Drugoмания

                Быть другом себе-залог душевной гармонии и равновесия.
                Только после этого мы можем быть хорошими друзьями для
                других и не рассматривать дружбу как наркотик.

-Мальчик развит не по годам, но он совершенно не общается со сверстниками, замкнут, зажат- глаза мамы наполнились слезами - да, он учится в школе блестяще, на одни пятерки. Более того, он уже перешел в девятый класс, хотя ему десять  лет.  Но у него   совсем  нет друзей. И  он очень редко улыбается…
 Психолог посмотрела на нее безучастным взглядом.
-Перейдите на домашнее обучение, это вполне возможно.
- Но он ведь потеряет последнюю связь с миром. Он и так не общается ни с кем. Мы уже  с третьего по восьмой класс учились дома.
- Вам решать...
  Мама с сыном молча шли по улице. Она казалась задумчивой и  совсем не смотрела по сторонам. Держала Стаса за руку, как обычно. Вернее это он  всегда держал ее за руку в людных местах. Мальчик тоже молчал. Он изредка поглядывал на прохожих, чаще с настороженностью, нежели с любопытством.  По  центральной московской улице вели слона, наряженный клоуном дрессировщик показывал фокусы и разбрасывал конфетти, которые доставал тут же из шляпы, окантованной красной лентой, а слон показывал нехитрые трюки. Его за это поощряли бананами, которые дрессировщик также умудрялся доставать из карманов синего пиджака, брюк, шляпы - в общем, откуда угодно. Прохожие улыбались- не каждый день увидишь такое- слона на улице, дети  восторженно смеялись.
 Анна  сама улыбнулась, потом взглянула на сына. Но он не смеялся, а напряженно вглядывался в  представление и собравшуюся толпу,  как будто пытался понять – над чем тут можно смеяться…

 Cтас сидел  за столом и решал задачи по физике. Он обожал ее, эту физику. Грезил ею и даже мечтал поскорее поступить на физмат в МГУ. Вот и сейчас он что-то записывал в тетради, с  самым серьезным выражением на свете. Солнце освещало его лицо, волосы казались на свету совсем светлыми. Мальчик так углубился в процесс, что казалось – ничто на свете не может отвлечь от учебного процесса. Даже жужжание залетевшей в форточку пчелы- настолько сын ушел в себя. 
 Он был очень похож на своего  отца,  когда сидел вот так - наклонившись, нахмурив лоб так же - по-отцовски.
  Она подошла и поцеловала  сына в лоб.
-Ты чего? – он вздрогнул, недоуменно поднял глаза.
- Да так…


Раньше было тоже непросто. В детстве все кажется  более-менее беззаботным. Учились всему играя, шутя и легко. Гуляя на улице в трехлетнем возрасте – на ходу считали все подряд: деревья, кошек и собак, мальчиков и девочек. Потом  яркие кубики с алфавитом  - все как-то происходило само собой. Однажды, убирая кубики,  Анна не всерьез перечислила буквы сыну, он многое запомнил.
А потом пошло – поехало - только успевай отвечать на различные «почему?» Правда, когда он научился читать вопросы сначала отошли на второй план, но вскоре посыпались еще больше.
 Анна  радовалась, удивлялась, переживала и словно чувствовала, что спешить не надо. Но кто спешит, если это  получается произвольно, само собой? Старалась побольше заставлять играть его с другими детьми. Но он всегда был  в одиночестве, в какой-то изолированности, вечно один, предпочитая копаться где-нибудь  на отшибе. «Какой-то он у вас необщительный мальчик, Анна Николаевна. Угрюмый даже» - говорили молоденькие  воспитательницы, недоуменно пожимая плечами.
 -Тебя обижают, Стасик?- часто задавала она вопрос сыну.
-Нет, мама - удивленно поднимал глаза  малыш.
-Так почему ты играешь один?
- Потому что мне так нравится. Мне не скучно.
 
Поди тут возрази.

А вот в школе…
Он часто поднимал руку на уроках, желая ответить. Многим  в классе это не нравилось. Отвлекался и рисовал в тетрадях. Потому что за время контрольной быстренько решал свой вариант. Но поскольку за рисование ругали и ставили  замечания в дневник, то приходилось делать второй, третий, четвертый варианты.  Потом стали перепрыгивать классы как в «классиках».
С другими детьми попытки сближения плавно перетекали в стычки. Стас прибегал из школы в  слезах: «Мама, я не понимаю их правил игры, ребята не хотят со мной играть».
Пришлось перейти на домашнее обучение. Это был неплохой вариант. Но она видела как тяжело ему без друзей. Пыталась познакомить его со сверстниками, контакт не получался. Что-то было не то. Но что? А потом это переезд в Москву. Куча проблем… Ему пришлось пойти в школу, она считалась продвинутой. Доучиться бы сыну в девятом.

