Неполученное письмо

Высокочтимый директор!

Я учусь в школе волшебников, мое имя, употребляемое в быту, Диль Звон. Свое настоящее имя я не могу сообщить, потому что это может принести Вам несчастье. Я считаюсь плохим учеником, но на самом деле это не так, просто волею судьбы я попал не на то отделение, куда следовало. Я поступал на факультет Добрых Волшебников, но не прошел по конкурсу, и тогда меня уговорили подать заявление на факультет Злодейства. Магистр приемной комиссии, который был очень высокого мнения о моих способностях, убеждал меня в том, что Зло не менее востребовано в этом мире, чем Добро. Как Добро поймет, что оно Добро, и как проявит себя, если рядом не будет Зла? Я был юн, мечтал учиться любимому делу, восхищался своими наставниками и потому послушался совета магистра. По большому счету он оказался прав, но я не учел одного – практических занятий.
Некоторые молодые люди, имеющие самые благородные устремления и желающие стать врачами, вынуждены отказаться от своей мечты, потому что оказываются не в силах пройти испытание анатомическим залом. Когда они видят сосуд с темной жидкостью, в которой плавают расчлененные части человеческого тела, и понимают, что им предстоит брать их в руки, препарировать и изучать, то испытывают тошноту, головокружение, а некоторые даже теряют сознание. Раз за разом, не в силах расстаться с мечтой, заставляют они себя окунаться в жуткую для них атмосферу, но с грустью убеждаются, что их возможности ограничены. И тогда, смиренно склонив голову, они покидают храм своих надежд. Так отрубленная нога мертвеца с обнаженными мышцами, нервами и костями встает на пути человека со слишком богатым воображением, развеивая в прах его мечты.
Нечто подобное случилось и со мной. Одно дело изучать Зло теоретически, прослеживать пути его зарождения, борьбы и многочисленных побед, рассуждать о его противоречивых свойствах, и совсем другое – творить его на практике. Делать мелкие пакости – с этого начинается наше обучение. Обманывать невинных детей, учить их всяким гадостям, отнимать у тружеников то немногое, что заработано их потом и кровью. На старших курсах масштабы возрастают. Циклоны, стирающие города с лица Земли. Эпидемии невиданных болезней. Предательства, совершаемые истинно любящими людьми, что считается у нас одним из самых трудных, но почетных достижений.
Тут и выяснилось, что это не для меня. По теоретическим наукам я шел среди лучших, мне сулили невиданные перспективы. На практических же занятиях стало ясно, что я неспособен к сколько-нибудь серьезной пакости, так что учителя еле-еле натягивали мне удовлетворительные оценки. Боюсь, что недалеко то время, когда мне предложат совсем покинуть школу.
Я использую все свое умение, чтобы создать впечатление, будто я просто туп и неспособен к практическим занятиям. Это нелегко, учитывая прошлые успехи, но пока мне удается обмануть даже самых опытных учителей. На самом деле я мог бы достичь многого и на практических занятиях – если бы захотел. Думаю, я преуспел бы в этом, признаюсь без ложной скромности.
Способы, схемы, чередование магических знаков и прочая премудрость даются мне легко, любое задание я мог бы выполнить с блеском. Гораздо большее искусство требуется, чтобы, как говорится, и волки были сыты, и овцы целы. Это означает выполнить задание так, чтобы не причинить никому настоящего вреда. Пока это сходит мне с рук, но с недавних пор я чувствую за спиной горячее дыхание тех, кто начинает подозревать неладное.
Наша школа – закрытое заведение, но время от времени наставники считают полезным для нас контакт с внешним миром. Именно там мы можем реализовать на практике полученные знания.
На этот раз мы посетили Ваш цирк.
