Размышление над Бытием

Вместо вступления: «Кто все мы, откуда идем? Кто светит нам в ночи фонарем? Из какого леса мы вышли, в какую дверь мы войдем? Что наша жизнь, где мы умрем, что служит нам путеводным огнем? Где потеряли мы сердце, где мы свободу найдем?»             группа «Пилот»-«ЧБ»



«Жива будет душа моя!» (Пс. 118:175)

Так что же есть человек и в чем смысл его жизни? Одно вытекает из другого. Прежде чем говорить о смысле, следует постараться уяснить кто такой человек, какое место он занимает в системе макрокосмоса.
«И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (Быт. 2:7)
Является ли человек просто физическим телом или помимо физической оболочки у человека есть и духовная, не материальная сущность? Из Быт. 2:7 явственно следует второе предположение, а именно что до Божественного дуновения человек  был всего лишь земным прахом и не был живым. Значит человек имеет и материальную составляющую и духовную составляющую и только в таком сочетании имеет жизнь, становится живым. Как можно в этом убедиться? Используем метод доказательства «от противного». Предположим, что человек представляет собой физическое, видимое тело и ничего больше. Люди – всего лишь продукт эволюции, биологический вид, так сказать высшие животные. В таком случае обесценивается этика, мораль, а смысл нашего существования сводится к удовлетворению основных физических потребностей: питание, размножение, самосохранение. Если мы являемся игрой слепого случая, то и жизнь наша теряет всякую ценность. Но не кроется ли здесь противоречие? Откуда в простом биологическом виде животных способность к абстрактному мышлению, понятие добра и зла, стремление к познанию и болезненное стремление определить свое место в мире и свою роль в нем? Не может человек смириться с мыслью о том, что сам он является игрой случая и его жизнь не имеет смысла, а значит не так все просто. Да и что такое жизнь? Ее не удается получить смешиванием химических веществ, о чем предполагается в теории эволюции. Ее не удается контролировать, так как никто не может распоряжаться продолжительностью своей жизни, ее не удается вернуть, так как никого наука не смогла воскресить из мертвых. По-прежнему жизнь остается неразрешимой загадкой. В древности люди размышляли над этими «вечными вопросами» и вполне закономерно пришли к выводу о существовании и духовной составляющей помимо физической.. Причем две эти составляющие должны находиться в тесной взаимосвязи. Однако признание духовной сущности порождает массу других вопросов. Откуда она взялась и если физическая оболочка тела не может существовать (жить) без духовной, то может ли духовная сущность существовать без физической? Вернемся к Бытию.
«…и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою»
Из этих слов можно сделать следующие предположения:
1) «стал человек душею живою» - значит человек и душа (условимся пока духовную сущность называть «душа») суть одно и тоже, причем под словом человек будем понимать прах земной, то есть физическое тело. Это не противоречит сделанному выше выводу о тесных связях между двумя сущностями. Более того, приводит к полному их уравновешиванию по принципу «физическое тело=душа». С материалистической точки зрения все просто – душа действительно существует, ибо душа это видимый всем человек. Что следует из такого предположения?
а) душа смертна, так как смертно физическое тело;
б) душа есть дуновение жизни (первоисточник дуновения Бог), частица Божественной сущности, то получается, что признавая смерть души мы признаем … смертность Бога?
«Как предшествующее образование тела человека из земли, так и настоящее одухотворение его Богом нельзя понимать в грубо чувственном смысле: в том виде, что сначала будто бы Бог вылепил из глины фигуру человека, а затем взял ее в руки и дунул на нее. Все подобные места, по совету блаженного Феодорита, должно истолковывать «богоприлично», т. е. сообразно с величием, святостью и духовностью Бога» (из толкования Быт. 2:7 Лопухина). Нигде и не написано о том, что дуновение имеет тварную природу (сотворено), значит это божественная частица, а значит не может быть смертной. Т.о. получено противоречие, а именно опровержение формулы «душа=тело».
2)  «стал человек душею живою» - значит человек стал живым, причем только после воссоединения материального и духовного, причем человек и есть дух+материя=человек  где дух и материя два слагаемых и ; (или если выразиться точнее, то они вероятно равны, но не идентичны). ««И стал человек душею живою…» Соединение высшего божественного начала (дыхания Божья) с низшем материальным (прахом от земли) дало в результате человека как живую душу, т. е. как сознательную личность, одаренную разумом и свободной волей» (толковый перевод Быт. 2:7 Лопухина). Значит, как говорилось выше, духовное и материальное тесно связаны и порождают личность человека. «Святой Иустин, философ и мученик, говорит, что душа сама по себе не есть человек, но зовется “человеческой душой”. Точно так же и тело называется не человеком, но “человеческим телом”. Кроме того, находятся ответы и на вопросы:
-что такое жизнь, источник жизни;
-что есть человек.
Следует, так же вывод о бессмертии человеческой души как производной Божественного дыхания и появляется осмысленность бытия.
Подтверждение вышенаписанному можно найти в следующих стихах:
(Иов 33:4) «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь».
(Еккл. 12:7) «И возвратится прах в землю, чем он был; а дух возвратится к Богу, Который дал его»
(Иак 2:26) «Как тело без духа мертво, так и вера без дела мертва»
(Иуда 1:19) «Это люди, отделяющие себя, душевные, не имеющие духа»
(2-е Кор. 5:1-8) «Ибо  знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный»
(Мат. 10:28) «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне».
(2 Пет. 1:14) «Скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне».
(2 Кор. 4:16, 18) «Посему мы не унываем; но если  внешний наш человек5 и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… видимое временно, а невидимое вечно».
(Мф. 22:32) «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых».
(Флп. 1:21-23) «Ибо дл меня  жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет  плод моему телу, то не знаю, что  избрать. Влечет меня  то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше».