Стас вернулся со школы раньше положенного, не раздевшись в прихожей, сразу прошел в зал, со всей силы бросил сумку на диван и прокричал:
-В школу я больше не пойду!
 -Как так?
-А вот так! Это тюрьма, там со мной никто не общается. Мало того они издеваются надо мной, скоты несчастные – и отчаянно зарыдал.
- Что случилось, сынок? Ну зачем же так  плакать? До летних каникул осталось два месяца…
-Швыряются тряпкой, дразнятся. Как же я их ненавижу!
- Ты мне раньше этого не говорил…
- Мама- ее сын смотрел ей в глаза: они меня ненавидят, мама. Я там чужой. Совсем.   Ты понимаешь это?
-Не плачь,- она прижала его к себе - туда ты больше  не пойдешь.
- Правда? Ты мне это обещаешь, что я не пойду туда больше? Не пойду. Даешь слово?- он опять испытующе заглянул ей прямо в глаза.
- Да - после некоторой паузы сказала она - я обещаю.
 Анна прижимала сына, уткнувшегося ей в плечо, и гладила его по волосам, как маленького  ребенка, а ведь  он и был ребенком: Да-да-да, милый,- успокаивала она  его- не пойдем…
 
               
Профессия архитектора удобна тем, что позволяет иметь свободный график. За этим много скрывается. Это и возможность быть с сыном почаще, обеспечивать очередность нагрузок. Просто быть с ним.
 Нет, никакого жесткого графика не существовало.  Отдых – это  просто банальная смена  различных видов деятельности. Стасик  готов сидеть и читать сутки напролет, а это чревато ухудшением зрения, гиподинамией и всеми вытекающими последствиями. Они долго не могли определиться с видом физических нагрузок. Он не любил бегать, попытки  заинтересовать баскетболом, волейболом, иными командными играми - на которые Анна пыталась записать сына, в надежде на то, что он просто заведет друзей или хоть выработает  в себе умение адаптироваться к коллективу- окончились безрезультатно. Мальчик категорически отказался посещать эти секции. Остановились на плавании. Бассейн – три раза в неделю. Анна потом поняла - почему он выбрал именно  плавание, вода помогает расслабиться и снять стресс. А для него  его жизнь-это постоянный стресс.
 Процесс обучения на дому был поставлен спонтанно, мама обычно не настаивала. Все решал Стас - чем заниматься и когда. Утром занятия, математика, физика и все естественно-точные науки - это его стихия и заставлять его заниматься вовсе не требовалось. Наоборот, необходимо было следить, чтобы он не перезанимался. По правде говоря, она  уже побаивалась каверзных вопросов своего ребенка, (чтобы от них избавиться - пришлось разрешить пользоваться Интернетом, уж в нем-то можно найти почти любую информацию), потом - бассейн или легкая гимнастика. После обеда мальчик выбирал что-то полегче - историю, иностранные языки (английский и немецкий). В четыре часа они  шли на прогулку в близлежащий парк. В вечерние часы сын уединялся с книгами, которые читал на досуге, обычно ему нравилась классика и научная фантастика. Это были своеобразные уроки литературы. Часто они с мамой разглядывали иллюстрированные альбомы с репродукциями. Переворачивая глянцевые тяжелые страницы, Анна  ненавязчиво обращала внимание сына на мелкие детали картины.
-Смотри, как художник изображает руки у крестьянина, такие тяжелые, загорелые.  Руки человека, который работает сутки напролет. Ладони, наверное, мозолистые. Ты когда-нибудь у кого-нибудь встречал мозолистые руки? –улыбалась мама - наверное, нет…
 На следующей странице они любовались морем, бушующим, и казалось, вот-вот готовым вырваться из страниц, затопить  зал, в котором они сидели, смести бурными потоками все на своем пути. Так говорила мама и Стас тоже так думал. Только надо было «чуть-чуть включить воображение» по выражению мамы, чтобы понять это. Поначалу не получалось, но потом Стас понял – надо внутренне расслабиться. Тогда представлять и «оживлять» картины было намного легче. Они также стали чаще ходить в музеи и посещать выставки, просто прогуливаться в  городских парках.
  Анна заметила - как постепенно стала исчезать нахмуренность сына, его зажатость. Оно и к лучшему- думалось ей.
Однако работа все-таки требовала определенных жертв от нее, но она уже не переживала за сына. Процесс домашнего обучения был наработан. До обеда Стас прозанимается один. Ну, а после обеда они определятся с тем, что будут делать и куда пойдут на этот раз.
На дворе уже середина мая - надо подумать об отдыхе.

 
Утром мама ушла на работу рано как обычно. Приготовила овощной салат для сына, оставила записку на столе - что разогреть на завтрак.
Стас проснулся от того, что соседи сверху включили радио на полную катушку. Он поморщился. Дурацкая у них привычка - начинать  каждое свое утро с дурацких же песен. Попсовых.Хотя чего от них еще можно ждать?  Уж не Моцарта с Шопеном. И на этот раз гудела музыка  того же сорта: «пишешь письма в никуда. Безнадега, точка, ру…» Кажется, Иванушки – Интернешнл…Ну да, у них в классе учились девчонки, тащившиеся от этой группы. Дуры, конечно, а уж эти жильцы.Впрочем, злиться не имело смысла - обычно утренние трансляции концерта по заявкам продолжались недолго. Ровно десять минут, с погрешностями: три/четыре минуты- плюс/минус, он как-то засекал время три дня подряд-примерно столько и выходило. Видимо, этого времени как раз хватало обитателям квартиры № 17 , чтобы соскрести себя с кровати и прошлепать куда-нибудь, в ванную, например. Музыку они при этом вырубали, молодцы, и на этом спасибо. Хотя поди  другие соседи в стенку им стучали - чтоб прекратили. А сегодня музыка все продолжала играть, хотя «положенные» десять минут давно истекли.
Стас смотрел в окно - что-то явно  давило его в эти дни, на душе скребли кошки. Он сначала не обращал внимания на это и пытался отгородиться от непонятного чувства учебниками и  задачниками. Но проблема не уходила, наоборот. Он уже понял, что не дает покоя и сжимает сердце – одиночество. Старая знакомая тема… Нет друзей – это, наверное, крест по жизни. Мама-это мама, она самый лучший друг для Стаса, но она …мама.
  А среди сверстников - друзей нет. «Некому даже слово сказать - вздохнув, Стас покосился на книжный шкаф – кто-то когда-то сказал, что книга-это лучший друг человека. Но тот человек, наверное, был неправ. Или прав - но по-своему.  Книгу читаешь, а она молчит и лишь покорно отдает свое содержание. Мысли переполняют тебя и так хочется поделиться с кем-нибудь, а поделиться-то не с кем…Никто не знает, что ты прочел, что ты знаешь, что ты  думаешь по какому-то вопросу, никому неинтересно твое мнение. Один, всегда один.  Не рассуждать же вслух в конце концов. Как дурак или помешанный…»
 