Вчера наша группа, состоящая из трех студентов и учителя, присутствовала на вечернем представлении. Нам было предложено попробовать свои силы на артистах, поскольку в этом случае успех или неуспех был бы сразу заметен. Достигается двойное воздействие – вредя выступающим, мы вызываем волнение и недовольство зрителей. Вы уже, наверно, догадались, что воздушная гимнастка вчера упала не случайно. Как я рад, что она отделалась легким испугом! А плоские, лишенные обычного задора шутки клоунов, которые вместо аплодисментов вызывали свист и глухое недовольство даже у нашей терпеливой публики? Конечно, они не сами по себе вдруг стали такими.
Мой вклад состоял в том, что могучий лев, способный перекусить укротителя пополам, вдруг крепко заснул на сцене и потому не реагировал на приказы. Вы помните, конечно, эту неловкую сцену? Поверьте мне, ничего меньшего я сделать не мог. В конце концов, никакого ужасного несчастья не произошло. Укротитель и его помощники щелкали бичами, тыкали палками спящего льва, а он в этот момент, и это моя заслуга, видел во сне далекую родину.
Бескрайнюю желтую пустыню и зеленый оазис у ручья, прохладная вода которого не идет ни в какое сравнение с той, что он получает в неволе. Он пил, и пил, и пил, трепещущими ноздрями впитывая давно забытые ароматы и не сводя зорких глаза с прибрежных кустов. Толчки и крики людей были для него, что укусы мух. Когда чудесный сон растаял, он потянулся, зевнул во всю свою огромную пасть, грациозно спрыгнул с тумбы и величаво удалился в загон, не обращая внимания на возмущенные вопли своих мучителей и толпы. И все.
После представления укротитель рвал и метал. Льву, безусловно, досталось бы, но тут, также не без моего участия, появился некий поклонник с бутылкой превосходного коньяка, и, таким образом, напряжение разрядилось. Правда, сегодня укротитель встал не в духе, все утро ворчал, пил валерьянку и требовал повысить ему зарплату «за вредность», но Вы легко решили эти проблемы без моей помощи. Согласитесь – причиненный мной вред был ничтожен.
Я не случайно занялся вчера львом. Едва я увидел в цирке его и других животных, как в сердце мое вошла такая печаль, что я до сих пор не могу придти в себя. Прежде я больше занимался людскими делами и не думал о бесчисленных узниках, томящихся за решеткой только потому, что строение их тел отличается от человеческого и по этой причине может развлечь скучающую публику. Но ведь это несправедливо, жестоко и совершенно недостойно самих людей! Неужели они сами не чувствуют этого?
Я спешу помочь тем, кому успею. Скоро двери школы закроются за мной, и я утрачу часть своего могущества. Не всё. Кое-что вошло в плоть и кровь навсегда, стало частью моего существа, но использовать его мне будет запрещено под страхом сурового наказания. Я, правда, уже продумываю способы обойти этот жесткий закон, но сейчас я не в силах сделать больше.
Я видел Вас вчера. Мне понравилось Ваше немолодое, умное, доброе лицо и седые волосы. У Вас благородный вид. Для меня не тайна, что, проходя мимо клеток с животными, Вы испытываете укол в сердце жалости к ним. Об этом не догадывается никто, кроме меня.
В некотором роде, Вы тоже волшебник, Вам доступно то, что для большинства людей просто не существует.
Вы чувствуете, что обезьянка всегда зябнет здесь, потому что выросла в теплых краях.
Вы ощущаете, как грустно пони целыми днями смотреть на облупившуюся стену загона вместо того, чтобы, весело цокая копытцами, развозить по улицам почту или бутылки с молоком.
Но больше всего – мне это доподлинно известно! – Вам жалко слона, для которого жизнь в четырех стенах совершенно невыносима. Гиганту необходимы движение, простор, свежий воздух и много-много растительной пищи. Все его огромное тело болит, потому что он лишен этого. Его крутит и ломает, в крови скапливаются вредные вещества, от которых кожа теряет упругость и покрывается язвами, глаза слезятся, а внутренности сжирает черная болезнь сродни раку, и от нее нет спасения.
