Кемеровскому Театру танца посвящается

«Юноша бледный со взором горящим…». Белые одежды. Порыв. Полет. Белой птицей над сценой, над суетой - в завораживающем отточенном балетном взлете. «И радость моя поёт, и счастье моё летит»...
Кемеровский Театр танца "Вечное движение" приехал в гости к "Енисейской волне" в г. Красноярск со спектаклем, посвященным Великой Отечественной войне. Зрители в зале - молодые, творческие, талантливые, съехавшиеся в большой город больших возможностей показать себя. Молодым свойственны дерзость и оптимизм, скептицизм и максималистское видение себя по определению лучшим. Они привыкли принимать зрелищное искусство, чтобы "сносило башню", "накрывало", патриотическими стихами их не очень проймешь. Вот и на эту постановку о войне были настроены явно скептически. Но, выходя из зала, они, веселые и безбашенные, говорили: "Если не было бы фестиваля, сюда надо было ехать – ради этого спектакля».
Для многих участников «Енисейской волны» этот коллектив был настоящим открытием. Парящий артист в белых одеждах, без слов передающий, как прекрасна жизнь, когда всюду мир и свет, и все самое главное впереди, - на первых минутах заставляет бурлящую молодежь притихнуть. Зал не зевает, не дремлет, радуясь случайной паузе в плотном графике репетиций, - он чуток, он сопереживает, внимает. И только взрывы восторженных криков и рукоплесканий прорывают трепетное молчание.
Тему коллектив «Вечного движения» выбрал нужную – во все времена. Но этим она и трудна необыкновенно. Тысячи сценариев, проникновенные слова, произносимые торжественно поставленными голосами… Слышишь «Синий платочек», видишь гимнастерки и алые полотнища и думаешь: «Ну вот, опять будут делать скорбное лицо, еще одна постановка о войне, «одна из»; истоптали, изъездили слова, воспоминания, которые тягостно до сих пор несут в сердце наши ветераны»… Но непросты кемеровские артисты. Они ищут новые формы, метафоры, образы, чтобы показать страшное, не повторяясь, дотянуться до души, не оскверняя. Объявлена война. Беда, крушение всего, растерянность. На сцене не танец, не образ – живые люди, изломленные страшной вестью. Надрыв, стон, боль, оголенное сердце в ломаных движениях, плечах и спинах, падающих и взлетающих… Он звучит, знакомый «Синий платочек», но так, что забываешь, что сидишь в зрительском зале: ты уже там, в задымленном сорок первом, среди горя и потерь. Прощаются пары, каждая проживает свой миг расставания, будто не суровая рука балетмейстера-постановщика расставила их по сцене, а сама жизнь собрала на вокзальной площади. Каждый проживает этот маленький эпизод по-особенному: в одной сюжетной линии отдельные истории, как в одной большой беде – у каждого свое горе.
Вот тема передовой. То минутные передышки, то бой; падают подкошенные взрывом, встают, будто преодолевая смерть, идут вперед, снова падают ребята. Опять  неожиданная хореографическая находка: солдатские сапоги, устремленные вверх,  символизируют сразу и павших бойцов, и березы, по ним скорбящие, и столбы… Задорная «Тачанка» захватывает не столько сотни раз слышанным мотивом, сколько сочетанием балетных традиций и почти брейковских вывертов. И невероятный тайфун, драйв летит вслед за промчавшейся - эх! - ватагой вихрастых парней.
Расставания, прощания, ежедневное преодоление, скорбный труд падающих без сил женщин. И любовь. То тоска, запечатленная в отрешенном лице девушки, ищущей и не дождавшейся пока своей любви. То нежность встречи. Юноша и девушка на первом плане – никого не видишь вокруг, только эти двое. Глаза в глаза, рука в руке. Она быстро, порывисто прижимается к его груди. Он быстро, трепетно пробегает пальцами по ее волосам. Они ждали этой встречи. Ее могло не быть. И не нужно слов. Нежность. На сцене. Сыгранная, отрепетированная, постановочная. Но веришь. И комок в горле. И понимаешь: трогает, задевает опять история далекой войны.
Чем они берут, эти многократные лауреаты разных фестивалей и конкурсов? Что у них есть в багаже неординарных решений, что не дает пролистнуть их выступление, отмахнуться от него (мало ли ансамблей?), выбросить из памяти? Титаническая работоспособность и энтузиазм. Синхронность, стальная отработанность движений и одухотворенность. Хаос на сцене - экспрессивный, живой, искусственный, но искусно созданный. Балет и современная хореография. Розенбаум, Трофим, Сукачев, Бернес, мелодии военных лет. Экспрессия, напор, пластика, метафора в образах и цвете. Все  ради одной цели – выразить без слов что-то важное о войне, так выразить, чтобы не повториться, не осквернить.
«Юноша бледный со взором горящим...». Белые одежды. Порыв. Полет. Белой птицей над сценой, над суетой - в завораживающем отточенном балетном взлете. Дотянуться до звезды, воспрянуть, вспыхнуть и – вниз, на грешную землю, с покаянной головой. Это наша память, все, что мы можем дать взамен. «Это всё моё родное, это где-то в глубине, это самое святое, что осталось во мне. Это нас хранит и лечит, как Господня Благодать, это то, что не купить и не отнять»...


Рецензии