Трижды блажен

Трижды блажен заключивший имя в песню…. ( Осип Мандельштам ).

Ты затронул очень интересную тему. Поэтическое словотворчество.

Что это за процесс ? Откуда и как берётся стих ?

« Забавно – жить. Забавно – знать,
   Что на Земле ничто не ново.
   Что мёртвому дано рождать,
   Бушующее жизнью слово ».                А. Блок

Да, может быть, мы и есть - армия мертвецов ? Вот - почему мы так непонятны!   
( Ничего не поделаешь – неизгладимый опыт запредельного ).

Мне кажется, что поэзия «неизбежна», благодаря подспудности, в каждом из нас,
чуждо-близких миров, которые своей красотой превосходят скудную красоту этого мира.

Поэзия страдает стереотипами. Так, - для меня совершенно неприемлемо понятие
вдохновения. У каждого творческого человека – отношения с Лирой неповторимо «свои». Хотя, хотя…
Когда я начинал писать стихи, то заметил, что это сопровождается еле уловимой трансформацией пространства. Как если бы предметы начинали «дышать».

Необходимо – уединение. Единственным участником творения стиха – может быть природа, или же – она, но вызванная памятью.
Стих идёт либо от груди, - либо -  от мозга.
Это два различных состояния: так – поэзия делится на интеллектуально-эрудиционную и чисто душевную. ( Мандельштам  и Есенин ).

Поэзия – есть болезнь. Когда я пишу – я ненормален. Т.е. – существую, но не поверхностно. Иногда, стихи пишутся на относительно трезвой основе.
Но, чаще, - они, среди ночи, хватают меня за шкирку и заставляют записывать.   
В такой момент моё сознание повышенно активно.  Душа необычно встревожена,
а мозг возбуждён.

Самое главное здесь, способность чувствовать энергию каждого слова – как в отдельности, так и в объединённом виде. Это неимоверно просто – в твоих руках –
разно-заряженные магнитики, нужно только осязать – как они тянутся друг к другу.

Самый яркий стих – это, когда строка приходит сама, когда в ней нет принужденья.
Когда чревовещания Духа нарастают от словесного голода, и, с каждым слогом тебя становится меньше. Стих готов – а мозг обесточен.
Но – на пике расторжения – катарсис! И ты, как актёр, вошедший в сложную роль, чувствуешь себя творцом!

Сожалея об уродстве, смерти и рождения, я, всё же, гораздо чаще задумывался о
смысле краткого промежутка жизни – между ними…
И, в какой-то странный момент прозрения, я осознал, что мудрость
снизошедшая на нас свыше, существует для того, чтобы через творчество-искусство, примирить Любовь со Смертью.
               
Сказать правду, даже смерть,
порой, я вижу красивой:
когда она примирительна и спокойна:
что-то «ускользающее»,
светло – «изумлённое» - в последней улыбке.

 


Рецензии