И все они, и большие, и самые маленькие, страдают без свободы, живут неестественной жизнью, мучаются и болеют.
Суета дел загоняет эти мысли в глубину Вашего сознания, но сердце отзывается на чужую боль прежде разума и ноет каждый раз, когда вы видите несчастных животных. Почему Вы миритесь с таким положением дел? Потому что не знаете, как его изменить? Не только.
Вы радуетесь, когда дети улыбаются при виде слона, особенно величественного рядом с ними, или заливаются смехом, когда обезьянка корчит уморительные гримасы. Ваши чувства понятны, но детские радости не стоят того, чтобы ради них держать в неволе несчастных животных. Более того, по большому счету такие зрелища вредны. Они приучают детей к мысли, что можно, допустимо, законно и нравственно ради собственной прихоти лишать живое существо свободы. С этим чувством люди вырастают, и ЧТО они с такими взглядами способны сотворить, Вам известно не хуже меня.
Я призываю – сделайте тот шаг, который Вам еще остался. Послушайтесь своего внутреннего голоса. Вы хозяин в цирке, никто не сможет Вам помешать. Как-нибудь ранним утром, когда все еще спят, войдите в загон, где томятся животные, и освободите их. Конечно, сделать это надо с умом. Если просто отпустить их на свободу, они или погибнут, или снова окажутся в неволе, которая, вполне возможно, будет еще более тяжкой. У Вас большие связи. Уверен – Вы найдете способ переправить животных туда, где им будет хорошо.
Ведь Вам хочется сделать это? Мешают лишь условности. Смелее доверьтесь призывам своего сердца. Я, Диль Звон, без пяти минут маг и волшебник, проникший во многие тайны человеческого духа, говорю Вам – это будет правильный поступок.
Конечно, Вас ожидает немало сложностей. Прежде всего, эта свора одичавших людей, называемых укротителями. Души их черны и пусты, как бывает с теми, кто творит зло и насилие постоянно. Представляю, как они взвоют, когда исчезнут их бессловесные узники. Ведь они останутся без работы.
Еще важнее другое. Детей, живущих в каменном мешке города, и вправду жаль лишать той радости, которую дарит им цирк. Придти под островерхую крышу, вознесенную над магическим кругом усыпанной опилками сцены, и не увидеть там зверей! Ах, бедные дети, как они будут разочарованы! И тут я могу Вам немного помочь.
Дело в том, что дрессировке поддаются не только и даже не столько животные, но и многие вещи. Да-да, самые обычные предметы домашнего обихода. Например, раскладушки. Это исключительно милые, игривые создания. Душа у них легкая, воздушная, и они бывают очень рады оставить свою однообразную, лишенную романтики службу. Они охотно учатся, прекрасно усваивают новое и даже сами способны придумывать остроумные трюки. Правда, не все. Попадаются безнадежно унылые личности, которых почти невозможно расшевелить. Совсем как у людей, правда, правда.
Для того, чтобы выделить тех, кто способен и хочет учиться, нужно в погожий летний день расставить на зеленом лугу в ряд побольше раскладушек. Проследить, чтобы их ножки были распрямлены, а головы, то есть, те части, на которые кладут подушку, задорно приподняты. Вы обращали внимание, какие все они разные?
Некоторые сварены из тяжелых, тусклых труб, у них непременно заедает какая-нибудь деталь, раскрываются они с трудом, да еще и скрипят при этом. Материя, которой они обтянуты, часто бывает ужасающей расцветки. Серая, грязно-зеленая или даже черная, в крайнем случае, в невыразительную полоску. При одном взгляде на них тоска берет. Ну и что? Они не виноваты, и зачастую эти громоздкие уродины обладают замечательно покладистым, жизнерадостным характером.