(2 Кор. 5:8) «Желаем лучше выйти из тела и водвориться  у Господа»
О существовании жизни после смерти, кстати, говориться также и в притче о богатом и Лазаре, и в явлении души мертвого Самуила Саулу (1 Цар. 28). Учение о бессмертной  душе и воскресении встречается в Деян. 23:6.
Книга Екклесиаста (Соломона) в Библии уникальна в своем роде, т.к. здесь дается  взгляд  на жизнь плотского человека-скептика. Но если первоначальные предпосылки Еккл. о бессмертии  души пессимистичны (Еккл. 9:5), то после философских рассуждений вывод такой (Еккл. 12:7). А как же быть с (Иез. 18:4, 20) «Душа согрешающая, та умрет»? очень просто, нужно лишь прочитать всю 18-ю главу.
«…душа согрешающая, та умрет. Если кто праведен и творит суд и правду… (далее идет перечисление, прим. автора)… то он – праведник, он непременно  будет жив, говорит Господь Бог»
«душа согрешающая, она умрет…соблюдать все уставы мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет».
Но самое интересное на мой взгляд в (1 Фес. 5:23)
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа»
(Евр. 4:12) «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные».
В этих стихах появляются  четко сформулированные три составляющие человека, а именно: «человек=тело+душа+дух». Собственно эти же составляющие прослеживаются и в Бытии: 1) прах земной; 2) дыхание жизни; 3) душа живая.
Причем как следует из стихов все три ипостаси различны и тем неменее составляют одно целое. Следовательно формулу душа+тело=человек следует внести коррективы, а именно душа+тело+дух=человек или
(рис. 1 )
Чем можно обосновать такую мысль? Можно попробовать аналогию. Приняв за аксиому православную Святую Троицу проследим выстраивающуюся закономерность:
(рис. 2)
С первого взгляда трудно понять как могут три разные ипостаси иметь одну сущность. Пример: один и тот же огонь проявляется и как свет, и как тепло, и в огне сгорают. Можно найти и другие примеры, но самое интересное в том, что проявлений одной сущности можно насчитать больше, чем три. Тех же агрегатных состояний вещества (твердое, жидкое, газообразное) гораздо больше, нежели три. И список, на данный момент насчитывающий не меньше пятнадцати агрегатных состояний, продолжает расти практически с каждым днем. Возможно, что и наш трехмерный мир имеет и другие векторы измерения, не только принятые длину, ширину, высоту. Тогда по приведенной выше аналогии получается, что человек имеет не только три ипостаси и тем более Бог, образом которого человек является, имеет больше трех проявлений Божественной сущности. Однако, это все догадки, а пока вернемся к тому, что написано в Бытии. Из последней составленной «формулы», в частности следует:
А) человек есть связующее звено между материальным миром и духовным;
Б) в каждом человеке есть частица Божия (дух);
В) возможно дух, высшее человеческое начало, частицу Бога, мы привыкли называть словом «совесть»;
Г) учитывая иерархию, получаем
(рис. 3)
Д) душа и дух могут существовать без тела, обратное невозможно
В результате получаем:
(рис. 4)
Прим.: под успением подразумевается  пребывание или предвкушение душой состояния  блаженства или адских мук до Страшного Суда.
Что самое важное, в составленной «модели» сохраняется «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:27), т.е. в человеке явно прослеживается образ троичности и бессмертия, потому как ни одна из ипостасей не прекращает своего существования после смерти.  Идея бессмертия и богоподобия позволяет говорить и о предназначении человека, о смысле его жизни.
Прим.: не следует под «богоподобием» возносить человека до так сказать «малого» божества или делать равным Богу. Когда человек рождает сына, сын имеет туже человеческую сущность, что и отец. Но когда человек выстругает марионетку из дерева по образу своему, по образу человека, марионетка не станет человеком, она останется творением, пусть даже и очень искусным.
На мой взгляд вполне очевидно предположить смысл заключенным в стремлении к своему Создателю, в бесконечном стремлении  познать Бога через Его творения, в стремлении реализовать заложенную в нас личность посредством творческого акта и посредством опять таки творчества быть «соучастником» Божественного замысла (сотворчество как реализация личности).
«Человек, созданный по образу Творца, приобрел этим способность к сотворчеству. Личность – это дар Божий, который должен быть реализован посредством талантов. Не случайно притча о талантах сказана Христом в «пути на страсть» (незадолго до Распятия). После входа Господа в Иерусалим, все Его притчи пронизаны ожиданием грядущего Суда (о десяти девах, о злых виноградниках, о брачном пире), и притча о талантах не является исключением. (Мф. 25:14-13). Всем людям даны таланты, их реализации должна быть посвящена человеческая жизнь. Если же человек скрывает талант, его ожидает наказание как нерадивого раба. В этом контексте обретают глубокий смысл слова Христа: «Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». (Мф. 10:39). «Будучи направленной на себя, личность означает промах в главном. В руках оказывается то, что вы должны были потерять. И тогда нам становятся понятны слова Л.Н.Толстого: «Если человек понимает свое назначение, но не отрекается от своей личности, то он подобен человеку, которому даны внутренние ключи без внешних». Личность — внутренний ключ». Свт Игнатий (Брячанинов) пишет: «Познавший свое значение, усматривает и назначение свое – быть сосудом и орудием Божества».
Определить призвание человека не может никто, кроме самого человека. В этом проявляется наша свобода и разнообразие каждый раз. Каждый раз, когда человеку навязывают свое видение мира, ущемляют его индивидуальность и могут заглушить реализацию его личностного потенциала. «Свобода означает разнообразие, инаковость. Поскольку каждый из нас свободен, каждый выражает Божественный образ собственным, уникальным и неповторимым путем. И каждый, будучи уникальным, обладает тем самым бесконечной ценностью. Он цель, а не просто средство для достижения некоей цели»». (взято из «Православное учение о душе и психология» Недоспасовой Татьяны Андреевны,  православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет )

Маленькая историческая справка: «В христианстве ветхозаветные откровения соединились с эллинской мудростью. "Истина отъ земли возсия, и правда съ небесе приниче" (Пс. 84:13), по словам псалмопевца. Подкрепленные благовестием Христа и благодатью Духа Святого, апостолы и отцы Церкви создали стройное учение о человеке. В нем прослеживается и иудейское, и эллинистическое влияние, но все же, на наш взгляд, было бы преувеличением говорить, что «Церковь приняла платоновскую идею (о бессмертии души — Т. Н.)», скорее она нашла подтверждение своим идеям в платоновских диалогах, и то отчасти: христианство, в конечном счете, отказалось от учения Платона о предсуществовании душ. Если Платон учил о нахождении человеческой души в теле как в темнице, то христианство приняло человека во всей его полноте, состоящего из одинаково значимых составляющих — души и тела. Еще одним отличием христианского учения о душе является его эсхатологическая часть: если у Платона душа по природе бессмертна и находит свое блаженство в идеальном мире, то для христианства истинное блаженство человека не мыслимо без соединения с телом в грядущем воскресении мертвых и "жизни будущего века".
Из Ветхого Завета в христианство перешла многоплановость еврейского термина «;;;» (душа). "Душа — это жизнь, присутствующая в каждом создании, например, в растениях и животных; душа — это и жизнь, которая присутствует в человеке. Это и каждый человек, обладающий жизнью, и та жизнь, которая выражается через духовную часть нашей личности. Это и сама духовная составляющая нашей личности. Многозначность термина "душа" приводит к неясности во многих вопросах" (взято из «Православное учение о душе и психология» Недоспасовой Татьяны Андреевны,  православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет).


