Глава 41. Иосиф толкует сны фараона

Вот как-то ночью сон приснился фараону,
Стоит у Нила он и видит семь коров
Пасутся в тростнике у берега по склону
И плоть тучна у них и вид у них здоров.

Ну вот выходят из реки семь коров тощих
Остановились возле тучных тех коров,
И стали есть их, эти тощие как мощи.
Когда же съели, сон окончился царев.

Опять заснул  и новый сон опять увидел:
На одном стебле поднялось семь колосков
Зерном наполненных, в  прекрасном тучном виде,
Но вот другие семь и вид их не таков.

Они пожухли, иссушил их знойный ветер.
Пожрали тощие колосья , полных семь.
И фараон проснулся: «Есть ли кто на свете,
Истолковать, чтоб смог мне эту дребедень?»

Призвал царь магов, мудрецов, вельмож всех старых
Ни кто из них не смог сей сон истолковать,
Но виночерпий вспомнил, что у Потифара
Есть раб, судьбу двоим , сумевший предсказать.

По повеленью фараона из темницы
Иосиф вышел, был пострижен и одет,
И было видно, что в вельможи он годится,
Красив лицом, и умный может дать совет.

И фараон спросил Иосифа: « Не сможешь
Ли ты мне сон, что видел я, истолковать?
Я про тебя уже наслышан, что ты можешь
Про все превратности в судьбине предсказать!»

И отвечал ему Иосиф: «Это Божье
Господь великий наш, Он , все решает Сам,
Расскажет правду всю и не испортит ложью.
Вы лишь поведайте мне, что приснилось вам».
«Вот как-то ночью мне приснилось, фараону,
Стою у Нила я и вижу семь коров
Пасутся в тростнике у берега по склону
И плоть тучна у них и вид у них здоров.

Ну вот выходят из реки семь коров тощих
Остановились возле тучных тех коров,
И стали есть их, эти тощие как мощи.
Когда же съели, сон окончился царев.

Опять заснул  и новый сон опять увидел:
На одном стебле поднялось семь колосков
Зерном наполненных, в  прекрасном тучном виде,
Но вот другие семь и вид их не таков.

Они пожухли, иссушил их знойный ветер.
Пожрали тощие колосья , полных семь.
И я проснулся и спросил «Есть кто на свете,
Кто объяснить бы  смог мне эту дребедень?»

Сказал Иосиф: «Оба сна – одно и тоже,
О планах Господа, что Он осуществит.
А снами этими поведать хочет Боже,
О том, что сбудется, что Бог наш сотворит.

Семь коров тучных, как и семь колосьев добрых
Обозначают семь грядущих добрых лет,
А семь же тощих, семь пустых- есть семь не добрых
голодных страшных лет идущих им  вослед.

Вот почему, сказал я: « Сны - одно и тоже
О планах Господа, что Он осуществит.
А снами этими поведать хочет Боже,
О том, что сбудется, что Бог наш сотворит.

А то, что сон был повторен царю два раза
Обозначает, что воистину Господь
Сие исполнит, и что это род приказа,
Готовить к бедам душу и к страданьям плоть».

И пусть найдет царь себе мудрого вельможу
Который  смог бы всем Египтом управлять.
И пусть он, в добрый год, в  запас зерно отложит,
Чтобы в голодный год мог люд не умирать».

Сие понравилась монарху и вельможам
А фараон тогда спросил у своих слуг:
«Где мы такого человека найти сможем,
того в котором прибывал бы Божий дух?»

И сам ответил он , Иосифу промолвив:
«Так как Господь открыл тебе сие во сне,
то нет тебя мудрей, кто  лучше бы исполнил
все то,  что надо делать, что сказал ты мне!

Над домом будешь ты моим, а весь народ мой
Держаться будет теперь слова твоего
И лишь престолом , да любовью  всенародной
Я буду больше мажордома моего».

И он Иосифа поставил над страною,
Свой царский перстень на Иосифа надел,
Украсил шею ему цепью золотою,
В одежды тонкого  виссона приодел.

Сказал Иосифу: « По моему приказу,
Никто  в Египте ни рукой и ни ногой
Без твоей воли уж не двинет и ни разу,
И вся земля моя отныне под тобой!

За фараоном сразу,  в лучшей колеснице
Отныне будешь ты, Иосиф, выезжать
Я всех заставлю пред тобою преклониться
Всем повелю тебя любить и уважать!»

Назвал Иосифа он Цафнаф-панеахом
Дал в жены Асенефу, Потифера дочь
Илиопольского жреца, и одним махом
Иосиф стал в земле Египетской все мочь.
Земля ж Египта, семь годов была обильна,
С зерна по горсти земледелец собирал
И приказал Иосиф в годы изобилья,
Чтобы излишки каждый в города сдавал.

И в каждом городе со всех полей окрестных
Зерна скопил он столько, что не сосчитать.
Построил житницы, туда людей взял честных.
Таких что не испортят, не дадут  украсть.

В те дни жена ему двух сыновей родила
Имя Манасия он первенцу нарек:
«Ибо позволил мне Господь, и позабыл я
мои несчастья, дом отца и злой свой рок».

Второй сынок его родился басовитым,
Нарек Ефремом он сыночка своего.
И говорил: «Меня Бог сделал плодовитым
В земле страданья и успеха моего!»

Прошли семь лет хороших, семь лет изобилья
Но год восьмой уже принес большой ущерб
Лежат на всех полях лишь саранчи надкрылья,
А в землях  голод, есть в Египте только хлеб.

Проходит время, и вот голод уж в Египте,
И к фараону люди стали   вопиять.
Он отсылает их: «К Иосифу идите,
 В нем Божий Дух, что делать вам, он должен знать»!

И отворил Иосиф житницы с пшеницей
Стал Египтянам хлеб из житниц продавать.
И из других земель купцы стали стремиться
К нему за хлебом, ведь иначе - пропадать.
 


Рецензии