Жажда власти и ее жертвы

Преамбула. Здесь я хочу представить 13 статей, отправленных мною в свое время в "Учительскую газету". Большая часть из них была опубликована, хотя и в урезанном виде.

Ученик 262 школы Санкт-Петербурга, 14 лет,  бросился под колёса электрички, после того как учительница потребовала от него деньги на нужды школы и выполнения задания по уборке класса. Вчера, 3-го октября, мы узнали об этом из телепередачи Андрея Малахова. О самоубийстве школьников я однажды писал местную газету: тогда погибли две девочки из Подмосковья, которые, взявшись за руки, прыгнули с подоконника восьмого этажа на тротуар. Когда приблизительно в то же время в нашем городе повесился девятиклассник, никто нигде о трагедии не упомянул. Когда в прежнюю эпоху таким же способом погибали дети, средства информации держали язык за зубами.
Кто виноват? – Конечно, тут есть «стрелочник». Однако, если «дорога» неисправна, «аварии» будут происходить периодически.  Что я имею в виду? Я имею в виду тот факт, что у нас в государстве нет реально действующего института по защите детских прав. А если что-то и есть, то лишь на уровне юмора. Дети не знают своих прав, и у них за спиной не стоит защитник. Зато есть великий стон по поводу их неуправляемости. К кому мог обратиться питерский школьник, чтобы получить совет и защиту? Институт психологов ещё очень слаб, юриста в школе нет. Родители по вопросам права – люди невежественные и запуганные. А завуч? А директор?
Испортил ли людей квартирный вопрос? Если бы только квартирный вопрос! Если бы только страсть к наслаждениям, к искусственной эйфории, деньгам! Многих из них испортила неуёмная жажда власти. Трудно остановиться, трудно определить границу возможного, разумного. Особенно в политике и педагогике. Нацизм, большевизм, «крепостная» педагогика. Везде – жертвы. Бей евреев! Бей «белых»! Никакой пощады двоечнику, лодырю, разгильдяю! Не умеешь – научим! Не хочешь – заставим! Как пожалуешься завучу или директору, когда они и являются основными источниками страха?
Я работал в школе 33 года и знаю, на чём держится педагогика. В основном, на принуждении, интереса и личного увлечения очень мало. Очень. Современная школа уничтожает здоровье детей. Приходят ребята в военкомат – в армию брать некого. Сутулые, узкогрудые, нездоровые,  «очкарики» заполонили современную школу. Кого они в будущем произведут на свет? Таких же сутулых, узкогрудых, нездоровых. Кого произведут на свет исхудавшие от зубрёжки девочки с большой головой на тонкой шее? – Они не захотят рожать вообще.
Мировое стремление к власти налицо в военной сфере. Создадим самое мощное оружие! Создадим самое точное оружие! И произведём всего как можно больше! Все стремятся к обеспечению безопасности, но грань между чувством безопасности и желанием «прыгнуть первым» трудно определима. Мировое стремление к власти в сфере производства создало сверхмощный конвейер по производству разных товаров. Мировой спор за лидерство перекинулся в сферу образования. Перейдём к всеобщему … нет, не среднему, – а высшему образованию! Я прочитал в местной газете, как гордится школа тем фактом, что 80 процентов её выпускников поступают в вуз. Следствие? Налицо упадок физических сил у коренного народа России, у народов Скандинавии, Западной Европы, Северной Америки. Не пора ли уточнить ориентиры движения и подумать, каким шагом идти дальше? А не прав ли Освальд Шпенглер, написавший книгу «Закат Европы» и предсказывающий христианской цивилизации судьбу  Римской империи?
В первобытной семье, если этот союз можно назвать семьей, свирепый отец властвовал над женщинами и  мужчинами – сыновьями. Терпенье кончилось: сыновья сговорились, убили его и съели, если верить Фрейду. Избрали вождя племени, который стал властвовать над «равными». Был сделан первый шаг к племенному строю. В современной семье родители властвуют над детьми вместе, хотя рецидивы первобытной семьи там и сям наблюдаются: то отец убьет сына, то сын убьет отца, то муж уйдет к любовнице, то жена бросит детей. Мы приветствует цивилизацию, приветствуем эмансипацию, феминизацию как великие достижения. Но, может быть, женщины потому и перестали рожать, что ушли от абсолютной власти мужчин? Может быть, и христианской женщине наполовину закрыть лицо черным платком? Я ставлю вопрос, а ответ требует исследования.
