Письмо семнадцатое

Так надолго из Киева я не уезжал ещё никогда. Тот первый приезд не в счёт. Он пролетел в угаре забот и проблем. За рулём сидел Серёжка, и у меня было время осмотреться. Подумать. Мимо проплывали знакомые улицы моего города. Я так думал - моего города. Это уже был не мой город. Ещё не чужой, но уже не мой. С ним меня связывало прошлое, но не будущее и это чувство налагало какой-то  особый отпечаток на всё, что я видел.

 Вдруг Серёжка вспомнил, что ровно год назад, именно в этот день, мы смеялись над "пылесос к завтраку" (запомнил же). А это  была  такая история. Я пошёл на базар и продал пылесос (то, что я умудрился что-то продать само по себе чудо) за  один миллион купонов (6$). В своё время он был куплен по большому блату за двадцать пять рублей. На этот миллион купил поесть. Уместилось всё в  целлофановом кулёчке, который я, повесив на мизинец, принёс домой со словами: «А сегодня на обед у нас пылесос». Да. Это было ровно год назад. А сегодня мы едем по этому же городу на своей машине, забитой под крышу разными подарками. Кто бы мог подумать? У меня, даже в самых смелых мечтах такого не было, но бесплатных пирожных  не бывает. За это нам ещё предстоит заплатить свою цену, а пока мы платили разлукой с близкими, перечёркнутой жизнью, ничего не стоящим прошлым. Наверное, подсознательно мы за тем и ехали, не только повидаться, но и вспомнить самих себя. Немножечко отдохнуть на нажитом тобой багаже авторитета, а не доказывать ежечасно, ежесекундно, какой ты белый и пушистый.

 Что хотела в эту поездку Люська, кроме как забрать нашего Артошечку, я не знаю, хотя она моя жена. Серёжка - вообще тёмная комната, не к чести моей будет сказано. Много ли отцов могут похвастать, что хорошо знают своего двадцати однолетнего ребёнка? Возможно, я  сгустил краски, но знать его так, как мне того хотелось бы, не знаю. Думаю, имея столько денег в кармане, сколько вряд ли  было у сверстников за год, не трудно представить его желания. Хотя и упрощать, не стоит. Я же ехал посмотреть, что произошло за год с моими знакомыми, друзьями с которыми мы не переписывались, и по результатам попытаться спрогнозировать, что могло бы произойти со мной, не уедь мы из страны. Я чувствовал, эта моя затея изначально обречена на провал, но...

Не буду описывать подробности нашего пребывания в Киеве. Замечу только, через десять дней Люська сказала: «Поехали домой. Я здесь уже устала». Мы отловили ребёнка, запихнули его в машину и поехали. Дорога обратно отличалась только тем, что вместо двадцати четырёх часов, стояли двадцать восемь  на украинско - польской границе. Проезжая в обратном направлении границу Чехии и Германии, где нас даже не остановили, взглянув на ходу на наши паспорта, я почувствовал, возвращаюсь домой. Повторяю ещё раз, наверное, мы ненормальные.

 Из Киева приехали какие-то одуревшие. Наши здешние проблемы, до поездки, казавшиеся такими тяжко-неразрешимыми, показались смешными. Люська сказала:
 -Я, по-моему,  навсегда излечилась от  ностальгии. Если и захочу поехать опять, то не раньше чем через год и не больше чем на десять дней.
 
 В начале августа нас, то есть меня и Серёгу,  вызвали в Arbeitsamt. Сказали, будет  проводиться какой-то тест и назначили его на четверг к 8:00. Мы явились. Кроме нас было ещё  шесть человек. Был там и мой знакомый с курсов Володя. Я не знаю плакать ли, смеяться или ругаться? С восьми утра до часу с двумя десятиминутными перерывами мы сдавали всевозможные тесты. Сначала отличали кружки от квадратиков, квадратики от треугольников и занимались около двух часов подобной ерундой. Создавалось стойкое убеждение - мы  доказываем, что мы  принадлежим к виду homo sapiens. Потом решали какие-то математические задачи, потом писали  сочинения (на  немецком языке) и в конце решали по картинке, в какую сторону будут крутиться шестерни  в нарисованном редукторе. Редуктор предлагался сначала из четырёх шестерён и далее до двадцати, двадцати четырёх. И всё на время. В час нас оставили в покое и сказали, что результаты будут в три.

