Тихим вечером

Над  городом летит  задумчивый  голос саксофона и его тягучий звук заполняет тихие улочки, становясь объёмным и осязаемым. Редкие прохожие замедляют  шаг, отыскивая взглядом музыканта. А тот сидит у самого парапета, бережно прижимая к себе инструмент и  играет нечто прекрасное и завораживающее, делится сокровенным, что накопилось в душе за долгие часы одиночества. Люди впитывают в себя эти звуки, чувствуя в душе ответную волну щемящей грусти. Они идут дальше и музыка постепенно стихает, растворяясь в шуме южного городка.

Тихо на курорте в конце сентября. Многие едут в отпуска в самые знойные месяцы года — прожариться на солнышке и насладиться морскими купаниями. В самые тяжкие месяцы, которые так ненавидит Роза Марковна, когда обжигающие лучи загоняют её в глубину квартиры. Там она прячется за тяжёлыми портьерами, появляясь на улице только ранним утром и ждёт — не дождётся сентября, когда жара наконец отступит и можно подышать свежим воздухом.
Ей никак не понять людей, пренебрегающих бархатным сезоном, когда ещё тёплый воздух прозрачен и опьяняет свежестью морского бриза, на улицах нет сутолоки и можно гулять сколько душе угодно...
Осень, её любимая осень, вовсю жмурится солнцем и посылая ночью на землю благодатные тихие дожди, после которых город встаёт умытым и напоенным ароматами хвойных деревьев.

Старая седая женщина  часто сидит на набережной и только шум прибоя  нарушает её одиночество. Глаза её закрыты, а память — далеко-далеко! Она перебирает воспоминания, тепкий вкус которых так ей дорог. Со дна души поднимаются то боль и ненависть, то грусть и нежность к ушедшим навсегда. Сколько всего было! Она пробует вспомнить всех, кого встречала, любила и теряла, но быстро сбивается. Её память плывёт, подёрнувшись розовым туманом ностальгии.

Как все старые одинокие люди она радуется каждой мимолётной встрече. И почти всем жалуется на дочь, которая перевезла её в этот чужой для неё город, поселив в огромной трёхкомнатной квартире.
 
- Она разве обо мне думала? Она только о себе думала — как произвести впечатление на богатого жениха! Квартира у нас была маленькая и квартал грязный. Я там всю жизнь прожила и меня все знали. А тут кому я нужна и зачем - скажите - мне эти трёхкомнатные хоромы? Одной уборки сколько...

 - А дочка?

 - А что дочка! Живёт с мужем за границей и бывает очень редко. Когда переселяла — говорила каждый год будет приезжать. Какое там! Отдыхают на островах, а сюда - ни ногой! Сервис не тот...
 
 - Да, ведь тут хорошо! Один воздух чего стоит!
 
 - Воздух! А по горам карабкаться? В мои-то годы... Молодая по ровному ходила, а в старости по горам лазить приходится.
Она вздыхает и её морщинистое лицо из оживлённого становится печальным.

По узкой улочке она осторожно спускается к морю. Роза Марковна бережёт силы, которых совсем мало осталось. Она приближается к центральным улочкам и наслаждается звуками саксофона. Как она любит музыку! Особенно джаз — музыку своей юности. В голодное послевоенное время, когда от многочисленной семьи осталось только три человека и нужно было буквально бороться за выживание, было не до музыки и когда подросла дочь, отдала её в класс фортепиано. Как сама когда-то мечтала. Теперь, когда дочь стала работать в сфере искусства, гордилась своим решением.
 
 - Вот видишь, Нонна! Не зря ты училась музыке. Я всегда говорила, что в жизни всё пригодится.
 
 - Ещё бы! До сих пор помню как я мучилась этим пианино.
 
 - Тем не менее... Сейчас ты не можешь жалеть об этом и должна сказать мне спасибо.
 
 - Спасибо, мама!

Звуки саксафона растворяются в морском прибое. Море вздыхает устало и тяжело ворочается в своём ложе. Роза Марковна здоровается с ним и постояв несколько минут на причале, устраивается на солнышке. Рядом, на лавочке  сидит очень маленький мужчина и она напряжённо думает — как себя вести. Её разбирает любопытство и в то же время она боится его обидеть. Наконец, решается.
 
 - Вы тут отдыхаете?

Мужчине лет шестьдесят, а рост его — чуть больше метра. У него огромная голова с залысинами и маленькие ножки, не достающие до земли. Он поворачивается к Розе и с улыбкой отвечает:
 
 - Сегодня приехал! Хорошо тут у вас. Просто рай!
 
 - Надолго?
 
 - На две недельки. Сердце,знаете, пошаливает.
 
 - Ну, и как вам? Нравится?
 
 - Чудесно! Я бы жить тут остался!
 
 - Эх, молодой человек... Не так уж здесь и хорошо...

И она рассказывает свою историю с переездом, жалуясь на дочь и жару, на одиночество в чужом городе.
 
 - Ничего удивительного! Всё это мне знакомо. Я ведь тоже одинок. Все мы одиноки.

Роза с жалостью смотрит на его недоразвитые пальчики и крошечные ботинки детского размера. Наконец, она отводит взгляд и смотрит на море.
 
 - Я ведь, не смотря на инвалидность, многого добился в жизни. Двадцать пять лет был главным бухгалтером предприятия, - говорит мужчина.

Он краснеет от удовольствия и гордости. И по всему было видно, что кропотливый труд бухгалтера тяжко ему давался. Он постоянно в движении, стараясь менять позы из-за болей  в позвоночнике и поворачивается к собеседнице всем торсом.
 
 - А вы? Кем вы работали?
 
 - Я? Я была сапожником!
 
 - Не может быть! - восклицает он и смотрит на её большие сильные руки.
 
 - Почему? Ещё как может! Мой дядя занимался этим ремеслом и его все очень уважали. После войны тётя с дядей меня забрали к себе и я всегда крутилась в мастерской, осваивая премудрости. Здесь главное — сноровка и любить клиента и от заказчиков отбоя не будет. Я и зарабатывала больше многих мужчин! А вот дочка стеснялась... Может, потому и перевезла сюда, тобы муж не узнал кто я такая...
 
 - Да вы не расстаивайтесь. Дочка ведь любит вас. Деньгами  помогает? - поинтересовался мужчина, оглядывая её добротный наряд.
 
 - Помогает... А всё равно я одна. И помру одна — никто знать не будет.
Она вздыхает. - Много нас, одиноких старух. Но что делать - живём потихоньку. Я уже многое не помню из того что было - память подводит. Забываем мы, забудут и нас...
 
 - Диалектика! - улыбается мужчина.
 - Жизнь почти прожита, а всё кажется ещё не надышалась.

Был тихий вечер и солнце безропотно опускалось за горизонт, протягивая светлеющие лучи и как бы моля о помощи, а мир равнодушно наблюдал за исчезающим светилом. Рядом на небе плыла луна, которая скромно дожидалась своей очереди. Всему свой срок.

Странная пара жмурится, солнышко согревает их уставшие лица, а ветерок ласково треплет седые волосы.

2.01.2010г.


Рецензии
Понравился Ваш необычный приятный рассказ. Заношу в Избранные. Буду и дальше читать.

Иринга Тулуханова   27.06.2013 05:12     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове! Всегда рада новым читателям как реальным так и неизвестным)))
С уважением и теплом

Вероника Бережнёва   27.06.2013 09:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.