В классе учитель властвует над учениками. Однако власть эта лишена родственных симпатий, взаимной любви, как в семье. Как привести чужое дитя, коллектив чужих детей к послушанию? С помощью убеждения, нравственного и административного нажима. Здесь учитель и развивает свои способности. Вялый, безвластный учитель не может управлять классом, в этой ситуации, скорее, класс будет управлять им. Энергичный, властный учитель может управлять классом, и степень послушания будет зависеть от его умения властвовать. Начинается подспудная война: кто кого? Стремление  властвовать над детьми, командовать ими в российской системе образования подогревается всевозможными приманками, исходящими от начальства, которое тоже стремится к власти (уже над учителями), – грамота, премия, звание, благодарность, количество недельных уроков.  Все хотят о себе доброй славы, учителя – не исключение. «Хороший учитель», «средний учитель», «плохой учитель» – это у нас, в основном, определяет начальство, а не родители и не ученики.
«Что Вы говорите, зачем учителю власть!» – слышу я возражение. Отвечу: не надо бояться слов – за словами стоят понятия, за понятиями – истина. Без способности властвовать морально, без морального авторитета учителя в школу не берут (не берут бывших уголовников и людей, склонных к нарушению закона). Без способности умом превосходить учеников, умения логически убеждать их учителю трудно работать, невозможно работать. Бесконечные крики, повышение голоса недалёких по уму, образованию и опыту наставников свидетельствуют об этом. Есть и административная власть, которой нередко учителя злоупотребляют: то с урока ученика выгоняют, то директору жалуются. Политическая и физическая власть над человеком – не для школы. Хотя в то время, когда я работал, учитель мог обвинить ученика в «политической близорукости». «Кто заинтересован в том, чтобы ты, Сидоров, плохо учился?» – Сидоров плачет и с трудом выговаривает: «Не знаю». – «Не знаешь? Так я скажу тебе: враги наши, американские империалисты!»
Ученье – самая тяжёлая работа для тех детей, которые слабы здоровьем и умом. Что делать учителю? – Если он не подкован дидактически, то жмёт примитивными методами – двойки, грубое морализирование, записи в дневник, вызовы родителей. Накричать на ученика – тоже не исключается. Питерская учительница по современным меркам – хорошая учительница. Однако она перешла черту разумного, дозволенного, как часто это бывает,   не могла во время остановиться. И дело здесь не в деньгах, которые не уплатил ученик и не в том, что он отказался убирать класс. Дело здесь в том, что естественное стремление учительницы к власти переросло в жажду власти. Не только непосредственно в школе, – она и по телефону изводила свою жертву: звонила, вызывала, требовала, доводя до слёз главного воспитателя в семье – бабушку. Возможно, у нее произошло головокружение от успехов, которые сопутствовали её работе в школе. В педагогике, как в политике, легко увлечься властью. Или как на празднике: лишнего принял – и вообразил из себя Наполеона.
Российской школе требуется не модернизация, а реформа. Дикая гонка за высокую успеваемость, с её формализмом и стремлением выдать дутые цифры, должна быть убрана,  её место должна занять «гонка» за развитие интереса к познанию. И качества работы учителя следует оценивать с  учетом интереса к знанию. Хотят дети в классе учиться – хороший у них учитель. Не хотят – нужны анализ и квалифицированные выводы. С желанием учиться они пойдут и в институт. Все Нобелевские премии по науке будут нашими. В «крепостной» школе мы загубим здоровье молодого поколения. Звания Заслуженных, Народных и прочих, а также стотысячные гранты следует давать только тем, кого дети с радостью ждут на урок. Тем, кто, по преимуществу, пользуется моральной властью и властью ума, и в самой малой степени – властью административной. А лучше не играть в эту игру, никому не давать наград и званий, чтобы не привлекать в школу карьеристов.
Корягин Сергей Осипович. 6 октября 2005 года.


Рецензии