Вообще-то мама не разрешала долго сидеть за компьютером, однако он частенько нарушал установленное табу. Интернет-это вещь.Последний использовался часто, но как универсальный  справочник в помощь учебному процессу.
День сегодня какой-то был необычный. Это чувствовалось сразу - начиная с  того, что  верхние соседи все еще  не выключили музыку- слушаемые ими «пошлости» продолжали звенеть на всю ивановскую . День рождения что ли у кого-то из них? 
Стас и сам не знал - для чего включил компьютер и вышел в Интернет. Получилось машинально и автоматически. Впрочем, как заниматься в таком музыкальном бедламе? - Прямо насилие какое-то над собой совершать.За учебники все равно не сядешь- привычная тишина, так необходимая для  нужной концентрации, отсутствовала. Песенки навроде «кто, кто тебя выдумал?» врываются в пространство и буквально кружатся над тобой. Так что «Всемирная паутина» в таком случае - это спасение.
 У него уже был электронный ящик- он завел его полтора года назад. Но толку-то? Если  некому писать и никто, в свою очередь, не пишет.  Он помедлил и зачем-то навел курсор на «завести почту», кликнул,  в графе логин: пальцы быстренько набрали Сoзiдатель,  в графе пароль,  тут мальчик немного подумал, потом решительно набрал-twin.


От Созiдателя   письма стали приходить  на следующий день…
                Привет, Стас!
Как дела? У меня все хорошо. Слышал, что ты вернулся к домашнему обучению, это к лучшему.  Я уверен, что КПД  увеличилось. Как успеваемость? Хорошая шутка, теперь никто не будет ставить тебе оценки. Тем не менее, экзамены ты будешь сдавать. Не бойся. Все выучишь и сдашь. Запросто. Ну  и что, что придется идти в школу. На пару-то часов. Делов-то…Не хочешь туда даже заходить? Да ладно тебе, ты же выучишь все. Самая  стрёмная штука в жизни- это страх.  Хуже некуда, он парализует  тело  и сознание.
У нас тут вовсю царит лето- погода отличная, море бушует, и совсем нежарко. Ты когда–нибудь был на море? В детстве? А помнишь что-нибудь? Эх-х, это такая штука. Волшебная…  Каждый раз- оно разное. Уговори маму на лето поехать на морской берег. Впечатлений – куча! Ты плавать умеешь? Ого, в бассейн ходишь, это похвально. Дыхательная система, мускулы, осанка-все это крепнет и развивается… Мама тоже так говорит? Значит, мы оба правы. Но море есть море.
Ладно, пиши мне. Не забывай меня. Буду ждать твоего ответа. Пока!

Соответственно, отвечать молчанием на такие письма было бы невоспитанностью. По крайней мере для Стаса…
               

                Привет, Стас!
 Ну и расписался  же ты в письме. Ничего, я люблю получать длинные письма. Такие письма - это подтверждение истинной дружбы. И еще, что мне нравится в них – твоя искренность… Очень важно - быть предельно честным и откровенным в дружбе. По-моему, ничего нет хуже пустых, ничего не значащих фраз. Ты изложил мне в письме свои проблемы, и, конечно, тебе важно знать мою точку зрения.
Люди разные, пойми, Стас. Не парься. И не спеши со столь негативно-категоричной оценкой… каждому свое, избитая истина, мой друг, не так ли? А ведь так на самом деле есть.  Неужели ты думаешь, что выдумал что-то иное, чем эта аксиома?  Это истина на все времена. Можно потратить всю жизнь на доказывание очевидных  всем вещей… Ну и что? Так жизнь пройдет в боях с тенью,  здесь со своим упрямством и гордыней ты ничего не добьешься.А  потом кто-то уже уйдет вперед, а ты поймешь, что истина истинна, но на это понимание ты потратишь самое себя и время.
Ты все хочешь перепроверить и разложить по полочкам- это хорошее качество. Но топтаться на месте не стоит.
Ничего, не переживай, это тоже развитие. Химеры, иллюзии - сомнительные удовольствия. Неконструктивные. Дружба- хоть и не  наркотик,  но она также требует привыкания. А когда теряешь общение- возникает ломка и хочется  вытеснить ее аналогичной, еще более крепкой дозой общения.
Ты уже определил для себя- для чего ты живешь? Зачем ты был рожден на этом свете?
А этот Витька Стрельцов- да забудь ты про него. Непохожесть вызывает  отчуждение. Не быть таким как все – иногда заставляет платить по полным счетам обладателя «отличительных» регалий. Кто действует стаей, тот слаб по одиночке. Ну  а  Витька без Аркашки и Васьки ведь никуда и ни-ни?  Так оно было? И ведь дразнились они всегда вместе? Не по одиночке? Понимаешь, каждому человеку присущи слабости. Витькам, Васькам, Иван Ивановичу, тебе. Насчет тебя- иначе бы я здесь  не появился … Ведь так? И маме… Да-да, у  некоторых взрослых тоже есть свои проблемы. Большие и маленькие скелеты в шкафу. Только вот у всех они более-менее разные. А еще важно другое - закрываются эти шкафчики или нет. Насколько надежен замок и как  бдительно хранится ключ?  Я знаю, ты задашь мне вопрос: «У всех ли?»- Нет, не у всех.
Мне иногда это напоминает мультик, старый, детский  про ежика в тумане. Он бежит, боится всего: падающих листьев, летучей мыши. И ему кажется, что все вокруг сговорилось его напугать. А на самом деле страх сидит в нем самом. Летучей мыши, листику он вообще не нужен, они просто летают поблизости сами по себе. А он, наверное, много о себе думает, если решил, что их заинтересовал.  Так что мы самая главная проблема для самих себя.
М-да, ну и письмище …Философствовать я люблю. Ладно. Пиши мне поскорее. Пока!