P.S. или послесловие: материалисты признают объективно существующим только вещи материальные, тем самым заключая самих себя в жесткие рамки. Они верят в то, к чему можно прикоснуться, что можно услышать, обонять, видеть, одним словом наблюдать. Они признают существование Бога как некой идеи порожденной  человеческим сознанием и живущей только в этом сонании. Главной причиной их слепой веры в материальные вещи является якобы объективность этих вещей. Раз я могу прикоснуться к столу, значит этот стол существует, если я смотрю и нахожу его белым, значит он белый и есть, если я прикасаюсь к нему и ощущаю  твердую поверхность, значит он твердый. Но вот в чем фокус. Твердая поверхность, кажущаяся нам однородной на самом деле состоит из огромного числа атомов, находящихся на расстоянии друг от друга и это расстояние больше радиуса самих атомов. Цветов и звуков как таковых в природе тоже нет. Цвет-это способность тел поглощать световые волны определенной длины, плюс возможности наших глаз и мозга. Звук – механические колебания молекул, преобразованное ухом в электрические импульсы  и обработанные соответствующим участком головного мозга. О каком безграничном доверии нашим чувствам может идти речь, когда мы не ощущаем даже своего бесконечного, беспрерывного движения в просторах космоса. Нам мир кажется статичным, хотя он динамичен, простым, хотя мы мало что о нем знаем (беря во внимание знания науки, а не отдельного среднестатистического человека), а зачастую не можем даже поверить  и представить факты, преподносимые наукой. Зачастую и не хотим что-либо знать. Мы щелкаем выключателем и лампа над нашей головой освещает пространство. По средством чего? Электричества. Остальное – философия. Мы пользуемся сотовым телефоном, но принцип его работы – лирика. От этого знания, по нашему ошибочному суждению, лампа ярче светить не станет и телефон не  превратится в компьютер, а значит эти знания не нужны.
По собственной биологической природе человек не может не верить. Не может и не бояться смерти. Нам свойственно верить в бессмертие, пусть даже эта вера принимает форму утопии, надежды или какую-либо другую. Однако бессмертие накладывает ответственность, а ее мы боимся еще больше смерти. Собственной жизнью мы доказываем сами того не осознавая бессмертие души, но слишком отвыкли думать, а потому не замечаем этого парадокса.
 
 Прав был один ученый, сказав: « Без «нематериальных» сил мир не мог бы ни возникнуть, ни явить себя во всем раскрытии. Без души немыслим человек, как высшее, разумное существо в природе, а душа, как духовное начало, немыслима без бессмертия».



 

Примечание: мои рассуждения первоначально основываются  на Бытии в частном и на Священном Писании в общем. Цитаты приводятся мною во-первых с целью лучше выразить мысль, во-вторых в подтверждение моих мыслей по принципу «не я одна так думаю», но никак мои рассуждения не строятся на этих цитатах.


Рецензии
Уважаемая Татьяна, как и многие Вы стали жертвой неправильного понимания материализма и материи. Материалисты верят не только в то, что можно потрогать руками, а материя это не только земля под ногами или атом, к сожалению, в споре материалистов и идеалистом материалисты более честнее, если они чего-то не могут объяснить, они не придумывают ответы на это. Все же идеалистические мыслители, включая и религиозных деятелей не могут ответить на вопрос как идеальное превращается в материальное, это их крест. не могу сказать, что я материалист полностью, но обидно, когда критикуют достойное философское направление.
С уважением Николай

Николай Сокиркин   03.01.2010 22:51     Заявить о нарушении
Спасибо большое за отзыв. Согласна, у меня обывательский взгляд получился на материализм, навеянный общением с людьми "материалистами", которые впрочем далеко не философы. Как бы там ни было, еще раз спасибо)
С уважением, Татьяна

Татьяна Бабошко   04.01.2010 00:26   Заявить о нарушении
Не хотел ни в коем случае Вас обидеть, просто интересно обсуждать подобные вопросы с людьми, которые не без интереса относятся к ним.
С уважением Николай.

Николай Сокиркин   04.01.2010 00:57   Заявить о нарушении
Никто и не обиделся;)Надо будет мне подумать и как-нибудь пояснее написать в заключении кого я подразумеваю под "Материалистами", а то в самом деле не совсем понятно. Ну и о самом философском направлении почитать получше.
С уважением,

Татьяна Бабошко   04.01.2010 13:40   Заявить о нарушении