Другие, наоборот, настолько хороши, что невольно приковывают взгляд. Легкие и блестящие металлические части дополняет пестрый, веселый наряд. Сразу же приходит в голову мысль, что иметь с ними дело будет легко и приятно. Однако как раз среди таких красоток встречаются весьма коварные особы. Стоит поставить их на ножки, как они припадают на них, а то и вовсе складываются, стукнув владельца. Но они никогда не бывают сознательно злонамеренны, просто таков их характер – больше всего они похожи на шаловливых детей.
Расставив их на лугу, Вы должны занять позицию в стороне, ни в коем случае не показывая, что интересуетесь ими. Лучше всего держать что-нибудь в руках, например, цветок, и как бы полностью погрузиться в его изучение. Искоса, исподтишка, не привлекая внимания, бросьте быстрый взгляд в сторону раскладушек, стремясь уловить малейшее движение. Лично мне на выявление талантливых учеников требуется минута-две, не больше. Иногда вообще достаточно одного короткого, емкого взгляда. Но и Вы быстро приобретете нужный навык.
Что именно Вы заметите? Предугадать невозможно. Иногда видна легкая вибрация воздуха над пестрой поверхностью, вроде той, что бывает возле источника тепла. Иногда там, где мгновенье назад ничего не было, точно ниоткуда возникает птичка. Ухватившись цепкими лапками за металлическую раму, она вертит головкой, глядя вокруг любопытными глазами. Или не птичка, а что-нибудь совсем неожиданное…
Вы поймете сами, когда получите подсказку. Только помните – смотреть надо искоса, не проявляя неумеренного любопытства. Если вещи и предметы окружающего мира думают, что на них не смотрят, они ведут себя совсем не так, как в нашем присутствии. И еще – будьте терпеливы.
Скорее всего, поначалу Вам удастся отобрать одну или две особо заинтересованные и нетерпеливые раскладушки, в которых энергия кипит, лишая их привычной осторожности. На первый раз этого вполне достаточно. Бережно сложите остальные, приговаривая ласковые слова и обещая в будущем непременно заняться и с ними. Не забудьте поблагодарить их.
Отобранные сдвиньте, чтобы они могли наблюдать друг за другом, это способствует более успешному обучению. Объясните, чего вы от них добиваетесь, и произнесите СЛОВО.
Оно, между прочим, известно Вам, просто Вы, как большинство людей, не догадываетесь о его скрытом предназначении. Я подскажу Вам, где его найти. На книжной полке, где стоят самые любимые Ваши книги, найдите третий справа том, на обложке которого нарисовано восходящее солнце. Семнадцатая страница, вторая строка сверху, одиннадцатое по счету слово. Это ОНО и есть.
Вы не представляете, насколько забавны дрессированные раскладушки! Поверьте мне, дети будут в восторге, наблюдая их грациозные и озорные выступления. Это уморительное зрелище, которому нет равных.
Не только раскладушки поддаются дрессировке. Не меньших успехов можно добиться, работая с табуретками, маленькими скамейками и даже небольшими столиками. А настольные лампы! А ковры! О-о, с ними можно сделать потрясающий номер! И никаких страданий, слез и боли. Все они счастливы служить человеку – такова их природа. Чем лучше у них получается, тем больше они довольны. Никаких хлыстов, палок и окриков, достаточно ласкового слова, иногда просто намека или легкого прикосновения. И, конечно, доверия, потому что их собственная фантазия безгранична.
Я слышу шаги – это идет мой наставник, и я должен заканчивать письмо. Но главное сказано. Очень надеюсь, что я старался не зря, Вы наберетесь мужества и выполните задачу, для решения которой были предназначены. В этом мире ничто не происходит случайно, это говорю Вам я, Диль Звон, получивший это имя, потому что лучше других слышал голоса Вселенной. Прощайте.
Или, может быть, до встречи?

Сб. «Замочная скважина вселенной», КОМИ книжное издательство, 1993г


Рецензии