                Привет, Созiдатель! 
Отзанимался по физике. Теперь вот строчу тебе письмо. Уже лето, экзамены в школе я сдал. До чего же они легкие. Теперь отдыхаю. Теперь читаю побольше из того, что мне нравится. Немного занимаюсь  алгеброй и физикой, но незаметно. Мама говорит, чтобы я  не перенапрягался. Она преувеличивает. 
Это ты скромный. Ты сильный и очень великодушный. Люди-то точно разные, есть всякие…Что общего  между алкашом? страшным бомжом и ученым, нормальным человеком? Есть сильные, умные, яркие личности, а есть просто бездари и тупицы.Вот у меня в школе, в основном, были тупицы, придурки… Они просто завидовали мне.  Люди не любят тех, кто выбивается вперед, они стремятся унизить его, подмять под себя. «Не высовывайся»- вот главный принцип толпы. В школе я усвоил один урок: никогда не будь в толпе, это безликая масса, серость, ведомая инстинктами.
 А насчет взрослых и их «скелетов» я не знаю. Мама кажется такой сильной. Но иногда она  очень грустная… Да-да. Наверное, это из-за меня. Но я ее очень люблю. Ведь я у ней один.
Если честно, я еще не определил для себя – в чем смысл моей жизни. Наверное, чтобы совершить что-то такое, чтобы… чтобы…оставить после себя память. Ну, в общем, как минимум - чтобы многое понять на этом свете.  А ты тогда кто? У нас в школе говорили так: «ты кто по жизни ваще будешь?» Извини меня за это жаргонное выражение, я знаю слова похуже - моя мама зовет их арго или эвфемизмами…но она, слава Богу, не знает, что я  знаю их.

 
                Привет, дружище!
М-да, ну и зол же ты на них. Оставь. Агрессия разрушает, а скрытая и невысказанная претензия разъедает еще незаметнее. Зачем?  Прости и забудь. Если это было- то значит, так надо. Это уже в прошлом.  Нет, я против того, чтобы над человеком издевались, а он молчал и не защищался. Но надо уметь защищаться, тебя ударили ни за что ни про что, это ты так думаешь.  Ты ударил обидчика - и забыл, по крайней мере ты ему уже не должен, и он - тебе. Постоянно возвращаться к той ситуации не имеет смысла. Хотя я против грубой силы и мести.
Ты сейчас расстроен воспоминаниями, а  чтобы оценивать ситуацию надо остыть. Первое условие абстрагирования- выйти за пределы ситуации и быть вне ее. А  ты пока что находишься внутри нее. Надо выйти.
По поводу «алкашей,страшных бомжей», а также  других нормальных в твоем понимании людей… Есть такие понятия: Фатум, закон Воздаяния. Как они тебе? Объясняют ситуацию? Согласен, недоказуемо. Но оставим их, мой друг, как область допустимых значений… В древности утверждали, что люди на каком-то уровне все равны, король, нищий, гений, дурак- ведь внутри различий нет. Разница только на поверхности. Что  ты думаешь  по этому поводу? Припоминаешь кастанедовского дона Хуана? Вот-вот, я о том же.
А еще кто-то сказал, что  знания-химеры, иллюзия. Не знаю, может быть, это так. По поводу твоей цели в жизни.Уже придумал, кто ты - охотник за знаниями. Пойдет? Я же охотник за впечатлениями. Раньше люди так же упорно добывали животных, приволакивали  тяжеленные туши  домой, разделывали их. А сейчас они, в основном, гоняются за информацией, которая бывает разного качества и разных размеров, и удовольствиями. Суррогат или истинный коньяк. Извини меня, в свою очередь, за такой неконструктивный пример.
Что касается-«совершить что-то такое…» это, наверное, для того, чтобы оставить после себя что-то. Более вечное, чем ты сам? В общем, продолжиться,неважно в чем. Помнишь «построить дом, посадить дерево, воспитать сына»? Для кого-то - слава… Ну, для ученых таких как твой любимый Ньютон, Фарадей, Тесла и etc были их выдающиеся открытия, которые живут на века. А у простых людей. Дай-ка подумать… Все нашел, эврика! - их род и их потомки. Каждому - свое.
По поводу моей натуры - ты загну-у-л, я нормальный, ну то есть обычный…Понимаешь - у меня столько достоинств и недостатков, на первый взгляд несовместимых, что я сам порой не знаю - какими  явными качествами характера  я наделен. Наверное, в глубине своей души нейтральный тип.
А насчет определения моей сути- тут я отвечу. Catcher in the rye - для таких как ты.
P.S. Извини, что был в чем-то резок и непоследователен, но просто это моя точка зрения… Ты можешь с ней не согласиться. Сегодня я слишком сумбурен, пожалуй.

