Человековедение

Давно в моём сознании угнездилась мысль о том, что в школьной программе не хватает предмета, который можно было бы назвать – «Человековедение». (Предмета – отчасти и для родителей.) И вот в «УГ» я прочитал, что в городе Иваново, в лицее № 6, он введён в расписание. Директор – Сухарева Вера Григорьевна.

Чем бы я наполнил его содержание? Здоровье человека (физическое, психическое и нравственное) надо изучать обязательно. Норму и отклонение. Причины отклонения. Какова здесь роль природы, семейного и школьного воспитания? Замучили нас маньяки, фанатики, уголовники – в каких «питомниках» они вызревают? Тонкостей психологии ученик может не понять, надо брать доступный уровень, учитывать возраст.
Чувства. Чувства можно научиться сдерживать. Как это людям удаётся – образованный учитель осведомлён. Можно это показывать на примерах известных людей и литературных героев. Характер. Характер управляем, как машина, как компьютер. Неуправляемый человек – это, прежде всего, необученный человек. Разум – царь поведения. Здесь не следует углубляться в дебри науки. Науки в школьной программе предостаточно, а человека как такового – нет.

Разум. Какие преимущества даёт человеку в жизни развитой разум и как трудно ему живётся со слабым умишком – дети это усвоят. И это придаст им смысл и силы в учении. Все великие и малые открытия в мире, благодаря которым мы сегодня живём не в пещерах и не освещаем своё жилище лучиной, сделаны людьми с развитым умом. Поймут дети и тот факт, что умный и хорошо воспитанный человек не выпячивает своих преимуществ и, тем более, не злоупотребляет ими. Знания, а также умение ими оперировать, – разные вещи. Нетрудно понять, в чём здесь разность. Многознающий человек – ещё не умный человек. Искусство мышления – это логика. Не только формальная, но и диалектическая логика детям может быть доступна, если найдётся хороший учитель. Как устроен человек физически, как он чувствует, как устроен аппарат его мышления – всё это очень интересно. А что есть мудрость? Было у царя немало умных генералов, но только мудрость Кутузова помогла русской армии одолеть Наполеона – тоже умного генерала.

Но главное – вот в чём: как жить в коллективе, чтобы все были … если не счастливы, то не несчастны? Семья, учебный коллектив, рабочий коллектив, государство. Иные хорошо управляют машиной, электровозом, самолётом, ракетой, а в коллективной жизни чувствуют себя беспомощными,  являются деспотами или «тряпками». Трижды герой, четырежды богатый человек не может быть счастливым, если у него в семье не сложились нормальные отношения. Жить в семейном коллективе надо учиться. Сейчас почти каждая вторая семья распадается. Почему? Потому что молодых людей никто нигде не учил  (и родителей никто не учит), как укрощать свой  эгоизм. Детей учат ходить, правильно говорить и писать, учат читать и петь. А как жить в семье – это менее важно? Личный пример отца, матери, брата, друга – какую роль он играет в воспитании?  Конечно, в семейной жизни есть моменты деликатные, которые в беседах с детьми следует тонко обходить, а есть обычные, о которых можно говорить. Многодетные семьи – их опыт нельзя не изучать.

Человек – дитя природы, но также – семьи и других социальных институтов. Детей можно в общих чертах познакомить с первобытным коллективом родичей, но более подробно ответить им на вопрос, почему человечество пришло к моногамной семье. И чем в этом вопросе отличается христианская цивилизация от мусульманской.

Класс. Мальчики и девочки, способные ученики и менее способные, буйные и спокойные, здоровые и больные. Всем тонкостям отношений детей надо обучать. Здесь возможны варианты, возможны споры. Пусть участники обсуждения темы говорят и покажут себя в своих рассуждениях. Кто-то кого-то не любит, не уважает, презирает. Это – чувства, а чувства – в нашей власти. Группа детей жестоко избила своего товарища. Группа подростков до смерти забила бомжа. Когда в душе человека поселяется жестокость и можно ли её нейтрализовать, если она дана с рождением? Разные ситуации следует проанализировать. Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе. Поступай так, чтобы твой поступок мог стать образцом поведения для всех. Кант. Поймут дети и Канта. Категорический императив объединяет людей в один коллектив, в котором нет врагов, а есть устремлённость каждого – учиться и работать. Поймут дети и главную христианскую  заповедь: люби ближнего своего, как самого себя. 

Деспотизм и либерализм – две крайности в отношениях членов коллектива и тех, кто стоит во главе его. Семья: деспотизм родителей – нередкое явление, распущенность детей – тоже. Как достичь гармонии?   Когда отец (или мать)  держит всех детей в страхе и других методов воспитание не знает – в общественную жизнь придут новые деспоты. Или граждане абсолютно пассивные. Когда родители живут сами по себе, а дети – сами по себе, в колыбели воспитания может случиться «война всех против всех». В старших классах можно начать изучение этого вопроса, а на родительских собраниях продолжить. Счастливой жизни в семье надо учиться, учиться и учиться. Классный коллектив. Об учителях-отличниках у нас много пишут. Честь им и хвала! Но учитель-деспот – тоже нередкое явление. Он заставляет детей вылизывать языком пол, доводит до самоубийства. Во времена оные власть эти факты скрывала, потому что это была фальшивая власть. Ныне – всё открыто, даже слишком.

Государство. Общественная жизнь. Здесь мы встретим образцы геройства и рецидивы из эпохи дикости и варварства. Образцы геройства наши люди показали в Великой войне с фашизмом. С другой стороны, вы видели по телевидению, как депутат Жириновский таскал за волосы женщину, тоже депутата? Я видел. После этого за него голосовали от десяти до двадцати процентов граждан России. О чём это говорит? О нравственной безответственности и юридической безграмотности значительной части нашего народа. Уровень коррупции у нас высок, количество уголовных преступлений не уменьшается. Это только подтверждает мою мысль. Многие готовы подчиниться примитивному вождю и одеть зековскую одежду – склонность к рабству в нашей крови. Государство. Вот уж где деспоты у нас погуляли! Особенно с октября 1917 года по август 1991-й года.

Формы государственного деспотизма можно и нужно изучать. И родителей по этой теме информировать. Вот – человек, незаконным путём пришедший к власти. Чтобы он мог управлять, угодники сначала объявляют его вождём, а потом – гениальным вождём. Кормчим. А народ? Народ принимает выдумку за реальность. Сочиняет о нём песни и книги, пляшет и поёт в день его рождения, демонстрирует верность ему и кричит «Ура!», «Ура!», «Ура!». Почему? Интересно исследовать. Интересно исследовать, что есть просто деспотическая власть человека над человеком и что есть тоталитарная власть человека над человеком. Что такое тайная полиция? Каким способом она сеет в народе страх и превращает человека в духовного раба? Что такое опричнина, царская охранка, гестапо, НКВД, КГБ? Что такое единомыслие и как к нему общество приходит? Я полагаю, что в каждой школе должен быть уголок, который отражал бы историю деспотической власти в России.

«Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!» Быть достойным гражданином – это непросто. Когда вожди надевают на общество «смирительную рубашку» – надо быть бунтарём, а не «тварью дрожащей». Когда приходит свобода – надо уметь себя ограничивать, чувствовать ответственность перед обществом. Поступай так, чтобы твой поступок мог стать образцом поведения для всех, – повторю ещё раз основной постулат нравственной философии Канта.
Как вклиниться в расписание, чтобы ввести новый предмет? Разумеется, надо что-то отодвинуть. Корягин Сергей Осипович. 29 мая 2006 года


Рецензии