Диссертация

Я хочу рассказать о уникальном случае, когда КГБ наказало антисемита. В 70–е годы я работал в Азгосуниверситете доцентом кафедры на факультетах прикладной математики и мехмата. Во время упражнений в одной из групп появился мой завкафедрой и сказал: -
“Борис Семёнович, прошу Вас сейчас же зайти к ректору.”
“Хорошо,- ответил я, - через 10 минут звонок, и я пойду к ректору.” 
“Нет, спуститесь сейчас, дело срочное” – сказал мой шеф.
Когда тебя срочно вызывают к начальству, то ничего хорошего не жди. Поэтому я отправился к ректору не в лучшем настроении. По дороге встретил приятеля Рза-балу Фараджева – заведующего кафедрой дискретной математики. 


“Ты куда?”- спросил он. “А ты куда?”- в свою очередь спросил я его.
“Я к ректору,”- ответил он. “Ну и я к ректору,”- ответил я. 
“Боря, у тебя сегодня плохое настроение,что случилось?” 
“Да ничего, я правда к ректору.” 
“Стоп!- сказал он – а зачем нас вызывают?” 
Этого не знал ни он,ни я. Дальше мы двинулись не в лучшем настроении, ведь от начальства всегда ждёшь какую-нибудь неприятность. Войдя в приёмную, мы представились и сказали, что нас вызывает ректор.


“Сейчас узнаю”- сказала секретарша и скрылась за дверью.“Заходите!”- сказала она появившись через минуту из двери кабинета ректора и с высокомерным интересом рассматривая нас.
В кабинете ректора за приставным столом сидел человек в хорошо сшитом костюме, светлой сорочке и при галстуке. Ректор представил нас и предложил садиться. Мы сели и уставились на человека в штатском, уже понимая откуда он. Когда он начал говорить, я не очень вежливо перебил его и спросил: “Ну,нас представили, а Вы кто?” 
“Я полковник КГБ Мамедов. Тут такое дело : один учёный из Минска написал Ю.В.Андропову письмо и прислал свою диссертацию.Нам надо,чтобы вы оценили диссертацию и, главное, написали, в каких областях народного хозяйства она может быть применена.


Сделать это надо срочно и на высоком уровне.
“Когда мы должны дать ответ?”- спросил я.
“Вчера”- ответил полковник.
“Извините, уровень ответственности очень высокий, и раньше следующего понедельника мы не можем дать ответ” – сказал я 
“Максимум завтра,”- отрезал полковник.
Но тут пришла неожиданная помощь от ректора. Видимо, он очень боялся, что мы напишем что-нибудь не так. “Нет,нет! – заявил он – ребята правы, надо очень серьёзно просмотреть диссертацию.” Спор ещё продолжался, но уже между ректором и полковником. Но ректор уговорил полковника, что мы не запросили лишнего. На этом мы расстались, захватив диссертацию.


Когда мы вышли, я спросил:
“Рза, ты что сидел, набрав воды в рот? Полковника испугался?” 
“Пойдём , Боря , я тебе кое-что расскажу”.
И он рассказал мне следующую историю. Всё дело в том, что в Союзе все, кто работал по какой – нибудь тематике, знали друг друга. Встречались на конференциях, посылали друг другу оттиски статей, писали друг другу отзывы на диссертации и т.п. Так вот один товарищ, еврей по национальности, фамилию сейчас не помню, защитил в Минске докторскую диссертацию по двоичным машинам (есть такая муть в дискретной математике),а в ВАКе её не утвердили.


Председатель секции прикладной математике в ВАКе был из антисемитов.
(это знали все,просто не хочу называть фамилию) Тогда сей минчанин отправил свою диссертацию Ю.В.Андропову - председателю КГБ с письмом.
Суть письма состояла в том, что и без докторской диссертации он проживёт, но отвергнув диссертацию ВАК нанёс ущерб обороноспособности Советского Союза.

Поэтому он просит председателя КГБ отправить его диссертацию на рецензию тем независимым экспертам, которых выберет комитет. Если решения будут отрицательными, то он просит прощения за отнятое время. А затем разослал все знакомым учёным, специалистам в этой области. письма, где описал всё ситуацию. Как раз в это время Рза-бала выпустил книжку по двоичным машинам, а я попал в эту компанию по рекомендации своего шефа и ректора. Конечно, узнав всю подноготную, мы не стали утверждать себя подробным анализом диссертации.

Просмотрев её, мы в субботу на кафедре у Рза-балы быстренько состряпали отзыв,взяв основу из автореферата, который был у Фараджева,указав, что результаты работы могут быть применены в военной промышленности, что было правдой. В понедельник утром я отнес отзыв ректору, он прочитал его и попросил меня пойти в спецотдел и там проследить, чтобы не было грамматических ошибок.


“Я не русский”- сказал я ректору – и с грамматикой на вы. “Не ерунди, будет стыдно если будут ошибки.” Марья Ивановна в спецотделе лучше меня разбиралась в русском языке. Письмо отпечатали, подписали и отправили вместе с диссертацией в КГБ. Ректор был очень доволен: ”Смотри, с нами в Москве считаются”.Через два месяца председателя секции прикладной математики сняли, диссертацию утвердили, а председатель КГБ Азербайджана позвонил ректору и поблагодарил за очень грамотный отзыв.


Встретив меня в коридоре, ректор мне всё это рассказал. Я набрался наглости и спросил: “Ну,Вас хвалили, а нам что?” Ректор долго думал и сказал:”Слушай,пока я ректор, делай в университете всё что хочешь! Я разрешаю!".
Вот так и кончилась эта история.


Рецензии