Созiдатель.

                Привет, Созiдатель!
 Только сейчас понял - как редко я произношу это слово: Привет! И печатаю тоже редко. А для кого-то это слово  настолько привычно. Ты знаешь- я сегодня  смотрел фильм в кинотеатре с мамой «Вечное сияние чистого разума». Иногда в самом названии произведения  смысла скрыто больше, чем в самом фильме. Завораживает…
Насчет внутреннего равенства людей- это понятно. Но, понимаешь, люди  такие разные… Все равно. Кастанеду я читал- знаешь ли, получается странная мозаика, я прочел много всего, и иногда встречал почти одни и те же утверждения от разных людей разных эпох, неважно  кто они - обыватели, ученые, и т.п. Здоровые или полусумасшедшие, насчет последних – не знаю, но мне так кажется.  В общем, информация повторяется, но поверить мне в нее сложно. Я запутался. Но знаю, что-то есть такое. Мир сложен и прост одновременно. Я это даже не утверждаю, а чувствую. Наверное, это  и есть эмпирика?
Кажется, моя мечта про море осуществляется. Мама взяла отпуск и мы едем в Алупку к бабушке, она переехала туда жить. Почти на все лето. К морю! Это означает- мы едем купаться, загорать, нырять в море с открытыми глазами, бродить по пляжу, смотреть на звезды!
 Как жаль, что я не смогу писать тебе письма там. Но я обязательно расскажу тебе обо всем, что увижу. Пожалуй, я начну записывать в тетрадку свои впечатления. Или нет… не надо. Все запоминающееся, оно и на то запоминающееся, чтобы помнить об этом без ручки и бумаги.
Ладно, надо паковать вещи. Уверен, что наша переписка продолжится.   
                Пока!

               
                Здравствуй, Созидатель!
 Ну вот, лето пролетело. Это  был самый лучшее лето в моей жизни…Насчет моря ты был прав. Оно, действительно, разное. Не могу даже подобрать слов и выразить все свои чувства. Одно могу сказать-это незабываемо. Все таки Мария Александровна (учительница литературы в школе) была права - в сочинениях по ее предмету я не преуспел. Ну не получается у меня выражать в письме свои мысли  и эмоции ярко и интересно.
Научился хорошо плавать. Ныряю - тоже неплохо. Уезжать не хотелось. Моя мама, когда мы ехали  домой на поезде, сказала  фразу, которую я отчетливо запомнил: «Недели, проведенные на море, волшебны, но обладают одним существенным недостатком- время летит незаметно» Это точно.
  Ты знаешь, завтра у меня сложный день. Завтра линейка… но не в этом дело. Просто новая обстановка и новая школа. Для таких же как я. Ну, в смысле, для одаренных...  Нам  вместе будет легче. По правде, я немного боюсь… Справлюсь ли я ? Как ко мне будут относиться другие дети? Я так привыкать учиться  дома, но у мамы новая работа. У  нее теперь полный рабочий день. Хотя ей нравится. Мне важно твое мнение. Напиши мне скорее.

На следующий день была линейка.1 Сентября - для многих особый день. Утром моросил мелкий дождь, было зябко. На улицах то и дело встречались дети  с букетами цветов,  с оживленными лицами. Букеты были разными, впрочем, как и выражения лиц их обладателей. Гладиолусы, астры, бархатцы, георгины, ноготки, роскошные розы – веселые лица, в предвкушении чего-то такого, нового и необычного, кислые мины, на них так и читалось: «ну вот опять, блин, школа…». Кто-то улыбался - все это пестрело  и плыло.в Многие малыши  шествовали  под руку с родителями.
А вот и школа. Мама немного переживала, она казалась немного напряженной. И часто поглядывала на Стаса. Украдкой и незаметно. Как он?  Совсем нахохлился, сидя на скамейке один.
 Детей было много. И все с родителями. Была торжественная линейка. Было сказано много теплых  или похожих на них слов. Но детей это мало заботило. Они вертели головами, переглядывались, исподтишка разглядывали друг друга. Родители были раскованнее. Видимо, взрослым было проще найти общий язык.
Сколько же лиц. Все такие разные.  А теперь пора в свой класс. В десятый-экспериментальный. Там будет те, с кем  непосредственно придется учиться. Какими будут они?
 