 Мы все терялись в догадках. Зачем вся эта чертовщина? Мы же не собираемся лететь в космос. Речь идёт всего лишь о простой  профессии. К тому же все, так или иначе, уже отработали в ней. Кто два года как Серёжка, а кто и больше двадцати, как я и Вовка. Начали вызывать по одному. В результате всем отказано из-за плохого знания языка. Чушь! Ладно, мне и Серёжке. А Вовке? Хорошо его жена пришла и еле-еле его забрала. Он рвался выщипать  экзаменатору бороду прихваченным из дома пинцетом. И выщипал бы, если б не она.

В общем, у меня осталась твёрдая уверенность, мы стали участниками какой-то закулисной игры. А мне-то, какое дело до их  игрушек? Обидно, но  нам ли привыкать? Мысленно послал я этот Arbeitsamt всем скопом, вместе с их хваленым зданием, палисадником, шефом, компьютерным залом, привратниками  и пристройками по могучему русскому адресу и сказал себе: «Сигизмунд, много ли организаций ты знаешь, которые беспокоились о тебе, а не о себе? Почему здесь должно быть иначе?  Человек он везде человек.  И грабли, гребущие от себя, я ещё не видел». Из-за дохлых обещаний улыбчивого чиновника я не предпринимал ничего почти пять месяцев, правда, за это время добил таки билеты до конца, но в основном ждал у моря погоды. Мысль о том, что бы "подмазать" откинул сразу. Во-первых: здесь нужно твёрдо знать «правила игры», а кто тебе их объяснит, а  во-вторых, можно и нарваться. Теперь с этим покончено.
 
 Буквально в десяти метрах от нашего парадного находились курсы шоферов Sepp(а)  Greiner(а). На следующий день с утра я пошёл и попал как раз на него. Мужик лет шестидесяти - шестидесяти трёх. Столько  обаяния в одном человеке мне очень редко приходилось встречать. Не хотелось разбираться это профессиональное или  он от природы такой. Душа отдыхала. Я ему выложил всё, как  есть. И, что сразу всё заплатить не смогу и, что пять месяцев  ждал. Он меня ни разу не перебил, хотя сомневаюсь, понял ли всё. Потом, посмотрев мои документы, выдал билеты, которые я долбил последние полгода.

 Через два дня я пришёл вечером, когда  у него занималась группа. Он вытаращил на меня глаза, но ничего не сказал, а дал три билета. Когда решишь, поднимешь руку, и посадил на задней парте. Решение заняло меньше минуты. Ведь я их долбил честно и усердно. За это время он успел дойти до доски, взять указку и сказать две-три фразы. Увидев  мою  поднятую руку, сказал, что-то типа:
 -Не может быть! Что уже всё? (за дословный перевод не ручаюсь)
 -Да.
 Он подлетает ко мне,  хватает билеты, пробегает их глазами, что-то бормоча под нос, и даёт ещё три, но теперь уже стоит рядом. Группа всю эту сцену наблюдает. С теми  тремя я разобрался так же. И тут он произнёс речь:
 -Олухи! Вот посмотрите! Иностранец. Еле говорит по-немецки. За два дня выучил то, что я вам долблю уже второй месяц. (за перевод тоже не ручаюсь, но что-то похоже)
 И, обращаясь ко мне:
 -В четверг сможешь прийти сдавать экзамены?
 -Да.
И тут до меня доходит, основные билеты он не проверял, а только дополнительные. Те, что  касаются грузовика. А ведь правила основные на немецком языке! Караул! Осталось пять дней. Я кажется, своим бахвальством загнал себя в угол.

 Четыре дня, вернее первые  двое суток, сидел, пока шарики не стали заходить за ролики. Потом перерыв и опять, но всё равно в трёх билетах от одной до четырёх ошибок. И все языковые. В среду решил отказаться от экзамена и перенести его на неделю. Пошёл к нему. Увидев меня, он вышел из-за стола, протянул руку и, не дав мне рта раскрыть, спрашивает:
 -А какой твой родной язык?
 -Русский.
 -А не хочешь ли ты сдавать основные билеты по-русски? Это будет стоить на 30DM дороже.
Так я вас спрашиваю - мне продолжать? Конечно же я сдал, эти чёртовы экзамены, к которым, по моему, готовился, как ни к каким экзаменам в своей жизни. А какую мы закатили дома капитальную попойку, это ни в сказке сказать, ни пером описать.

