Бог и школа

За компьютер меня посадили эмоциональные суждения Ш. Амонашвили о Боге и школе. («УГ», № 21). «Скудеет школа от безбожия, сиротеет мысль, блекнет красота, обесценивается нравственность, … знания превращаются в товар». Криминал, наркомания, проституция, потоки помоев с экранов, голод, нищета, воровство, секты, войны – это всё от безбожия. «Торжествует чувство собственности» – от безбожия. На первый взгляд, тут нечего и возразить. Нашёл педагог ахиллесову пяту педагогики! Но сколько раз политики, учёные, педагоги увлекались простым решением проблемы, однако оно, в конечном счёте, оказывалось ложным! И на Бога они уповали, и Бога изгоняли, только события неумолимо шли своим путём.  Мысли радикалов, политических и педагогических, хорошо ложатся на бумагу. Они будоражат сознание, иногда даже реализуются, но ненадолго. Однако по порядку.

О пороках. Если Бога нет, то всё позволено. Оправдалась мысль Достоевского у нас при коммунизме – атеистическая власть безнаказанно чинила произвол. Безнаказанно уничтожила костяк нации – лучших крестьян, мозг нации – творческую интеллигенцию, производительную силу нации – предпринимателей. Оправдывается мысль великого писателя и сегодня – разгулом преступности. А если Бог есть? – Тоже всё позволено. Вспомним инквизицию и что она себе позволяла. Не забудем о массовых самосожжениях сектантов, преданнейших детей Божьих. На детей в Беслане террористы шли тоже от имени Бога. Иеговисты до смерти забили собственного ребёнка, который не хотел исполнять религиозные заповеди. «Всякая власть от Бога», – сказал апостол Павел. А если так, то власть Гитлера, Сталина, Полпота и прочих политических извергов санкционирована свыше. Жестокость теистическая стоит жестокости атеистической. Я согласен, что воспитание религиозного чувства может стать существенным помощником учителя, но лишь в том случае, если к нему прибавить ещё что-то.

А что это – «что-то»? Скажу так: это – культура в широком смысле, которая включает в себя веру в качестве составного элемента. Это – профессионализм, культура труда, мыслей и чувств учителя. Умение жить в коллективе, в государстве. Надо научить ребёнка «жалеть всё живое» (Л. Толстой), «благоговеть перед жизнью» (А. Швейцер). Просто любить ребенка – этого мало – юбовью можно его избаловать до неуправляемости, сделать эгоистом. Изнежить. А изнеженность – отрицательная черта. Воспитать богобоязненного человека – хорошо (хотя и не всегда), но волевого – лучше. Чтобы он не ждал, что всё за него сделает Бог, что всё само собой образуется. Воспитание школьника в религиозном духе может сформировать сектанта, типа Григория Грабового, отца Виссариона и прочих, если оно не сопровождается развитием ума, формированием аналитического отношения к догмам.

 «Блаженны нищие духом», – найдём мы в Евангелие. Но как нищие духом накормят шесть миллиардов ртов на земле, их самих надо кормить, порой с ложечки. «Легче верблюду пролезть в угольное ушко, чем богатому попасть в рай», – популярная библейская истина. Но можно ли нормального гражданина приобщить к труду, если отнять у него трудовой стимул – не позволить ему накапливать богатство? Опять создадим лагеря и колхозы? «Возлюби ближнего своего!» А если любви нет? Обычное явление в жизни. На этот случай надо научить дитя человеческое  уважать достоинство себе подобного. С помощью Бога и без помощи Бога.

В светской жизни мы найдём немало образцов высоконравственного поведения человека и гражданина, образцов, которые можем положить в основу воспитания детей. Интересно на эту тему суждение недавно умершего Александра Зиновьева, философа и писателя, автора знаменитых «Зияющих высот»: «Ты можешь думать, будто Бога нет, но жить ты все равно должен так, как будто некое высшее всевидящее и справедливое существо наблюдает каждый твой поступок и читает каждую твою мысль».

Прародители рода человеческого Адам и Ева отказались жить в Божьем
раю, предпочли работать в поте своего лица и рожать в муках. Они выбрали реальное счастье (не небесное блаженство), реальное горе. Я одобряю их решение. С тех пор их дети совершили много подвигов, а также ошибок. Они создали производства, государства, моногамную семью, великую науку, великое искусство, построили города. Они работают и воюют, учатся и молятся, любят и ненавидят. Смеются и плачут.  Они имеют то, что умеют. Хотят жить лучше – пусть учатся жить лучше. Не просто молятся, а учатся. Много читают, думают, работают, делают выводы. Помнят о Боге, о его советах и предостережениях. Помнят о Прародителях. У человечества впереди ещё немало тысячелетий, прежде чем ресурсы Земли кончатся. 

О чувстве собственности, которое «торжествует» и которое очень не жалует Амонашвили. Но коммунисты уничтожили собственность и, соответственно, чувство собственности, только мы после этого праведниками не стали. Скорее, наоборот, стали ленивыми, равнодушными, завистливыми, лживыми, жестокими. Чувство собственности – это основной компонент чувства свободы, одного из  главных качеств личности, которой присуща способность творить добро или зло. Гражданин без собственности – это раб, античный или советский, за поведение которого отвечает хозяин, казнит или милует по своему усмотрению. В первом случае – частный рабовладелец, во втором случае – государство, партия, вождь. Вспомните, как у нас действительных преступников брали на поруки, как у нас мнимых преступников (инакомыслящих и инаковерующих) перевоспитывали трудом в ГУЛАГе. Элита России, думающая часть народа, почти единодушно пришла к выводу: если мы хотим уйти от нищеты, собственность (разумеется, частную) надо возродить, утвердить. Утвердить в  соответствии с мировым стандартом: собственность гражданина священна и неприкосновенна.

Именитый педагог с этим не согласен. Ситуация непростая. Можно бы сказать, что это его проблемы, однако для педагогики это не подходит: воспитание юного поколения не частная фирма, а сфера общегосударственная. И навязать педагогу идеологию нельзя, ибо она исходит из глубин мировоззрения. Я не знаю, как разрешить противоречие. Корягин Сергей Осипович. 9 июня 2006 года


Рецензии