                Привет, Созiдатель!
Я так рад! И делюсь  этой радостью с тобой.  Ты представляешь - там столько новых лиц! И каждый из них - личность! И учителя, ну не такие  в общем, как раньше. Это здорово! Маме моей тоже там понравилось. У нас в классе всего 5 человек. Я уже познакомился с  ребятами. Лиза, Максим, и еще один мальчик, имя у него чудное- Ильяс.Другие придут завтра. Лиза играет на фортепиано и на виолончели. А еще она очень хорошо разбирается в математике.  Девчонкам - это, как сказать, немного не свойственно. У нее такие необычные глаза-  ярко-зеленые.Я видел немало зеленых глаз, но у нее они очень сочного, насыщенного цвета. И еще  открытая улыбка.
У Максима- любимый предмет.. как ты думаешь?- физика! Мы с ним уже встречались на   всероссийской олимпиаде, но я  и представить не мог, что мы будем учиться в одном классе. А Ильяс, он не только разбирается хорошо в математике и химии, ну и в других предметах, конечно, но и играет в шахматы, пишет рассказы…
Нам всем понравилось быть вместе, мы очень быстро подружились. Мне так кажется. А Лиза, по-моему, расчувствовалась немного. Когда я, Ильяс и Максим  обсуждали расписание уроков (столько предметов в день), она подошла к нам  и сказала, глядя мне в глаза, представляешь?: «Как хорошо, что мы  встретились… я об этом даже  и  мечтать не могла, что мы будем учиться все вместе!»
 Вот так… даже как-то не по себе от  всех этих  впечатлений. Сегодня уж точно не засну и буду думать-думать-думать. Как всё сложится у нас?


На следующий день пришло письмо от Созiдателя. Оно называлось: «Прощальное письмо».
               

                Прощальное письмо
Ну как, утряслось? Все обошлось? Я так и думал, а ты еще переживал. Поздравляю тебя с новой жизнью. И с новыми друзьями - тоже. Желаю, чтобы все, что ты задумал в своей жизни- осуществилось. «И каждый из них - личность!» это для каждого человека, Стас…
Кажется, настало время - нам надо проститься…Ты повзрослел. У тебя новый этап в твоей жизни. Прощай! Всех благ тебе!
                Созидатель.

Ответ от Стаса Созидателю не замедлил  себя ждать…

Почему? Ты для меня  взрослый друг.  Хороший, честный, порядочный, идеальный… Созидатель, я раньше думал - что  я  один в мире. Со мной была только мама, ну и бабушка, а  весь мир казался враждебным и чужим. Ты меня убедил, что нет хороших и плохих людей, что внутри все люди добрые, а разница лишь на поверхности…И мама так тоже думает, она мне раньше тоже так говорила. Я до тебя не понимал этого. А сейчас, хоть у меня и появились друзья, но все ж таки…
 А как же ты? Я не должен забывать своих старых друзей. Ведь истинная дружба-это как наркотик,  ты же сам говорил - удовольствие общения, привыкание. С годами она становится крепче. Я могу писать тебе. Ну, хоть изредка?

На следующий день от Созiдателя тоже  пришло письмо.
Под названием: «Самое последнее – Прощальное». Стас читал его утром, свежим и ясным. Утренняя прохлада царила в комнате, на горизонте брезжил розовый рассвет - надо было собираться в школу.
               
                Самое последнее – Прощальное.
Стас, послушай, я твоя выдумка,  на самом деле меня нет… я не существую, понимаешь? Чем больше ты со мной общаешься – тем сильнее привязываешься к моему образу, прекрасному, сильному, но виртуальному. Так ты рискуешь остаться один. Ты представляешь эту опасность? Да, я  помог тебе в кризисной ситуации, но надо идти вперед, и уже без меня… Я был твоей поддержкой на определенном этапе твоей жизни,  тогда тебе было непросто, я все понимаю. Но  у каждого из нас свой путь.
Пойти меня правильно - все позади, мой мальчик… Я тебе уже не нужен. Мне надо спасать других детишек, ведь я  catcher in the rye …ты было заигрался сам с собой над пропастью, и  тут появился я…незаметно и мягко оттолкнул от зияющей бездны. Ты словно зачарованный стоял на высокой горе во ржи и смотрел вниз. Эта бездна казалась тебе «вечным сиянием чистого разума», не так ли? Очень опасная иллюзия… Сколько играющих детей сорвалось с опасной высоты вниз - я не знаю…скольким  не успел помочь - трудно представить… в моих глазах эти дети навсегда останутся яркими метеоритами, проносящимися по небу…Они возносились на вершины,  и оттуда зачастую не было пути назад. Понимаешь? Кто-то из них был обречен на одиночество,  так же как и ты. И их надо спасать…
 У тебя есть друзья, ты должен быть с ними. Ты им нужен. Ты теперь тоже catcher in the rye, как и я… и твое призвание перед друзьями -  незаметно спасать их. Вести, периодически подстраховывая  и оберегая от бездны. Иногда она оказывается слишком близко от нас…на расстоянии вытянутой руки.
 А дружба – это благо и тоже счастье, но все же она не должна быть наркотиком. В ней  кроется привязанность,  а за нею должна быть свобода. Людям не надо тонуть  друг в  друге. Смысл  близкого общения- взаимное воспитание лучшего, что есть в нас. Но ведь прежде мы должны стать друзьями  для себя. Чтобы жить во внутренней гармонии с собой. Мы не должны терять себя в дружбе, а только становиться сильнее. Внутри мы обречены на вечное, абсолютное одиночество. Ломки происходят - когда теряешь какие-то ценности, допустим, тех же друзей. Чем сильнее дружеская привязанность - тем сильнее страдания… От них никто не застрахован. Наоборот, это необходимый элемент развития и личностной эволюции. Когда обладаешь ценностями, неважно -  в чем они выражаются – в  деньгах, дружбе, знаниях, всегда в душе будь готов потерять  и принять их потерю и боль- как необходимый элемент развития. С достоинством, как высший урок созидания… Вырастешь- поймешь…
Но друзья - это тоже счастье.
Мне надо идти, тебе - тоже… Удачи, малыш!
             Созiдатель.