Ведь, что означала сдача на эти права? Новый этап. Конец ожиданиям. Неизвестности. Заглядываниям в почтовый ящик каждый день (а вдруг от улыбчивого дяди приветик). Я опять стоял на своих ногах, и очень хотелось верить, похож на ваньку-встаньку. Помните, во времена нашего детства была такая игрушка. Она ещё иначе называлась кукла Неваляшка.  С низким центром тяжести. Её нельзя было положить. Она всё время вскакивала. Да, скажете вы, смерть от скромности тебе не угрожает. Это верно. От скромности я не умру потому, что бы меня где-то взяли на работу, я должен расхваливать свои достоинства (но в пределах разумного) и молчать о недостатках. Отъездив ещё шесть часов(!) и сдав экзамены по вождению, я обрёл наконец-то вожделенные немецкие права второго класса и только после этого получил возможность начать искать работу.

На всё это ушёл  один год и два месяца. Казалось бы подумаешь достижение, но я знал одно - мы учимся, а значит, двигаемся вперёд. Что нас там ждет мы не знали, но что-то меняется и хочется надеяться к лучшему. После окончания всей этой истории я стал иначе смотреть на людей подтверждающих свои дипломы о высшем образовании (и такие есть, не много правда, но есть). Это адский труд. Здесь завязано всё. И твёрдость характера, и упрямство и вера в себя и чёрт знает сколько ещё всего, у меня это вызывает уважение.


Продолжение http://www.proza.ru/2010/01/03/860


Рецензии
Предисловие к отзыву: Это письмо, Валера, написано лучше, чем предыдущее, а о тринадцатом я уже и не говорю. Вот ты написал мне, что не литератор, а на деле сам, своим текстом опроверг свои умозаключения. Хорошую литературу и читать приятно. Одно лишь информативное чтение – это журналистский принцип, но и там надо писать грамотно (не имею в виду ошибки). Но и здесь ты допустил блоху:
Письмо начинается забавной историей про пылесос с хорошим юмором, но слова «в этот день, мы смеялись над пылесосом» немножко какие-то дикие, требующие разъяснения, которые затем последовали. Но зачем это делать? Такое неверное построение видимо довлеет над тобой – такая манера письма, от которой хош-нехош а избавляться необходимо.
Сам прекрасно понимаешь, что смеяться над топором, отвёрткой или пылесосом – это неправильно. Обидно для пылесоса. Остальной текст читается легко, приятно и заставляет задуматься, что у тебя мне нравится больше всего.

Но это по литературе. Теперь по делу:

Письмо глубокое, несмотря на общий информативный характер. За любой фразой стоит послевкусие: например «то, что я умудрился что-то продать само по себе чудо» говорит о натуре, образе. Мне эта фраза понятна, потому, что сам такой. Чтобы я не пытался продать – облом. Мне как-то отец рассказывал, как он после войны хотел продать на толкучке трофейные часы за десять руб; полдня простоял и никак. Купил их перекупщик за пять и тут же заорал: - «Покупай недорого часы Геббельса за сто рублей»! У него тут же купили за пятьдесят! Вот что ты заставил меня вспомнить.
Теперь вопрос о доме. Где он? Это главный вопрос письма. Именно он и задаёт всему определённый тон. Вопрос из психологии и только из неё родимой. Ответ поначалу прост, как арбуз: дом там, где ты чувствуешь себя комфортно, но за этим определением огромный шлейф места рождения, Родины (даже если она уродина), национальных факторов, мамы с папой, воспитания, культуры, скорости адаптирования и много чего другого. Вместо трактата на эту тему приведу пример из моей жизни: моя малая родина безусловно Воронеж, но после первого института – Ростов. И сейчас не знаю где она? Вернувшись в Воронеж и прожив уже 25 лет в нём, я по-прежнему говорю: - «А у нас в Ростове…», чем у жены вызываю стойкое раздражение. По пути на море пять лет назад, остановились у друзей на два дня в Ростове. Ездил по своим былым местам со слезами на глазах. Люди все разные. По разному чувствуют свой дом и Родину. Это не должно вызывать неприятия. Но сам по себе вопрос сложен и лежит, как я уже говорил в области психологии.
Забавны абсурдные немецкие тесты, но у них ничего не делается просто так. Понять их – значит надо быть немцем.

