями – собственниками земли и предприятий, гражданами зажиточными и даже с т.н. олигархами – труднее разговаривать, чем с советскими пешками, многие из которых были «на мушке» у спецорганов и на примете в горкоме-парткоме. Труднее, но надо этому учиться. С частной собственностью придётся жить в дружбе и уметь использовать её. Не теряя достоинства.

Духовность. Нравственность. Гуманизм. Всё это в современной российской школе остаётся. Вожди себя дискредитировали, Нравственный Кодекс строителя коммунизма пришёл в негодность. Их заменили Вера и Честь. Вера – для тех, кто принял в сердце Христа, Честь – для тех, кто взял в качестве жизненного ориентира светские ценности. Настоящих героев на Руси много, а будет ещё больше. Время и события промоют песок истории, и мы соберём золотые крупицы. Не сейте, господа, панику на корабле! Я читаю «Учительскую газету», наблюдаю жизнь и вижу – школа выходит из кризиса. И ей не страшны пугальщики.
Корягин С. О. 20 мая 2006 года


Рецензии