Да, все прошлом… Начиналась другая жизнь. Она казалась светлой и ясной. Даже не верилось…Стас сидел за компьютером, в Интернете. Почта Созiдателя была открыта. Он хотел удалить  этот почтовый ящик и, помедлив, уже кликнул было нужную клавишу, но потом просто нажал выход. В голове мелькнула мысль: «Кто знает - может он  напишет мне еще?»

                2005 год


Рецензии
признательна, что напомнили о преимуществе реального общения перед виртуальным. эти знания необходимы частым посетителям интернета, а особенно начинающим авторам произведений на этом сайте - своеобразным "Стасам". только жаль, что дружба и в реальном мире рассматривается Вами как наркотик. к тому же общение виртуальное может перерасти в реальное, если существует общность интересов. а как же вера в лучшее. а фраза "Кто знает - может он напишет мне еще" воспринимается как опровержение этой мысли, как убиение в человеке этой веры. по-крайней мере, на основе самого последнего прощального письма. жаль.

Эржэнэ Шаманова   14.04.2010 14:41     Заявить о нарушении
Большое спасибо за проявленный интерес к произведению. Ваш отклик пробудил отголоски той бури эмоций шестилетней давности, при которых и был написан рассказ :). А теперь давайте побеседуем.
Drugomania- это рассказ о дружбе, за дружбу (слава Богу, считаю,что у меня есть близкие друзья) и о людях, которые не научились дружить. Мальчик выдумывает себе героя, Созiдателя, и от его имени пишет себе письма, что само по себе странно... это можно даже посчитать, уф-ф, уж если не "шизой", что в классической психиатрии зовется раздвоением личности, а проблемами в общении с социумом, самовосприятии. О цельности не сложившейся, еще юной натуры речь здесь не идет.
Сюжетная линия взята из жизни - вернее, из журнальной статьи в журнале "Огонек" про вундеркиндов в детстве, там есть упоминание о том, что один одаренный мальчик, обделенный общением, писал себе письма от выдуманных друзей, сильных и наделенных всеми совершенствами. Поэтому, в самом названии - мания, это вторая часть слова. Отношения (включая дружбу)- вообще сами по себе великий труд, они ведь не возникают из неоткуда. Отношения-это процесс, жертва, самовоспитание и воспитание других. В этом случае не могу не упомянуть статью о печальной судьбе юного вундеркинда Павлика Коноплева в журнале "Наука и жизнь" № 5, 2004 г."Судьба вундеркиндов. вы думали о ней?"
Прочитав заметки я задумалась над тем фактом- какими достоинствами должны быть наделены эти воображаемые"друзья"? Конструирование образов меня крайне заинтересовало.Лично мне показалось интересным то обстоятельство, что Созiдатель возник сначала - как alter ego, второе "я", вроде дневниковых заметок. Напоминает психологический прием, в общем, попытка абстрагирования от своей личности и выход из ситуации. Возможность посмотреть на себя со стороны.
Затем "Созiдатель" предстает как некая отдельная сущность, уже более емкая, чем сам мальчик. В чем-то аналог сказки Андерсона про Оле-Лукойе
Идеальное и мудрое второе "я", существующее в виртуале, а в обычной жизни мы ведем себя совершенно по-другому, рефлексируем и переживаем. Тогда имеет место выстраивание "идеального" образа, желание быть похожим на него, абстрагироваться от своих слабостей.
В общем, Сatcher in the rye -это уже совсем отдельный самостоятельный образ и независимая идея. Может рассматриваться как обособленный персонаж- фантасмогорическая сущность или как архетип, защитный механизм, дремлющий в каждом подсознании для истинного любителя фэнтези- возможно, вообще нечто отдельное от личности мальчика.
Стиль письма немного не верен и "притянут за уши"- он уж слишком характерен для живого общения а не эпистолярный, но в отсутствие как раз таки общения - это-то и есть аналог более близкой беседы.
Самым существенным недостатком, на мой взгляд, является то, что десятилетний мальчик не может быть таким мудрым для своих лет. В этом и проявляется один из главных недостатков. Но может быть у маленьких вундеров все по-другому?- этим-то я себя утешала в начале своего виртуального же бумагомарательства.
Мальчик поймет, что он нужен другим детям, Максиму, Ильясу, Лизе, потому как эти дети тоже были одиноки. Так что здесь все-таки автором дается шанс реальной дружбе, а не одиночному прозябанию у компа. Сatcher in the rye ушел и в тоже время остался в главном герое. Расстаться с Созидателем (созданным мальчиком персонажем) для мальчика было непросто и в будущее он вступает немного неуверенным в себе, так и выстраиваемых отношениях с социумом. Поэтому Сatcher in the rye может воскреснуть для него. Но, надеюсь, что друзья у него будут,а писать письма себе он уже не будет ;).