В конце повествования ты написал, что «стал по другому смотреть на людей
подтверждающих свои дипломы» (по литературе это не очень.), но смысл глубокий.
Это серьёзная проблема. Я узнал о ней от моих друзей – врачей, уехавших в Израиль, а потом от своих друзей, сын которых работал в Германии хирургом ортопедом. Кстати вернулся и преподаёт сейчас в Ростовском мединституте.
А что такое любой экзамен? Это стресс. Это я уже как преподаватель могу сказать определённо. Я это прочувствовал на свое шкуре, когда сдавал кандидатские экзамены, кстати очень похоже на то, что ты описал. Мои знания предмета были на три головы выше знаний экзаменаторов, и мне было забавно то, что они не понимают сути профессии, цепляясь на книжные определения и прочие глупости. Это происходит не от недостатка ума, а от деформации преподавателей. За годы преподавания – они теряют почву под ногами. Поэтому, когда сам преподавал, всегда во главу ставил развитие логического инженерного мышления у студентов и на экзаменах главным считал не зазубренные определения, а способность мыслить.
Хорошее письмо, Валерий.

Вадим Гарин   04.10.2015 09:06     Заявить о нарушении
Спасибо Вадим. С пылесосом ты безусловно прав. Сейчас исправлю. Если ты дочитаешь до конца, то наверное заметишь как мы изменились. Мы стали не такими как вначале писем. Другие оценки, другой подход. Надеюсь мне это удалось передать.

Валерий Слободской   04.10.2015 12:13   Заявить о нарушении
Читаю с удовольствием. Начал писать шестую часть "Размышлений у живописного полотна". Она будет посвящена крещению. Много дикости в этом таинстве, а ещё более в наших понятиях об этом. Вся сложность не изучении материала - я уже достаточно долго сижу в нём, а в моих целях: многие мои оппоненты считают, что я разоблачаю или высмеиваю. Это совершенно не верно. Критиков и без меня хватает. Моя задача самому понять и донести до своих немногочисленных читателей историю вопроса и своё отношение к ней. И великолепная картина здесь практически не причём. Она пробудила интерес к определённым библейским событиям и появилось желание не только изучить точку зрения художника, но главное факты, историю вопроса. Иванов читал одно, а я другое. Его интересовал поворот истории мирового общества в сторону православной морали в связи с явлением Христа, а для меня это интересно, но абсурдно: и это доказано самим временем. "Приход" Христа и христианства в целом не улучшило породу людей. Они только и занимаются тем, как бы всех поубивать, чтобы горстке жилось бы, как в раю! Для них народы - мусор!
Если это помешает чтению - прерву, но ты не обижайся - буду стараться прочесть. Мне нравятся твои письма и я тоже на них учусь.

Вадим Гарин   04.10.2015 12:58   Заявить о нарушении
Знаешь Вадим, я вспомнил. Ты дочитал до семнадцатого письма.
Твои "Размышления" я помню. Для меня очень познавательный текст, но читалось тяжело. Видимо недостаток знаний в этой области, но ты его потихоньку убираешь. По поводу Хрисианства мне кажется, всему своё время. Было время, когда это было необходимо. Христианство принесло с собой свою мораль в общество. Сейчас возможно наступает другой виток развития, где религия не играет той роли, которую играло раньше, хотя многие делают очень верующий вид.
" но ты не обижайся - буду стараться прочесть. Мне нравятся твои письма и я тоже на них учусь." Во первых: о каких обидах может идти речь, и во вторых, чему Ты можешь научится в моих письмах?

Валерий Слободской   04.10.2015 15:31   Заявить о нарушении
Мне нравится твой неторопливый и непринуждённый рассказ. И язык, хоть тебе кажется, что он типично разговорный, но это не совсем так. Он лёгкий и вот как раз в лёгкости языка есть та изюминка, которой и учусь.
А насчёт религии ты прав и не прав. Это могучий рычаг политики и был им всегда. А насчёт христианства, я думаю, что это проект иудаизма, а не веление времени. У меня это мнение сложилось давно и в течении изучения я только укрепился в своём мнении. Озвучивать не буду: на меня навалятся и гои и изгои! Но я совершенно убеждён, что равному этому проекту нет за две тысячи лет! Ума еврейским мудрецам занимать не приходилось.

Вадим Гарин   04.10.2015 16:47   Заявить о нарушении
Куда мне со своими скудными знаниями тягаться с тобой в теме религии. Я написал, как это понимаю на основе того, что знаю. Ты конечно знаешь на енное количество порядков больше, отсюда и выводы. А идея эта интересная и родилась у тебя явно не на ровном месте.

Валерий Слободской   04.10.2015 17:13   Заявить о нарушении
Прочитал восемнадцатое письмо с удовольствием. Оставил отзыв в замечаниях. А поводу своих рассуждений как-нибудь озвучу скорее всего тебе в личку. Я сбрасывал штурману свои мысли без доказательств. Он принял их с интересом, он человек умный, эрудированный, хоть и не вопросах религии.

Вадим Гарин   04.10.2015 17:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.