Классный руководитель

Сверхценный материал напечатан в номере 26 «УГ» о работе классного руководителя. Молодой педагог Юлия Скворцова – её автор. Рискну сказать комплимент в её адрес: с такими талантами российского шкраба можно спасти.

О «бумажном блоке». Жив курилка? Он мучил нас и в то время. Хорошим мог считаться только тот классный руководитель, у которого с «бумагами» порядок. Не сдал во время план, не проставил отметки в дневник, недооформил журнал – хорошего слова о себе не услышишь. Когда приходили проверяющие из гороно – и они хватались прежде всего за бумаги. И сидели, и корпели над ними. Я их понимал: в реальном деле – многие из них  были нули. Конечно, журнал надо оформлять, но план по воспитанию на полугодие должен быть очень коротким – на одну страницу ученической тетради. В этом плане нужно указать основные направления воспитания. Вместе с планом желательна подача реферата на тему воспитания – пусть учитель (тем более, – молодой) учится думать, искать умные ходы. За работой же классного руководителя с длинным планом следует тщательно следить – не очковтиратель ли он. Выставление отметок из журнала в ученический дневник я ставлю под вопрос. Пусть сами дети их выставляют. А классный руководитель, проверяя чистоту и аккуратность ведения дневника, заодно бросает  взгляд и на отметки. Опасно прослыть доносчиком, стукачом, шпионом, хотя иные родители от классного наставника этого настойчиво требуют.

Школа принципиально отличается от института тем, что она – полудомашнее заведение, где не просто учат, а ещё и воспитывают. В школе действуют два принципа – внешнее принуждение (дисциплина) и доверие. Первый принцип организует большую массу детей на учёбу. Усаживает по классам, заставляет молчать и слушать, когда надо молчать и слушать, заставляет говорить, когда надо отвечать у доски. Второй принцип даёт ребёнку свободу – свободу уважать учителя или не уважать, доверять ему или не доверять. Любить или не любить. Положительное воздействие педагога на питомца возможно лишь тогда, когда есть уважение, вера, любовь. Пусть он пишет «золотые» планы, пусть будет важным администратором, но если его дети не любят, – своим присутствием он влияет на них негативно. Если король – голый, они и назовут его голым. Иные воспитатели считают: важно, чтобы тебя дети боялись и были безапелляционно послушными. Но страх без уважения воспитывает только рабов. И не приведи Бог, чтобы раб взбунтовался.

Вот учителя, способного работника, который имеет 25 уроков в неделю, «догружают» классным руководством. Возможно, он потянет, если у него есть силы. А если сил нет? – Мы будем иметь то, что по-русски называется халтурой. Семья упустила, школа не исправила – получили «братка». Получили «братков», от которых не можем никак избавиться. А если «догрузить» учителя вялого, равнодушного, неспособного, то негативный эффект удвоится, утроится и т.д. Большинство ребят, которые оканчивают школу, – достойные граждане. Но чья это заслуга? В большей мере – семьи. Хороших ребят учить – одно удовольствие, их и воспитывать не надо. Они сами уже воспитывают. Мысль моя простая – пора создавать институт освобождённых (или мало обременённых уроками) классных руководителей.

И тут нужен тщательный отбор. Краснобаи, нервные, злые достойных граждан нам не воспитают. Человека дайте нам, человека! Хорошо воспитывает тот, кто сам хорошо (достойно) живёт. Толстой прав. Но этого мало. Необходимы любовь к детям, великое терпение, глубокая образованность, культура. Умение и  желание говорить с питомцами, общаться с ними. Общаться доверительно, но без назойливости. Быть рядом в трудную минуту. Необходимо умение и  желание работать с родителями.

Родители. Вот где лежит самый тяжёлый камень! Семья печёт нам «хлеб» – тот, который «есть» можно и тот, который является «отравой». Приходит молоденькая учительница в семью и начинает свою «лекцию»: «Уроков Андрей не учит. Ведёт себя ужасно. Дневник потерял». Начинает с жалоб и кончает жалобами. Она продолжает характеристику, которую давала ему на прошлом родительском собрании, позапрошлом. В шестом классе, в пятом. Родителям это тяжело слушать. Отец приходит в раздражение, вот-вот «взорвётся». «А что-нибудь хорошее в нём есть?» – выдавливает из себя мать. Ведь  плохой ребёнок – это смертный приговор родителям! – «Хорошее?» – учительница в растерянности… Учитель-доносчик, учитель-жалобщик – отвратительный пережиток педагогики XX века. Полагаю, что и сегодня ещё этот «педагогический метод» применяется. А что делать?

Неплохие правила предлагает Юлия Скворцова. Я бы внёс поправку только в пункт пятый: вести беседу нужно при ребёнке, но еще более  – в его отсутствие. Вести беседу с позиции человека, знающего жизнь, владеющего секретами воспитания. Непросто это? Но в этом и сложность педагогической работы! Чтобы выпрямить педагогические искривления в мозгу родителей – а иначе зачем ходить в семью? – надо педагогу быть самому семи пядей во лбу. На первый случай следует запастись их доверием и уважением. Классификация типов семей И.П. Подласого заслуживает внимания.

Школа моего времени не давала детям выбора – всех гнали по одному «коридору». Сегодня есть выбор. Надо приближать школу к ученику, вплоть до создания индивидуальной программы обучения. Пробовать испытывать новые методы. Я понимаю позицию: «Не раскачивайте дерево – повредите корни». Но поймите и учеников! Сколько можно над ними издеваться и плодить из них изгоев!

В моё время в Донецке работал замечательный учитель – Виктор Фёдорович Шаталов. Он много сделал, чтобы помочь детям. Детям, учителям и родителям. Но его Опорные конспекты (ОК) не приняли «дутые» величины в народном образовании.  Сегодня я прочитал в 26 номере «УГ» статью «Узелки на память». Это – метод Шаталова. И об этом автору статьи Вере Чухрай следовало сказать. Корягин Сергей Осипович. 5 июля 2006 года


Рецензии