Зинаида Павлова   15.04.2010 21:17   Заявить о нарушении
признаюсь, что заинтересовалась произведением с точки вышеизложенного зрения (у кого что болит называется), но ваша версия, после некоторого переосмысления, побудила еще больший интерес. перечитала рассказ. согласна с указанным вами недостатком. его я отметила с первого раза. так размышлять о жизни может человек в возрасте не менее 25 лет, как говорится умудренный жизнью. многие высказывания о дружбе, на мой взгляд, не характерны для мальчика в возрасте 10 лет, даже пусть и вундеркинда. надеюсь правильно написала слово. люблю простые фразы и русскую речь, не нагромажденную бог не весть откуда взявшимися иностранными словами. Например, слово коллега. мы привыкли отделять понятия друга и коллеги. между тем, коллега от лат. переводится как друг. это так, к слову. возможно захотелось хоть чуточку блеснуть знаниями. хотя уверенна, что вы более начитаны, чем я. философствовать в рамках жита и быта я люблю, хлебом не корми. что касается раздвояния личности и изыскания неординарного способа борьбы с одиночеством - это, к сожалению, проблема не только маловозрастных, но и нас, великовозрастных. я бы сказала проблема несостоявшихся личностей, нецельных. хотя стремление к постижению истины, которая непостижима и есть, наверное, смысл человеческого существования. каждый из нас стремится оставить после себя след - это вы верно отметили. возможно желание продолжения рода через свое "я" и есть это стремление. но необязательно только примитивных, на наш взгляд, людей. хотя история подтверждает неоднократно то, что великие люди-гении не "обременяли" себя созданием семьи. в последнее время я черной завистью начала завидовать вот этим "примитивным" людем. мальчик-вундеркинд Стас, посмотрите, как он несчастлив. и не потому что не похож на серую толпу, "чернь" как любят выражаться поэты. несчастлив он того, что слишком много знает. думает,анализирует, сопоставляет, размышляет и т. д. разумеется, я не за животное существование человека, но, возможно, не следует стремится к постижению якобы истины. просто потому что ее нет. есть одно - субъективность мира и вера в лучшее человеческое начало. это та истина, которая постигнута мной лично. и опять же в конце, даже с точки зрения раздвоения личности, вами приводится фраза "кто знает...". не суть, что найдет он друзей или не найдет. проблема раздвоения осталась и я уверена, что он напишет еще письмо к Созидателю. и это нормально. это не анамальное явление. это как ведение записей, дневника. в каждом человеке есть и доброе и черное начала. по-другому, общение с совестью. у кого-то процесс общения с собственной совестью проводится в устной форме, а не в письменной. очень толковый рассказ. шевелит мозги. хотелось бы побробнее рассмотреть понятие дружбы. подисскусировать с вами, но этот лимит в 3000 чего-то прямо-таки раздражает.

Эржэнэ Шаманова   16.04.2010 17:25   Заявить о нарушении
да уж...чесговоря,сама когда перечитываю рассказ,такое ощущение складывается, что прочитываю его как в первый раз.Сама не знаю почему.Насчет собственной начитанности -это было в подростковом возрасте,тогда читала запоем, сейчас нет... В этом произведении есть еще одна глубокая тема,помимо одиночества, она здесь на вторых ролях, это тема гордыни,избранности,собственной исключительности т.п. иногда ведь бывает проще обвинить,чем понять и простить другого человека.Так что Стасу тут, как и многим нам, пришлось решить этот вопрос посредством внутренней дискуссии "кто прав и виноват",равенства людей простых и одаренных, насчет черни,толпы,обыденных людей-это все наклейки того же ранга.И он тут, конечно,неправ.И осознает это,уже поостыв, в письме от Созидателя.Все-таки,он добрый мальчик,просто загнанный в угол и непонятый."Простые люди"-категория условная.Простых людей нет. Все ведь уникальные внутри.И все равны и ценны. Насчет деторождения и продолжения рода-это фундаментальные ценности.К ним надо стремиться. Насчет истины согласна,восприятие ее во многом субъективно,у каждого она своя,но по содержанию,внутреннему смыслу этого восприятия она,в принципе, универсальна.(уф,кажется, чушь порю...). Мне импонирует позиция теолога Фомы Аквинского,который написав множество книг по богословию,высказал в итоге фразу,что-то вроде: любая старуха набожнее меня... Засим пока заканчиваю.

Зинаида Павлова   16.04.2010 23:34   Заявить о нарушении
да, знать многое, не значит верить. то, что постижимо для ума не станет объектом веры. умом Россию не понять... в Россию можно только верить. строки Есенина. может потому христиане верят в Бога, что не понять им мудрость и силу Иисуса как проповедника, человека. а Иисус верил в людей и сила его заключалась в этой вере.
исключительность и гордыня. сколько раз силу и выдержку Иисуса относила к его исключительной гордыне наряду с верой. что ставку он делал на отношение будущего поколения к нему. если вера в лучшее начало человека в нем осталась, значит не познал он сущность человека, его психологию. если вера ушла и осталась гордыня - грош цена его жизни. а простить и понять может не только негордый человек, а, возможно, исклютельно гордый. сколько раз наблюдала общение хороших на первый взгляд людей с теми, с кем никто не общается. и понимала, что в отдельных личностях говорит гордыня. вот, дескать я, никто не общается, а я да. причем, заметно, что человек себя насилует, нет у них абсолютно никаких общих интересов. и вот так бывает, оказывается.

Эржэнэ Шаманова   17.04.2010 16:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.